Школа антикризисного менеджмента. Тема 9. Экология и бизнес. От памперсов к разбодяженному бензину (Практическое занятие).
Устал повторять о необходимости использования принципа соответствия при системном подходе в менеджменте. Ладно, попробую прибегнуть к неисчерпаемой народной мудрости, заключенной в многочисленные пословицы и поговорки. Больше всего к примеру, который мы дальше рассмотрим, подходит пословица “ЗНАЙ СВЕРЧОК СВОЙ ШЕСТОК. Знай свое место”. Говорится тому (или о том), кто ведет себя несоответственно своему положению, вмешивается не в свое дело. (Словарь пословиц и поговорок. Толкование старинных русских пословиц и поговорок ). Еще во времена СССР мы восхищались умению наших вождей уйти от решения серьезных проблем развития страны путем оказания особого внимания сиеминутным, мягко говоря, не самым первостепенным проблемам бытия (вспомните хотя бы лампочки Ильича, косыгинские шариковые ручки, хрущевскую кукурузу, ехануровские закрытые форточки и металлопластиковые окна вместо решения проблем энергосбережения, а сейчас памперсные проблемы и т.п.). Между тем, системный подход требует, чтобы уровень проблемы соответствовал уровню власти, которая берется за ее решение. К примеру, лампочка Ильича была лишь индикатором решения глобальной для тогдашней России проблемы электрификации страны (ГОЭЛРО), чего не скажешь о форточках. А создание собственных производств дешевых и качественных памперсов могло бы стать частью решения задачи возрождения в стране среднего и малого бизнеса и превращения его в технологический бизнес за счет инновационного наполнения.
Но в качестве примера антикризисного менеджмента я возьму другой совсем свежий информационный повод: для проверки качества горючего на отечественных АЗС премьер-министр Украины Николай АЗАРОВ во время посещения павильона «Наука» общегосударственной выставочной акции «Барвиста Україна», посвященной 20-й годовщине Независимости Украины, поручил научным работникам разработать прибор оперативного измерения октанового числа. Дальше цитата из выступления нашего премьер - министра: «Вы знаете, как на наших заправках разводят горючее? И обирают наших людей! Нам нужен прибор для оперативного измерения октанового числа на наших АЗС. Чтобы приехать на заправку, взять пробу бензина и сразу же, если есть нарушение, - пломбу на эту заправку и взыскать штраф».
Вроде, опять частный вопрос - разработать какой-то прибор. Попробуем в качестве конкретного примера антикризисного менеджмента проектом подняться на соответствующий иерархический уровень власти и рассмотреть затронутую проблему и смежные проблемы, воспользовавшись системным подходом.
Дело не в плохом качестве горючого и не в отсутствии прибора для фиксации этого факта, а в том, что плохое качество топлива вызывает серьезные загрязнения нашей среды обитания и может, по мнению многих врачей и экологов, быть причиной наших затянувшихся эпидемий легочных и аллергических заболеваний и повышения смертности населения. Об этой проблеме публикаций много, только власть на них внимания не обращает. Вот хотя бы несколько моих публикаций: “Загрязнение воздуха автотранспортом - экология и бизнес”, “Какую воду пить жителю Украины. Сообщение 2. Органика в воде. Как избавиться?”, “Колыбель экологического алармизма”, “Чувствительность к помехам”. К примеру, в одной из статей я писал по сути проблемы:
Почему качество воды по содержанию органики ухудшилось и продолжает ухудшаться? Системный анализ позволил определить, что, прежде всего, это связано с рыночными событиями в мире автомобильного топлива. Давно уже не секрет, что не случайно у нас исчез стандарт на “бензин”, а взамен появился стандарт на “топливо моторное», отличающийся лишь тем, что исчезли ограничения (до 1%) содержания в топливе бензола (канцерогена, наркотика). Исчезла всего одна строка, но это позволило перевести украинские автомобили на, так называемую, ”бодягу”, получаемую смешиванием бензина нефтяного происхождения с отходами коксохимического производства (фракция БТКС, содержащая целый букет вредных органических веществ – бензол, толуол, ксилол, сольвенты). Этих отходов получается много на добром десятке коксохимических заводов, раньше их разделяли на составляющие и использовали в других химических производствах в качестве сырья. Теперь большинство органических производств давно ликвидировано и для использования крупнотоннажных отходов коксохимики нашли другое применение. Им дали новое целомудренное название - «присадка к моторному топливу” (красиво и серьезно!) и стали сначала немного, а затем все больше подмешивать их к бензину. Сейчас пришли к тому, что впору говорить о том, что присадка стала, чуть ли не основным компонентом топлива, а бензин подмешивают к ней ”для запаха”. По крайней мере, уже не только скандальные экологи пишут о том, что содержание бензола в топливе дошло до двух десятков процентов (а в Европе разрешают только до 1%), а суммарное содержание ароматических соединений достигает 70 и даже более процентов.
