Почему в Труcкавце разговаривают на русском
Непутевые заметки о языке и нравах
В поезде моим попутчиком был добродушный весельчак изДонецка, он с удовольствием травил анекдоты про нынешнюю власть, на чем светстоит ругал олигархов, а по приближении к конечной станции, изобразив серьезнуюгримасу, спросил:-Слушай, а русский они здесь понимают?
Кто поедет в Трускавец
Через несколько часов мы встретились убювета с «Нафтусей», водой, несколько отдающей углеводородом, но наделеннойочень целебными свойствами, ради чего сюда приезжают тысячи людей с разныхуголков ближнего и дальнего зарубежья, мой попутчик с широкой улыбкой на лице свосхищением рассказывал, как его встретил лечащий врач.
- Понимаешь, а нас пугают бандеровцами!А он со мной вежливо, по-русски, процедуры назначил, как пить водичкупосоветовал – сто пятьдесят грамм за час до обеда…
Сосед смачно попивал «Нафтусю», апоймав мой взгляд, весело расхохотался:
- Ах, ты об этом! Да каких там стопятьдесят, у нас на Донбассе меньше трехсот граммов за выпивку не считается!
Дело было в Трускавце. Мягкийкарпатский климат, спокойный размеренный ритм располагают к отдыху. Сюдаприезжают люди из разных уголков бывшего Союза, персонал, как полагается втаких случаях, изображает лояльность.
Мой лечащий врач, подозрительно записавв историю болезни среди прочих анкетных данных профессию «журналист», то липопросил, то ли предупредил:
- Если писать будешь – фамилию мою неназывай. А то манкуртом назовут…
Мы перешли на украинский, поговорили осудьбах нации, сошлись на том, что украинский язык один из самых душевных вмире, но, к сожалению, им не владеют ни туркмены, ни узбеки, ни даже русские, составляющиеабсолютное большинство контингента. Поэтому приходится выбирать понятную длявсех форму общения. В этом нет ничего страшного, но вот политики спекулируют. Вместной, а то и киевской прессе время от времени появляются гневные статьи,клеймящие позором «трускавецких янычаров».
«Что случилось с галичанками»
Читаю на одном из сайтов: «Жителей города-курорта Трускавец, которые недавноустроились на работу в новый пятизвездочный отель, заставляют переходить нарабочий русский язык. И все ради прибыли».
Авторсетует, что при входе в любой из санаториев посетителей встречают девушки внациональных костюмах с именами на бейджиках, написанными по-русски, всеобъявления – тоже не на государственном.
«Спросите галичанок, обслуживающих этугостиницу в Трускавце, что с ними случилось. - сетует автор статьи. - В ответуслышите: мы не хотим потерять работу, правила внутреннего распорядказаставляют нас общаться на русском и носить бейджики с русскими именами».
А далее предложение, которое и вовсеобескуражило: а почему бейджики с именами не написать на украинском ианглийском? Что касается украинской надписи на бейджиках, то хоть какую-тологику можно найти, хотя при написании большинства имен что по-русски, что по-украински разница водну-две буквы, а вот к чему английский для гостей из солнечной Туркмении –никак не пойму.
В поисках ответа на вопрос «чтослучилось с галичанками» я получилсовершенно неожиданно. По утрам у санаторных корпусов они, эти галицкие женщины из ближайшихдеревень, устраивают импровизированные базары. Они выкладывают свой нехитрый товарпрямо на тротуарах. Кроме обычного ширпотреба, здесь можно приобрести разныебезделушки, изготовленные гуцульскими мастерами, носки из собачей шерсти,овечью брынзу, сборы экзотических трав.
Добротная хозяйка расхваливает аккуратно разложенные кучки камней:
- Приобретайте целебный почаевский кремень, приобретайте целебный почаевскийкремень!
За кучку камней в Трускавце просят 20 гривен, можно сторговаться и дешевле.Возле Почаевской Лавры, те же 200-300 граммов камней вам с удовольствиемотпустят за «мазепинку», а если у вас есть время и желание, можете остановитьсяу края пашни и за десять минут насобирать хоть ведро. Местные селяне каждую весну убирают камни с огородов, но наследующий год кремень снова поднимается на поверхность. О целебных свойствахкремня известно немного, говорят, он очищает воду.
На вопрос к хозяйке, почему онарекламирует свой товар на ломаном русском, она широко улыбается:
- А хто з наших його купить? Це ж для гостей!
