И сновао национальной идее.

 Ещё Николай Михайлович Карамзин, отвечая навопрос Александра I о положении в стране, лаконично ответил: «Воруют,государь!». Почему - то многие говорят, что воровство – это национальная идеярусских? Но, ведь, и  украинцев тоже…Открою ”великую тайну”:  наша власть иэлита, к сожалению, имеют общую с россиянами национальную идею - безнаказанноеворовство. По крайней мере, к такому выводу пришли многочисленныеучастники  дискуссий в Интернете. Национальная идея России- воровство, взятки, мошенничество – считают они. Мы до  таких дискуссий не доросли, но все чаще, покрайней мере в Интернете, проскальзывает мнение, что у большей части нашегообворованного  населения – другаянациональная идея: выживание. Есть опасность, что  носители этой второй национальной идеи узнают,что у носителей первой все идет “нормально”, и возмутятся. Вот  почему наши носители первой национальной идеизадуривают обворовываемую часть народа разнообразными реформами, праздниками,всенародными шоу, судами, различными “пирами во время чумы” типа Евро-2012,программами вхождения в ЕС или  любви состаршим братом и вхождения во всякие таможенные и другие союзы с ним ит.д.  Это Сталин мог в 1947 годузапретить празднование Дня Победы – как же, страна лежала в руинах, американцыс ядерной бомбой строили базы. Нечего было праздновать. Надо было выживать.Наши носители первой идеи до гуманитарной помощи  обворовываемым не опускаются. Шабашпродолжается и даже усиливается день ото дня.

 И, все же, что есть национальная идея?  Нашел в Интернете великолепное определение понятия национальнойидеи, лучшее дать не смогу: национальная идея – это форма познания жизни народа, не толькоотражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразованиеустройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений,а также доступные живущим поколениям возможности преобразований. В качествеформы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идеясодержит основной принцип будущего устройства жизни народа.  Образно говоря, национальная идея направленана преобразование «дня сегодняшнего в день завтрашний, о котором мечталивсегда». Исходя из этого, ответ напрашивается однозначный - нельзя твои мечты обудущем страны заимствовать у других народов, которые исповедуют только свои идругие моральные, духовные и нравственные принципы”.  И, если рядом живущие народы Европы, имеютмежду собой много общего, то Украина – не Россия. Наши народы далеко неблизнецы – братья и похожи каждый только на себя.  Поэтому и национальная идея должна у нихразличаться. Но без нее нельзя, ведь, тогда страны будут напоминать фрегаты,болтающиеся в бушующем океане жизни без руля, без ветрил и без кормчего.

 У носителей второй национальной идеи выживанияв обеих странах она  совпала. А, вот  украинские носители первой национальной идеи оказались  хитрее россиян.Национальную идеи России: воровство, взятки, мошенничество – они  украсили, развили. У нас это  более продвинутая идея -  идеяобогащения. Лучше всего, отнять то, что еще возможно, у многочисленнойвторой группы и перераспределить среди элиты. У этой идеи не только есть свои носители, но и свои теоретики. Кпримеру, национальную идею россиян расширил с учетом украинского менталитета инаших реалий плодовитый  ”теоретик - практик”,миллионер, у которого много статей в этом блоге, который вы  посетили, и высоконаучных книг. Есливчитаться в его  публикации, то можнобыстро понять, что идея обогащения любой ценой сводится им к тому, что каждому из нас надо обогатиться, как можнобыстрее, любыми способами, по возможности индивидуально (“толпу” – так онназывает бедный народ - он в упор не видит), преимущественно занимаясьторговлей (по крайней мере, о производстве чего-нибудь, пусть подсвечников, нету него ни звука). Такой подход оправдывает идеи  коррупции, спекуляцииактивами,  торговли именем и убеждениями,к примеру,  при   трансферте ”тушек”, лоббирование нужныхкому-то законов и т.д.

 Отсутствие единой национальной идеи делит  население нашей страны гораздо более четко,чем  территориальный сепаратизм,языковые, религиозные и другие противоречия. Рецепт один – нужна единая национальная идея, и тогда мы получимневиданное за все время независимости страны единство народа, объединенногоэтой идеей и необходимостью ее реализации. Да, вот, не устраивает этот вариантгруппу носителей первой идеи. Уж больно трудно умерить аппетит и сблизиться со второй группой. Иначе, чемобъяснить, что уже  почти двадцать лет мытак и не можем принять Концепцию устойчивого развития, принятую почти всемистранами в мире  (даже Россией), кромеУкраины. Жаль. Это ведь готовая объединяющая национальная идея – идеяустойчивого развития, реализуемая большинством стран мира, независимо от ихстроя и социального уклада.

 Реформы как "тришкин кафтан"без  национальной идеи.