Идут годы. Бензол-толуол-ксилольной фракцию коксохимического производства уже давно используют не только для “разбодяживания” топлива напрямую. Ее теперь покупают расплодившиеся мини-НПЗ, разгоняют на ректификационных колоннах и получают чистые бензол, толуол, ксилол, или делают из них Уайт-спирит, или сольвент, или нефрасы, а потом их продают... Это оказалось очень выгодно, и рыночная экономика сразу среагировала, а власть пока осталась в стороне (вопросов распределения прибылей касаться пока не будем).
А бодяжат бензин, в основном, прямогонной фракцией с тех же мини-нпз... Берут хороший бензин из Кременчуга или Одессы, смешивают с, так называемой “прямой гонкой” мини -НПЗ, а потом экстралином (о нем немного ниже) повышают октановое число до 95... и никакой октанометр не поможет - все в пределах стандартов... Все, да не все! С октановым числом все в порядке, а вот состав топлива, которое заливают в баки украинских автомобилей, заставляет задуматься. Во - первых, власти давно нужно обратить внимание на появление многочисленных мини – НПЗ и их продукции на рынке. Чем-то их появление напоминает историю с появлением китайских мелких доменных печек. Когда-то нам с издевкой рассказывали о том, что у китайцев, мол, в каждом дворе маленькая доменная печка появилась, а наша держава построила самую большую в мире криворожскую домну. Потом немного притихли, так как китайцы поднапряглись и сумели, уж не знаю с какими домнами, выйти на передовые позиции в мире по производству металла, а наша домна оказалась самой низкоинтенсивной в мире, да и на рынке металла мы не стали королями.
Вернемся к мини - НПЗ. Их появление, видимо, закономерно как проявление вполне рыночных тенденций антимонополизма и антиглобализма. Но, вот проблема. Мини – НПЗ перерабатывают нефть, чаще всего, не лучшего качества, жидкую фракцию, получающуюся при пиролизе отработавших свое автомобильных шин, наконец, ту же фракцию БТКС, получающуюся на коксохимзаводах при переработке сырого бензола (и это далеко не полный сырьевой букет!). На современных НПЗ для получения качественного автомобильного топлива после установок ректификации продукцию очищают на специальных достаточно сложных и дорогих установках от сернистых и непредельных соединений. На коксохимзаводах для очистки сырого бензола и его фракций от непредельных и сернистых соединений раньше получили применение: сернокислотная очистка и каталитическая гидроочистка. На мини – НПЗ этим пока практически не занимаются. Главное – октановое число загнать в стандарт! Но, ведь, кроме октанового числа нужно обеспечить такой состав топлива, которое не будет загрязнять окружающую среду вредными продуктами полного и неполного сгорания топлива в автомобильном двигателе! Снабжать мини – НПЗ традиционными многоступенчатыми установками очистки никто не будет, это делает их нерентабельными. Значит, нужны новые технологии очистки, новые технические решения. А пока – мини – НПЗ растут как грибы после дождя, не особо обременяя себя заботой о здоровье населения.