Депутатыополчились на монахов
«Для гостей» работают и туристическиеагентства. Одним из наиболее популярных маршрутов является посещение знаменитойПочаевской Лавры. Экскурсовод в свойственном для людей ее профессии стилерассказывает об этом памятнике духовной культуры. Среди участников экскурсии –искренне верующие и те, кто решил простопосмотреть. Надо сказать, что удовлетворение получили и те, и другие. Лавраежедневно принимает тысячи экскурсантов, здесь есть настоящие шедеврыискусства.
Особой популярностью у гостейпользуется Озеро Святой праведной Анны.Здесь температура воды в любое время года не поднимается выше 2-3 градусов, темне менее, окунуться в бассейн предпочитают многие. Говорят, эта водапо-настоящему волшебная, особенно для женщин, которые не могут забеременеть.
В последнее время вокруг Лавры кипятполитические страсти. Вслед за языком, фактором политической жизни уже давностала религия. На этот раз речь идет об имуществе, которое находится впользовании монахов монастыря. Недавно местный совет призвал руководство государства недопустить исключения Почаевской лавры из перечня памятников, которые неподлежат приватизации.
За безобидной формулировкой скрываетсядостаточно серьезный политический подтекст: под «приватизацией» депутатыпонимают передачу церковного имущества… монашеской братии. Вроде бы кто-тодругой, кроме блаженных отшельников, как было на протяжении веков, монастырямидолжен распоряжаться.
Не полагаясь на осведомленностьэкскурсовода, мне пришлось долго объяснять своему донецкому спутнику, чтоконфликт между местной властью и монахами то разгорается, то затухает вот ужедва десятилетия, а суть вопроса отнюдьне в стремлении государства сохранить памятник истории и культуры в целостностии сохранности для грядущих поколений. Речь идет о том, что не нравится политикамУкраинская православная церковь Московского патриархата, под чьим протекторатомнаходятся почаевские монахи.
- Нет, ну ты мне скажи, - донимал донецкийсосед, - а Бог разве тоже имеет национальность?
Я рассказал ему байку, придуманнуюльвовским профессором Иосифом Лосем, о том, что Иисус Христос родом изльвовских окраин, чем окончательно вывел из строя всю его систему нравственнойнавигации.
- Да ты шо, шутишь?
А когда я ему сказал, что лично знал панаИосифа, мой добрый донецкий друг до конца экскурсии со мной не разговаривал,лишь изредка тревожно посматривая в мою сторону. Я только представил себе, чтобы он про меня подумал, если бы я рассказал ему, что, по мнению некоторых«ученых», на галицких землях родился не только Иисус Христос, но и его мать –Дева Мария, а также до некоторых пор считавшийся греком Диоген, заточивший себяво имя поиска истины в бочку!
Сказкикарпатского леса
Когда я уезжал из Трускавца, мой донецкийсосед продлил путевку еще на неделю. «На дорожку» провели вечер в одном изресторанчиков, разбавляя в отдохнувшем организме целебную «Нафтусю» болеекрепким напитком.
- Не верю я вам, журналистам, -разоткровенничался мой собеседник. – Пугаете нас бандеровцами, лесными братьямида схронами, а здесь обыкновенные нормальные люди. Вот если бы политики невмешивались, мы бы вместе знаешь, какую страну построили! А то все язык да мова– вроде больше и говорить не о чем.
Немного подумав, он добавил:
- А про Иисуса Христа ты сам придумал?
Я сослался, как мне казалось, на весьмаавторитетный источник из Партии регионов, советника президента Украины АннуГерман, которая эту же версию однажды озвучила перед иностранными журналистами.Уловив изумленный взгляд собеседника, подумал, что сделал это напрасно.
- А это кто? Певица когда-то такая была…
Я хотел ему рассказать, что Анна Герман –не певица, а сказочница. Что в нашей стране среди политиков такая специализациякрепко прижилась, а без сказок ни одни выборы не обходятся. А потом подумал:зачем ему мозги всякими глупостями засорять? Сфотографировались у памятникаБандеры, где раньше Ленин стоял, да и расстались.
А мне подумалось, как сложно украинцам свостока и украинцам с запада понять друг друга. Но жить-то надо в одной стране!..
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 25102
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21317
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 12504
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9591
-
Селена Гомес, Демі Мур та Єва Лонгорія: найкращі образи найуспішніших жінок Голлівуду – фото
Життя 8309