Налоговый кодекс. Проверки.
Налоговый кодекс. Проверки.
Эпиграф: Пришли дурные вести.
Про кодекс. Но не чести.
(стишок лучшей подруги)
Пожалуй, наиболее неприятной частью налогового кодекса является Раздел IIАдминистрирование налогов, сборов (обязательных платежей). Ну, еще переходные положення –там тоже много чего интересного.
Если рассматривать тему проверок, то первое на что нужно обратить внимание – отмена Закона №2181 (хороший был закон, жаль что его уже не будет). Закон О ГНС, который тоже регулировал проверочную часть –не отменяют (пока???).
Что изменилось? Что осталось в прежнем виде?
Как и в действующем законодательстве, проверки остались:
-плановые и внеплановые (по времени проведения проверки);
-выездные и невыездные (по месту проведения проверки).
А вот «по способу проведения» теперь будут: камеральные, документальные, контрольные.
Практически не изменились проверки камеральные и документальные выездные. Может быть, те небольшие изменения, которые коснулись этих проверок, я рассмотрю в далеко-последующих статьях. А пока –то, что действительно изменилось серьезно.
Это: документальная выездная внеплановая проверка, контрольная проверка.
Сегодня –о первой.
Итак, документальная выездная налоговая проверка (возможно, это самый неприятный вид проверки). Проверка не предусматривается в плане-графике проведения проверок. Длительность ее – не более 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства – 10 рабочих дней. Количество внеплановых проверок может быть сколь угодно большим. Не исключен случай, когда на предприятии ПОСТОЯННО будут идти такие проверки (или же –тоже вполне реально – одновременно будут идти НЕСКОЛЬКО внеплановых проверок).
В действующем законодательстве предусмотрено только 9 оснований для проведения внеплановой проверки. В налоговом кодексе –их уже 16.
Наиболее интересные «из новенького»:
44.2.10) у разі коли платником податку на прибуток підприємств протягом двох послідовних базових звітних періодів у податковій звітності відображається від’ємне значення об’єкта оподаткування (збиток);
44.2.13) отримано від платника податків повторно протягом календарного року повідомлення про втрату, пошкодження або дострокове знищення документів, пов’язаних з визначенням грошових зобов’язань (з урахуванням вимог статті 6 цього розділу);
44.2.15) у разі отримання інформації про ухилення від оподаткування виплаченої (нарахованої) найманим особам (без документального оформлення) заробітної плати, пасивних доходів, додаткових благ, інших виплат та відшкодувань, що підлягають оподаткуванню, у тому числі внаслідок неукладення платником податків трудових договорів з найманими особами згідно із Кодексом законів про працю України, а також провадження особою господарської діяльності без державної реєстрації.
Последнее основание – логичное следование объявленной борьбе с «зарплатой в конвертах». Как оно все будет происходить –посмотрим. Одно можно сказать точно –скучно не будет. Поскольку планируемые методы, которые ГНИ будет применять во время проверок – драконовские (а учитывая практику взаимоотношений ГНИ-налогоплательщик – вообще страшноватенько).
В частности, при проведении проверок (разных) планируется осуществлять: «хронометраж», контрольные закупки, «обстеження», непрямые методы. Добавим сюда раскрытие банковской тайны, доступ налоговиков к инвентаризации, необходимость (ВСЕГДА) отвечать на запроси ГНИ – права налоговиков расширены до беспредельно-космической величины.
Повышенное внимание (особо в свете основания для проверки из п. 44.2.15) нужно уделить такому методу как «опросы физических лиц». Что это такое, пока сказать сложно –в кодексе написано скупо, ждем подзаконные акты.
Однако, с большой долей вероятности, можно сказать следующее: там точно будут основания для начислення налогов и штрафов по неаргументированному, не подтвержденному документально, заявлению гр.-на Петренко о том, что ему зарплату выплачивали «в конверте». Какие в данном случае могут быть последствия и перегибы – думаю, говорить не приходится. Алкоголик дядя Вася, выгнанный с работы за хронические прогулы, получит в руки превосходный инструмент «наказать гада-хозяина, который ездит на Мерседесе, а честному труженику на водку не хватает».
Я говорила, что «добавилось» оснований для проведения проверок.. Но, к сожалению, из этих оснований кое-что и «выброшено». А именно: в «старых» основаниях для проведения внеплановых проверок (№1, 3,5) была фраза:
«если налогоплательщик не подаст пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней с дня получения запроса».
Эта фраза –одна из самых моих любимих во всем действующем налоговом законодательстве. На основании ее (опираясь на «золотую» 19-ую статью Конституции и статью 6 ХК) налогоплательщики отказывали налоговикам в допуске к проверке – в большинстве случаев. Отказывали смело, аргументированно и законно. С введением налогового кодекса этого уже не будет (фразу убрали).
Теперь налогоплательщик должен будет ВСЕГДА отвечать на запроси ГНИ (ввели изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях), причем в кратчайшие сроки (сегодня на ответ налогоплательщиков на запрос налоговиков дается 10 дней, а будет –только 3).
Но никакие ответы не спасут его от внеплановых проверок... «Будет! Я сказал!»(с) Стоит подумать об оборудовании рабочего места в специальной комнате для проверяющих (у кого еще нет), и об изменениях в штатном расписании – например, ввести должность «Бухгалтер –пресс-секретарь, специалист по общению с налоговыми органами во время проведения внеплановых проверок». Ну не грузить же все на главбуха – он же с «плановими проверяющими» в это время общается.
ЗЫ не случайно, видимо, при переписывании в налоговый кодекс «проверочных» норм статьи 11-3 Закона о ГНС, в налоговый кодекс не вошло следующее предложение:
«Проведення перевірок органами державної податкової служби не повинно порушувати нормального режиму роботи платників податків».
Нас предупредили…