Ответ комментатору. Креативизм или кретинизм?
Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит их будущее. Э. Ренан
Публикую эту статью в ответ на следующий комментарий к моей статье в блоге ”Герман: через 20 лет мы можем стать нацией дебилов. В чем не права Анна Герман?” (http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/7162.aspx) : ” Професоре. а як Ви долучаєтесь до виховання молоді у університеті, окрім викладання. Чомусь ніхто не хизується вихованням на своєму прикладі. (http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/7162.aspx#comment58863). Статья написана в 2008 году и в полном варианте публикуется впервые. Надеюсь, она не потеряла свой актуальности и сейчас.
Прочел статью А.Чаленко во Всеукраинской технической газете (ВТГ) N27-28,2007 “Как реорганизовать украинскую науку?”(http://vtg.lg.ua/index.php?year=2007&id=155) и загрустил. Загрустил не потому, что выводы и, главное, рекомендации автора диаметрально противоположны выводам и тому, что рекомендовал я в моих статьях в ВТГ (№22-23, 2006: Как реанимировать науку Украины в условиях рынка?-http://vtg.lg.ua/index.php?year=2006&id=141; №18-19, 2007: Наука в рынке и рынок в науке -http://vtg.lg.ua/index.php?year=2007&id=104), а потому, что автор предлагает в совершенно новой стране вернуться фактически к старым, неработающим в рыночных условиях методам финансирования и управления наукой. Это еще никому в мире не удавалось. Не удастся и нам. Впрочем, дело даже не только в этом. Дело в том, что вопросы управления и финансирования науки нельзя рассматривать в отрыве от более актуального и важного сегодня вопроса – кадрового. Беда нашей науки в том, что в самое ближайшее время процесс ее деградации будет успешно завершен из-за тотального вымирания украинских научных школ, отсутствия смены научных поколений, из-за неспособности нашей высшей школы готовить молодых ученых достаточно высокой квалификации. И, в этой связи, стоит продолжить разговор, поднятый Н.Даньшиным в том же (уж так вышло!) N 27-28 ВТГ в статье ” Куда нас заведет тестирование знаний?” (http://vtg.lg.ua/index.php?year=2007&id=157).Как оценить качество подготовки специалистов, какие критерии для этого использовать? Неужели, в самом деле, только тестирование, столь назойливо навязываемое Болонским ажиотажем, спасет нас. Нет, конечно. Ведь, тесты выдумывают те же преподаватели, которые сегодня неспособны готовить специалиста требуемой для науки квалификации. И тесты отражают их зачастую устарелые взгляды и подходы.
А, собственно, какие качества специалиста неспособна сегодня обеспечить высшая школа? И почему так важно установить это? Дело в том, что какой Украине быть завтра, во многом определяется состоянием нашей системы образования, ее идеологией, структурным, содержательным, качественным наполнением, отсюда неслучайно проблема совершенствования системы образования становится одним из важнейших национальных приоритетов страны.
От “болонизации” к “креативизации” образования
Нынешний этап развития системы образования нашей страны, подписавшей Болонскую конвенцию, характеризуется, по крайней мере, по заверениям высоких чиновников от образования, ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на значительные изменения в структуре и содержании традиционного для Украины образования. В наших вузах этот процесс идет очень нелегко и медленно. Сторонники вхождения Украины в Европейскую систему образования полагают, что ”болонизация” приведет к повышению качества образовательного процесса, академической и профессиональной мобильности студентов и специалистов, решит проблему нострификации дипломов, и т.д. Это собираются обеспечить за счет реализации нескольких основных принципов Болонской декларации:
•Преимущественно двухступенчатое высшее образование.
•Сопоставимое качество образования.
•Использование европейской системы планирования трудоемкости образовательного процесса и оценки результатов образования.
•Сопоставимое приложение к диплому.
•Мобильность преподавателей и студентов.