Рассмотрим все же вопрос о том, как обеспечивается сегодня необходимое октановое число (ОЧ) топлива. Отрадно, что сейчас уже практически не используют тетраэтилсвинец и другие токсичные металлоорганические соединения для повышения ОЧ. Выше я упоминал о том, что на мини – НПЗ для этого часто используют экстралин ( ТУ 6.571 - 86), который представляет собой технический N-метиланилин, содержащий около 90 % основного вещества и 10 % смеси анилина и диметиланилина. При его концентрации 1 - 2 % повышение ОЧ бензина составляет 2 - 6 единиц в зависимости от группового углеводородного состава и исходного значения ОЧ. Показано, что добавление экстралина в бензин более 1 % ( масс.) неэффективно и приводит к повышению токсичности отработавших газов, и также к появлению смолистых отложений в картере двигателя. Учитывая, что в антидетонационной добавке экстралин содержится около 13 % азота ( по молекулярной массе), следует обратить особое внимание на выброс с отработавшими газами окислов азота. К счастью, добавка в бензин 1 % экстралина не вызывает заметного увеличения содержания окислов азота в газах по сравнению, например, с бензинами. На выброс несгоревших углеводородов и окиси углерода добавка экстралина вообще влияет незначительно.
Обсуждая выбор антидетонационных добавок, нельзя обойти вопрос о добавках к топливу, обеспечивающих его более полное сгорание, а, значит, улучшение его экологических характеристик. Прежде всего, отмечу перспективную разработку киевских специалистов - Анамегаторы и Анаклариды, производимые предприятием «Адиоз», основанным в 1991 году и специализированном на разработке и производстве именно этих оригинальных химических продуктов, позволяющих получать модификации углеводородных топлив и масел, с улучшенными качествами. Продукция ООО «НПП «Адиоз»: АНАМЕГАТОРЫ топлив: Adizol Т-4 (ТУ У 16283425.001-97); Adizol Т-6 (ТУ У 16283425.003-98); АНАМЕГАТОРЫ масел: Super Gold Ozerol MP-8 ( ТУ У 16283425.002-98); Diamond Ozerol MP-10 ( ТУ У 16283425.004-99); АНАКЛАРИДЫ: (Ра-ген-Ф (ТУ У 24.6-16283425-007:2007). Выводы санитарно-эпидемиологических экспертиз по каждому этому продукту свидетельствует об их соответствии требованиям санитарного законодательства Украины, и о том, что эти добавки являются безопасными для здоровья человека и могут использоваться по назначению в заявленной сфере использования.
Мне пришлось участвовать в Днепропетровске в достаточно широких испытаниях этих добавок в двигателях внутреннего сгорания. Анамегаторы прекрасно зарекомендовали себя в двухтактных, четырехтактных, форсированных и двигателях с турбонаддувом. В результате многочисленных испытаний и исследований установлено, что Анамегаторы позволяют экономить топливо до 15%, в несколько раз уменьшают расход моторного масла, снижают трение и износ трущихся поверхностей, увеличивая межремонтный пробег, улучшают экологическую обстановку, снижая токсичность и дымность уходящих газов. А с 1996 года начался процесс испытаний и внедрения Анамегатора «Адизоль Т-6» на предприятиях «Укрзализныци» и с 2001 года все предприятия «Укрзализныци» централизованно применяют «Адизоль Т-6» для улучшения дизельного топлива. В ходе эксплуатации, нормативы расхода топлива были снижены на 8 - 9%, при этом Анамегатор оказывает положительное влияние на всю топливную аппаратуру, элементы камер сгорания и выхлопных трактов двигателей, поддерживая их поверхности в прекрасном рабочем состоянии, существенно продлевая сроки службы форсунок, плунжерных пар, газораспределительного механизма, турбин и др. Уже на первых этапах испытаний было установлено снижение количество окиси углерода (СО) на 21%, уменьшение сажи в выхлопе в 1,5-4 раза. С 2001 года Анамегаторы стали применяться на речных и морских судах, что позволило получить снижение расхода топлива и масла, а также обеспечило увеличение межремонтных сроков, моторесурса двигателя и скорости оборачиваемости судна (получение дополнительных ходовых суток). С 2004 года начались испытания по добавлению Анамегатора в мазуты и были также получены положительные результаты. Эффективность сжигания модифицированного топлива увеличивается на 15%. Благодаря своим свойствам, Анамегатор препятствует возникновению «водных зеркал», создавая водно-мазутную эмульсию без применения дорогостоящего оборудования, очищает топливное оборудование, начиная с резервуара (разрыхление и вымывание остатков) и заканчивая горелками, а также существенно снижает содержание вредных выбросов в отходящих газах. И, наконец, в 2005 году проведены первые испытания по использованию Анакларидов при сгорании природного газа. Полученные результаты показали высокую эффективность их применения – гарантированное снижение удельного расхода газа на 4%. Анакларид разработан для использования в любых типах и модификациях котлов различных мощностей, а также печах промышленного применения.
