Страховая кампания
Страх рождает привидения, вера рождает богов
Монгольская пословица
«Убили, зарезали, подожгли, избили», и обязательное – «максимальный перепост». Частные случаи дополняются информацией о перемещении войск, техники, работе иностранных спецслужб. Все достоверно, все из надежных источников. Соцсети, граффити на стенах, листовки в почтовых ящиках. Страх, нервозность, тревожность. Мы не чувствуем себя в безопасности. Почему? Рационально объяснить не можем. Звонок от старой подруги: «Ты можешь сказать, что же это происходит? Чем это все закончится? Мне страшно…». Объясняешь, пытаешься успокоить – ничего не выходит, логические доводы не работают. Этот страх не поддается логике, он иррационален, неадекватен. Цепляясь за эмоции и ощущения, он проникает в подсознание. И вытряхнуть его оттуда можно только невероятными усилиями воли и разума. Мы все его чувствуем, только не все признаемся.
Любой мало-мальски грамотный маркетолог знает эту истину: «человек наиболее охотно платит за две вещи – за страх и за глупость». Можете себе представить, насколько стара эта технология, если она даже в продажах применяется. Страх – едва ли не главное чувство, шире всего используемое в манипуляции сознанием. Есть даже формула: «общество, подверженное влиянию неадекватного страха, утрачивает общий разум». Страх – фундаментальный фактор, определяющий поведение человека, он всегда используется как инструмент управления. Помните у Пелевина в Generation «П»: «Мы же на самом деле не «Тампакс» внедряем, а тревожность». Реальный, нормальный страх очень важен, в нем выражается инстинкт самосохранения, он сигнализирует об опасности. Реальный страх может быть чрезмерным, тогда он вредит – настолько, насколько он искажает опасность. Но есть страх иллюзорный, который не сигнализирует о реальной опасности, а создается в воображении, в мире символов, «виртуальной реальности». Именно этот страх так активно пытаются нам привить. В состоянии иллюзорного страха человек и даже целое общество не способны подойти к угрожающему объекту как субъекту, понять его, представить, что он переживает. Единственным желанием становится уничтожение объекта страха.
Все это мы не раз проходили в нашей, в том числе, и новейшей истории. К счастью украинский ментальный «пофигизм», наша привычка на все смотреть «с прищуром» пока не позволяли довести общественную истерию до необходимой кондиции. Но отступать никто явно не собирается. А значит ждите, господа, скоро нас ждут все новые и новые страшилки. Продолжение следует…