 Начав без какой – либо национальной идеи сериюреформ, власть сразу обожглась  наотсутствии четкой цели этих реформ. Все сводится к, якобы, желанию реформаторовнаполнить бюджет. Но, ведь, денежные средства в бюджете – не цель, а средствопроведения реформ, если они  связаны сразвитием страны и каким-то движением вперед. Налицо подмена цели средствомдостижения, да еще и неизвестно какой цели. Отсутствие  национальной идеи и цели реформ привело ктому, что вокруг них не объединился народ и практически единодушно неподдержал  первые шаги реформаторов. Ноэтого трудно было ожидать, ибо  реформыносят какой-то судорожный несистемный характер. Складывается впечатление, чтореформаторы незнакомы с   системныманализом, теорией приоритетов, азбукой проектного менеджмента и той жеконцепцией устойчивого развития. Об этом много написано не только мною, в томчисле и в этом блоге, но и рядом других авторов, и складывается впечатление,что  обратная связь между реформаторамии  реформируемой страной  просто отсутствует. Такая деятельность впрактике менеджмента  получила название«пэтчинг» (от англ. Patching - patсh - заплата – мелкий ремонт, склеивание,латание дыр и т.п.). Так называют обычно “перешивание” деятельности компании вусловиях динамично меняющейся ситуации. Впрочем, у нас чаще  вспоминаютболее простое определение – “тришкин кафтан”. Значение его общеизвестно -непродуманное, небрежное, поспешное устранение недостатков , которое неизбежновлечет за собой возникновение новых. Не могу удержаться от того,  чтобы не привести врезавшийся в память еще сошкольной скамьи источник этого выражения – басню И.А.Крылова – может, все жереформаторы примерят тришкин кафтан на себя и задумаются:

У Тришки на локтяхкафтан продрался.

Что долго думать тут?Он за иглу принялся:

По четверти обрезалрукавов -

И локти заплатил.Кафтан опять готов;

Лишь на четвертьголее руки стали.

Да что до этогопечали?

Однако же смеетсяТришке всяк,

А Тришка говорит:"Так я же не дурак

И ту беду поправлю:

Длиннее прежнего ярукава наставлю".

О, Тришка малый непростой!

Обрезал фалды он иполы,

Наставил рукава, ивесел Тришка мой,

Хоть носит он кафтантакой,

Которого длиннее икамзолы.

             _____

Таким же образом,видал я, иногда

Иные господа,

Запутавши дела, ихпоправляют,

Посмотришь: вТришкином кафтане щеголяют.

Видимо, И.А.Крылова пора ввести в группузарубежных консультантов, помогающих нашим творцам  реформ.

 И всеже конструктивизм!

 Мне нравятся миниатюры М.Задорнова,посвященные  этимологии и толкованиюслов. Хочу подсказать ему еще одну тему – роль буквы в словообразовании и смысле слов. О зловещей букве “р” я уже как-то писал, когда  речь шла о коррупции. А сейчас настала пораговорить о роли  не букв, а целыхсуффиксов, в частности, суффикса “изм”. Вспомните: коммунизм, социализм,капитализм, бюрократизм, либерализм, и т.д. Для меня всегда слова с этимсуффиксом приобретали какой-то величественный, глобальный окрас и немногопугали. Три слова попали в заголовок этого поста не случайно. Они отражаютстиль нашей  жизни и, может поэтому,  вопиюще противоречат друг другу.

К оптимизму власти мы уже привыкли. Мы можемгодами силами  всех чиновников и политиковзаниматься раздобыванием денег у МВФ, как дети радоваться обещаниям дать что-то”на зубок”, а потом столь же радостно, когда щелкнули по носу, сообщать, а нами не надо, не больно и хотелось. Каждый из нас слышал это выражение. Кто-товерит, кто-то аргументированно доказывает, что это не так. Смысла убеждать нет.Мы  привыкли к  неистощимому оптимизму власти, когда она намобещает манну небесную уже сегодня, а потом так же оптимистично переносит этособытие лет на 10, а пока надо, мол, изучать методики похудения или опыт  и ”трансферт технологий” выращивания живностив неотапливаемых помещениях в наш людской быт. А мы успокаиваем себя мудростью:”Все, что ни делается, все – к лучшему”. 

Состояние нашей элиты и власти  можно охарактеризовать как эйфориюбеспричинного оптимизма,  самозарядкиоптимизмом.  А народ как-то больше склоняетсяк активному  пессимизму, который  часто называют алармизмом. Алармизм(от фр. alarmer — бить тревогу) — современное идейное течение, объединяющееинтеллектуалов и экспертов, предупреждающих по поводу грозящих нам глобальныхопасностей и угроз — финансовой, ядерной, экологической и т.п. Но, ведьзакоренелый пессимизм, трезвый взвешенный реализм ничуть не лучше беспричинногооптимизма. Порачто-то делать, я уже писал об этом. Выйти из тупика мы сможем только тогда,когда  разберемся с национальной идеей,научимся  системному подходу и проектномуменеджменту (хотя бы научимся превращать зло, преступление во благо, поражениев победу, что является азбукой современного менеджмента), освоим теориюпринятия оптимальных решений, раздуем еще теплящиеся искры креативизма, возродим почти изничтоженный средний ималый бизнес и превратим его в технологический бизнес. Формулу успеха я уже  предлагал много раз. Предложу еще раз в этойзаключительной статье цикла попробовать всем нам стать конструктивистами и  содействовать решению основной стратегическойзадачи в кризисных условиях - реализации принципов устойчивого развития срешением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентациина развитие среднего и малого бизнеса и превращения его в технологическийбизнес, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмовхозяйствования на базе системного анализа и современных информационныхтехнологий.