Зачем я привел всю эту информацию, в достоверности которой уверен, ибо о добросовестности разработчиков знаю не понаслышке? Меня, честно говоря, не перестает удивлять длительность выхода этой инновационной разработки на украинский рынок инновационной продукции. Ведь эта работа - ровесник нашей незалежности, а мы все еще продолжаем исследования. Я мог бы еще рассказать о работах днепропетровских ученых в области эмульгирования топлива водой (оказалось, что эта идея, впервые предложенная и реализованная нашими эмигрантами – и за это севшими за решетку - в США лет 20 назад, достаточно прогрессивна не только для экономии топлива, но и для решения экологических проблем). Но информацию об этом вы можете найти в одной из моих статей в этом блоге.
А теперь попробуем разобраться в том вопросе, к которому, к сожалению, только прикоснулся наш премьер – министр. Что нам рекомендовано: нужен прибор для оперативного измерения октанового числа на наших АЗС, чтобы приехать на заправку, взять пробу бензина и сразу же, если есть нарушение, - пломбу на эту заправку и взыскать штраф.... Но, запросите в Google информацию об Октанометрах и вы получите 23000 гиперссылок на приборы, в том числе, портативные и даже для автолюбителей. Так что приборов уже хватает. И пломбу поставить на заправку – дело нехитрое, а новые штрафные возможности в тотально коррумпированной стране только усилят аппетиты коррупционеров.
Главное не это. ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО, характеризующее детонационную стойкость топлив для двигателей внутреннего сгорания (как и ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО, характеризующее воспламеняемость дизельных топлив) является лишь ОДНОЙ ИЗ мер качества моторных топлив. Оно никак не отражает экологических характеристик топлива, и только измерение ОЧ ничего не даст для решения всего комплекса изложенных выше проблем, которые можно интегрировать в задачу правительственного уровня ”улучшение экологических характеристик автомобильного топлива”. Внимательный читатель, видимо, уже обратил внимание на то, что это - комплексная задача достаточно высокого уровня (именно поэтому я и выбрал ее в качестве примера для данного практического занятия ), и решение этой задачи тесно связано с рядом смежных актуальных антикризисных задач Украины:
с решением задач выживания населения Украины (в том числе, с эффективной борьбой с эпидемией туберкулеза и других легочных заболеваний),
с диверсификацией жидкого топлива,
с возможностью уменьшения расхода природного газа,
с улучшением экологической обстановки в стране,
с уменьшением трансграничного переноса вредных веществ,
с уменьшением выбросов углекислого газа в атмосферу и выполнением решений Киотского протокола,
с развитием среднего и малого бизнеса за счет легализации действующих и строительства новых мини – НПЗ.
Перечень можно продолжить, ибо задача, в самом деле, интересная и достаточно сложная.
Вместо этого предлагаю читателям, заинтересовавшимся данной школой антикризисного менеджмента, прислать в качестве комментариев ваш вариант алгоритма решения задачи правительственного уровня ”улучшение экологических характеристик автомобильного топлива”. Обещаю объективный ” разбор полетов”.