Горячий рынок: почему Латинская Америка? И почему уже сегодня?
Так сложилось исторически, что данный регион всегда был непростым экономически и по политическим причинам. Огромная территория с гористой местностью и природные катаклизмы также не способствовали стремительному подъему. Курс неолиберализма улучшил экономический климат региона, и он привлек волну иностранного капитала.
Все изменилось в последние 10 лет с приходом мобильной связи. Она стала благодатной почвой для финансового и технического развития региона: по данным Всемирного банка за 2020 год, 51% населения имеет банковский счет, и только 35 и з них – им пользуются. Соответственно, вы представляете какой потенциал рынка финтех-проектов для этого региона? Я бы сказала безграничный – половина населения! Подобные показатели проникновения могут быть разве что еще только в Африке, но там совсем другой уровень технического прогресса. И, все же, латиноамериканская банковская система чересчур зарегулирована, построена на высоких транзакционных комиссиях и громоздкой процедуре открытия счетов. Олигополия дает свое негативное влияние, 5 институций владеют 90% всех активов, в результате участникам рынка нет нужды улучшать сервис, внедрять современные продукты и бороться за потребителей. До сих пор крупнейшие банки неохотно сотрудничают друг с другом, и никто еще не предоставил прозрачную открытую банковскую структуру API. А тем временем, локальные финтех проекты стремительно привлекают инвестиции и развиваются. По данным отчета The Economist Intelligence Unit, уже 3 года назад финтех и возобновляемая энергетика были самыми развивающимися отраслями экономики. И этот тренд подтверждают громкие сделки и вливания в регион. Так, в конце 2020 года бразильская платежная компания Conductor привлекла $150 млн и планирует выход на IPO. В этом же году Conductor приступила к международной экспансии — теперь она работает не только в Бразилии, но и в Мексике, Перу, Колумбии, Аргентине, а также в Эквадоре. Финтех компанию поддерживают международная платежная система Visa и венчурная компания Riverwood Capital. Это показательный кейс, который говорит о том, что инвесторы видят перспективу в регионе и готовы вкладывать туда ресурсы. Помимо этого, Visa покупает платежный сервис YellowPaper для расширения присутствия в Южной Америке. Еще один пример: челленджер южноамериканского необанкинга Nubank закрыл очередной раунд инвестиций в 300 млн. долларов и приобрел инвестиционное приложение Easynvest, которое работает в Бразилии по модели Robinhood, предоставляя массовым клиентам доступ к инвестициям без комиссий.
Что касается В2С сегмента, здесь также прослеживается позитивная динамика: обращаясь к данным 2020 года, в Мексике, Колумбии и Чили 33,9% респондентов заявили, что они покупают через свои смартфоны гораздо больше, чем раньше. В Бразилии эта доля еще выше: 42% респондентов заявили, что частота, с которой они делают покупки в Интернете, не изменилась, а 74% из них заявили, что совершили более двух покупок через смартфон за последние 12 месяцев, соответственно есть необходимость в удобных сервисах оплаты, микрокредитования и кибербезопасности.
В целом, по мнению инвестиционного банка Goldman Sachs сфера платежей, кредитование, личные финансы и страхование имеют наибольший потенциал. К слову, этот же Goldman Sachs и Morgan Stanley вложились в бразильские финтех-стартапы в поисках более высокой доходности. Из-за недоверия к финансовым операциям в сети и страха перед мошенничеством, распространенным среди латиноамериканцев, также получат развитие проекты в сфере идентификации, блокчейна и биометрических систем. Я считаю, что финтех-решение, которое будет предоставлять сервис агрегации финансовых услуг и банковских продуктов, или, например, предлагать распределение денежных средств по самым выгодным депозитным или накопительным условиям, просто взорвет рынок. Постковидный период заставил людей искать альтернативные способы, как сохранить и приумножить сбережения.
По моему мнению, четко прослеживается воплощение прогнозов 3-4 летней давности о том, что Латинская Америка станет эпицентром развития финансовых технологий в мире. Так, наибольшая доля в общем объеме инвестиций в финтех по состоянию на середину 2020 года приходилась на Северную и Южную Америки, с уровнем 12,9 млрд. долл., тогда как в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 8,1 млрд., а в регионе EMEA — 4,6 млрд. долларов США. А, исходя из ежегодного обзора EBANX, Латинская Америка может соперничать с Юго-Восточной Азией по темпам роста своего сектора электронной коммерции и соответственно финтеха.