Как выбрать нотариуса: опыт адвоката
Пока еще вмоей практике не было такого дела, в котором нотариус проявил не то чтобыстарание в отстаивании совершенного им нотариального действия, а хотя быискренний интерес к судьбе такой сделки. Обычно или присылали в суд отписки,главным содержанием которых было уведомление о соблюдении нотариусом нормзакона, или направляли безынициативных помощников на одно-два заседания, иливообще в суд не являлись.
Одиннотариус особенно запомнился. Моему клиенту стало известно, что его квартирапродана без его ведома. Я начал заниматься этим делом. Приехали с клиентом кнотариусу, который удостоверил договор купли-продажи квартиры. Оказалось, отимени моего клиента договор подписал представитель, имени которого тот никогдане слышал. Этот же нотариус несколькими днями ранее удостоверил доверенность наимя этого представителя. На копии доверенности была подпись явно не моегоклиента. Начался суд о признании договора купли-продажи недействительным.Нотариус ни разу в суд не пришел. Два раза назначали почерковедческуюэкспертизу. Нотариус оригиналы документов с образцами подписей моего клиентаэксперту не предоставил. Несколько раз я лично ездил к нему, чтобы хоть как-топонять его позицию. Слова нотариуса были примерно такого содержания: «Да я каксейчас помню: пришел ваш клиент, говорит, хочу квартиру продать, а для этогопросил удостоверить доверенность на своего представителя…». Навел справки обэтом представителе и о покупателе квартиры. Оба оказались БОМЖами. В суде просилпризнать нотариуса соответчиком по делу и снова назначить почерковедческуюэкспертизу. После очередного непредоставления нотариусом документов экспертусуд удовлетворил иск моего клиента и признал недействительным этот договоркупли-продажи квартиры.
Несколькораз было так, что между клиентами, которых я представлял, и нотариусамиустанавливались деловые отношения по ряду сделок. Но даже в таких случаяхнотариусы не приходили в суд по первой просьбе этих же клиентов, а когданаконец приходили, то нескрываемого недовольства было больше, чем пояснений.
Казалосьбы, если ты взялся удостоверить договор, объяснил сторонам, какие документынужны для сделки, проверил наличие этих документов, предложил текст договора изаверил подписи, то именно ты заинтересован, чтобы договор устоял в суде. Ведьпо большому счету от этого зависит авторитет нотариуса, его известность и, вконечном итоге, как я понимаю, прибыль в перспективе.
Я сторонникперсонализации юридической практики, когда работу каждого исполнителя можнооценить, рекомендовать или отклонить. Не боюсь показаться приверженцем старыхвзглядов и былых времен, когда юридическая практика относилась к числупрофессий, когда это была именно практика конкретного юриста, применяющегоправо. Считаю, что и сегодня актуальней говорить не о качестве работыюридической фирмы, нотариальной конторы, госорганов, типа судов, прокуратуры,следственных органов и т.п., а о качестве работы конкретного юриста, нотариуса,адвоката, прокурора, следователя, регистратора…
Естьдоговоры, которые по своему характеру уже в момент заключения предполагаютопределенную вероятность их обжалования в будущем. Среди них договорыпожизненного содержания, предварительные договоры, договоры дарения и др.Поэтому хотелось бы пожелать сторонам таких сделок руководствоваться при ихзаключении не только близостью местонахождения нотариуса. Поинтересуйтесь опытомотстаивания нотариусом в суде удостоверенных им нотариальных действий,уточните, что конкретно этот нотариус предпринимал в таких делах. Стоит усомниться,если в ответ услышите, что все сделки, удостоверенные этим нотариусом,«железобетонные», что их никто и никогда не обжаловал. Это больше выглядит какжелаемое, нежели как действительное.
Хотелось бы развеять свои сомнения по поводу отсутствия инициативынотариусов в суде и услышать как их собственное мнение, так и мнение ихклиентов по поводу того, нужно ли нотариусу занимать активную позицию в суде,«бороться», чтобы отстоять законность удостоверенной сделки.