А теперь попробуем найти в этих принципах хотя бы один, касающийся качества, содержания образования. Не найдем, их просто нет. Основное внимание уделено лишь планированию затрат и оценке результатов образования с помощью пресловутой тестовой системы оценки знаний, разумеется. В то же время, качество образования – это система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям общества и его ценностям, а также представлениям о его будущем.Уже всем стала ясной необходимость для выпускника вуза уметь творчески мыслить, а для этого необходимо перейти от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к креативному образованию. Образование нового века характеризуется отходом от привычных моделей трансляции знаний и ”наполнения” знаниями мозгов учащихся к поиску новых концептуальных идей для реализации совсем другой стратегии (не наполнения, а развития мозга обучающегося в сторону повышения его креативных способностей, в которых столь нуждается сегодня Украина). Об отсутствии креативных способностей даже у нашей политической и управленческой элиты говорит хотя бы тот печальный факт, что за 16 лет незалежности они так и не смогли предложить программы устойчивого или хоть какого-нибудь развития для нашей страны, не определили даже, какой строй мы строим. Развитые государства уделяют специальное внимание образованию творческой элиты. В США есть специальная система подготовки таких кадров для всех ответственных постов, в Великобритании действует сословная форма такого образования. В Украине сложилась странная ситуация, когда система управления как бы "выталкивает" умных людей (иногда они сами не хотят заниматься управлением). Здесь стоит напомнить изречение Платона: "Умные люди расплачиваются за то, что не идут в государственное управление тем, что ими управляют дураки …". Отсюда все чаще возникает вопрос: чему и как учить студентов для того, чтобы они, став профессионально компетентными специалистами, были реально востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, а, главное, чтобы они были готовы к необходимости поиска нестандартных креативных решений, для обеспечения динамичного развития в эпоху рыночной экономики, профессиональному росту и профессиональной мобильности, гибкости мышления, межнациональному диалогу, толерантности и сотрудничеству.
Давайте поставим простой опыт в Интернете, использовав лучший сегодня поисковик Google. В ответ на запрос “креативное образование Украина” мы получим 250 000 гиперссылок. На запрос ”креативное образование Россия” мы получим примерно в два раза больше - 560 000 тысяч гиперссылок. Но главное не это. В первом случае (для Украины) подавляющее большинство ссылок относится к потребности науки, производства, бизнеса в специалистах, обладающих креативным мышлением. А для России подавляющее большинство ссылок относится к методике, новым формам креативного образования. И вот это вызывает серьезную обеспокоенность. Видимо, наша высшая школа пока не занялась всерьез этой проблемой, а потребность рыночной Украины в ее решении велика. С одной стороны наиболее, как сейчас модно говорить, “продвинутые” преподаватели учат студентов творчеству постоянно: при решении задач, в деловых играх, на личном примере и т.д., поэтому в специальном курсе обучения творчеству, вроде, и нет необходимости. Другие считают, что творчеству вообще нельзя научить. По словам Рассела Акоффа, американского ученого в области исследования операций и системного анализа, "что касается смелости принятия решений и творческого подхода к решению проблем, то большинство преподавателей считает эти качества врожденными и поэтому убеждено, что их нельзя ни привить, ни "усвоить". И, наконец, большие потоки студентов в наших аудиториях не оставляют места для творчества ни студенту, ни преподавателю. В то же время, для выпускника вуза сегодня недостаточно иметь хорошие знания по общим и профессиональным дисциплинам, и даже умение аналитически мыслить. Необходимо умение творчески переосмыслить полученные знания, генерировать эффективные идеи в нестандартных ситуациях.
Зачем нам креативиое образование?
При нынешнем динамичном развитии мира часто усвоение накопленного другими опыта и знаний становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Любой участник образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, не может освоить все знания даже по одной дисциплине. На встречах с выпускниками прошлых лет я часто спрашиваю, что из полученных ими знаний было востребовано в практике их инженерной деятельности. Чаще всего я слышу ответ – практически ничего. Однако, те скудные навыки, которые дала высшая школа по методам решения нестандартных задач, креативным методам почти всегда были использованы. Анализ ситуации показывает, что сейчас нужно не столько что-то знать (ибо большая часть знаний быстро забывается), сколько понимать, чтонужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, используя творческие способности или умение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием информационных технологий и приобретения знаний. Только творчески ориентированное образование может сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в самых разных областях знаний независимо от их специальности. Это особенно важно в рыночной ситуации, когда выпускник вуза зачастую не может найти работу по специальности или по разным причинам должен часто менять работу.
