Архетип города. По следам утраченной цивилизации
Если явление встречается в разные исторические эпохи и наблюдается у различных этно-культурных групп, то оно является архетипическим.
Слово «архетип» с относительно недавних пор стало общеупотребимым. Однако, одновременно с популяризацией этого термина, утратились важные нюансы его значения. Введенный в гуманитарную мысль 20 века Карлом Юнгом, архетип означает структурообразующий принцип, «таинственный» механизм организовывающий опыт, как индивидуальной жизни, так и коллективного человеческого общежития. Юнг предпочитал метафорическое определение этого «трансцендентного» явления, уподобляя архетип осевой структуре кристалла – нематериальному фактору, определяющему и направляющему организацию материи.
По мнению автора термина, архетип отвечает двум критериям – повсеместности и вневременности. Так, если явление встречается в разные исторические эпохи и наблюдается у различных этно-культурных групп, то оно является архетипическим. Отсюда, «архетип младенца», «архетип семьи», «архетип матери», «архетип города»… Осмысление последнего приобретает особое значение и актуальность на фоне стремительной урбанизации планеты. Однако, в самом факте существования архетипа города содержится гораздо больше загадок, чем некий таинственный ключ к пониманию того, каким образом организовано и функционирует урбанистическое пространство.
Неожиданно, архетип города ставит вопрос о том, как давно существует наша цивилизация (в глобальном смысле). Современная «официальная» история, как правило, апеллирует к двум примерам, рассуждая на тему истории возникновения городов. Это наидревнейший из непрерывно населенных городов – Иерихон (Палестина) и покинутый еще в неолите Чатал-Хююк (территория нынешней Турции). Возраст обоих примеров в грубом исчислении составляет с десяток тысяч лет. И вот именно здесь возникает загвоздка – архетип не формируется за такой «непродолжительный период». По мнению Юнга необходимы, по крайней мере, сотни тысяч лет «повторяющегося человеческого опыта» для возникновения того или иного архетипа.
Таким образом, ни Иерихон, ни Чатал-Хююк – не могут рассматриваться в качестве прото-городов. Эти поселения стали результатом трансляции уже сформированной архетипической градо-технологии, а никак не местом ее появления. Даже стоянки древних людей в Италии (исчисляющие свой возраст несколькими десятками тысяч лет) и других местах планеты – не могут стать исследовательским образцом для расшифровки архетипа города. К сожалению, приходится признать, что у нас нет валидного эмпирического материала. Таким образом, архетип города является следом цивилизации, о которой на сегодня не существует удовлетворительного представления.
В таком случае, не остается ничего другого, как использовать метод, так называемого, реконструирующего моделирования. Парадоксально, но для понимания современного города на архетипическом уровне, необходимо реконструировать условия и режим обитания человека сотне-тысячелетней давности. Конечно же, речь не идет о прямом воссоздании этих характеристик в современных условиях. Нелепость и невозможность такого ретроградного пути – очевидна. Однако, архетипическое понимание социально-экологических, физико-химических, пространственно-символических и других нормативов среды человеческого обитания вполне может быть реализовано на современный манер. Не этой ли попыткой занято такое направление в архитектуре и градостроительстве, как биоморфизм?
- Скасування повідомлення про підготовчі роботи: юридичні аспекти Павло Васильєв 17:22
- Судова практика: сервітут без переговорів – шлях до відмови в позові Світлана Приймак 16:11
- Доцільність залучення експерта у виконавчому провадженні Дмитро Зенкін 13:14
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? Сергій Лабазюк 11:43
- Розпорядження майном "цивільного подружжя" при поділі спільного сумісного майна Євген Морозов вчора о 20:34
- JIT – концепція, час якої настав Наталія Качан вчора о 19:43
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева 21.12.2024 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов 21.12.2024 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов 21.12.2024 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник 21.12.2024 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Валюта боргу та валюта платежу в договірних відносинах Євген Морозов 20.12.2024 09:50
- БЕБ, OnlyFans та податкова істерика: хто насправді винен? Дмитро Зенкін 19.12.2024 16:55
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1374
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 669
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 567
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 285
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 166
-
В Україні рекордно подорожчав часник
Бізнес 7873
-
"Особливі буряти" Путіна. Як солдати КНДР воюють проти України: ексклюзивні подробиці
2654
-
Укренерго дало команду на екстрені відключення світла: причина
оновлено Бізнес 2374
-
Королі савани, небезпечний Крейвен і поїздка, з якої немає вороття: три кіноновинки тижня
Життя 2371
-
Смак Різдва з усього світу: від панетоне й штолена до маринованого оселедця
Життя 2026