Важно и то, что при рыночных механизмах хозяйствования с их атакующим менеджментом и маркетингом зачастую оказывается недостаточным эволюционное постепенное совершенствование технологии и оборудования. Время, рынок, законы конкуренции часто требуют полной замены технологии и оборудования, использования революционных решений. Все чаще наши менеджеры понимают, что штопание старых дыр сегодня выгоднее заменить демонтажом старой установки и заменой ее принципиально новой с революционной технологией. Еще совсем недавно японские спецы на мой вопрос: как долго будет работать у нас их крупнейшая в мире линия по производству аммиака, ответили – примерно 7-10 лет. А что потом, спросил я. Они ответили – бульдозер и новая технология, новая установка. К тому времени будут найдены новые решения. На мое замечание, что на рубежанском ПО ”Краситель” есть технологические линии, которым более века, и где аппараты изготовлены не с использованием сварки, а еще на заклепках. И ничего, работают за счет капитального ремонта, реконструкции. Вот тогда не без раздражения японские коллеги сказали, что это экономически невыгодно, проще и выгоднее заменить старье вовремя. Кстати, читатель, видимо заметил, что из нашего быта практически исчезли часовые и другие мастерские бытовой техники. Видимо по той же причине, большинство видов бытовой техники выгоднее заменить новыми, чем ремонтировать.
Ставка на узкую специализацию высшего образования по европейскому образцу (вспомним расхожие выражения о том, что узкий специалист подобен флюсу и отличается дебильностью, так как напрочь не признает и не принимает никаких новшеств – вот откуда заголовок статьи!) сейчас представляется бесперспективной уже потому, что для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. В этом отношении представляется наиболее перспективным японский корпоративный менеджмент, где кадровые вопросы решаются в рамках ротационного механизма и специалист планово приобретает и широкий, и творчески ориентированный профессиональный кругозор.
Что бы ни говорили о привитии навыков творчества студентам, в большинстве вузов основное внимание уделяется лишь исполнительскому труду. Студентам дается слишком много узкоспециализированных сведений, которые они могут найти в книгах, справочниках, Интернете. А вот научить его нетрадиционно мыслить высшая школа как система, к сожалению, пока не может, и творчески ориентированные выпускники - это чаще всего заслуга не вуза как такового, а отдельных преподавателей.
Как реализовать креативное образование?
Я уже более 40 лет работаю в высшей школе и убедился, что информация легче усваивается при оживленном диалоге, а у нас студенты основное время все еще тратят на написание не всегда совершенных конспектов лекций (и это в эпоху компьютерных и информационных технологий!), выполнение архаичных, зачастую просто бестолковых курсовых и лабораторных работ. Многие под давлением системы теряют интерес к учебе и стремятся лишь получить зачет и сдать экзамен, забыв сразу напрочь о том, что он выучил, а по окончании института - диплом, который либо прячут в стол, либо используют как визитную карточку при поступлении на работу, зачастую не по специальности.
Итак, человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В таких технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Этот вопрос тесно смыкается с технологиями порождения интеллектуальной собственности, которые являются предметом озабоченности человечества очень давно. Таких технологий человечество придумало очень много. В качестве наиболее популярных можно назвать: метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод контрольных списков, метод ”национальных” решений, мозговой штурм, синектикс и др. Пока трудно назвать какую-то из этих технологий, как окончательно признанную, да и трудно большинство из них рассматривать в качестве образовательных.
Мне бы хотелось остановиться именно на образовательных технологиях, направленных на развитие интеллекта и креативных способностей. Первое место среди них, несомненно, занимают игровые методы. О роли игр в компьютерном развитии я уже писал ранее в ВТГ. Сегодня не об этом разговор. Едва ли не самыми популярными являются телепередачи с интеллектуальным наполнением ”Самый умный” Тины Канделаки, ”Кто хочет стать миллионером”, ”Клуб веселых и находчивых”, ”Брейн ринг” и некоторые другие. Но, странное дело, все эти популярные передачи отражают (и, часто, развивают) лишь наполнение и быстроту работу памяти человека, в лучшем случае, его аналитические, но отнюдь не креативные способности.
Среди деловых обучающих игр можно отметить особый вид игр с будущими инженерами, которыми одно время часто увлекались в технических вузах - игры по принятию решений по совершенствованию техники. Основными этапами такой игры, фактически являющейся вариантом мозгового штурма, являются:
1. Погружение в проблему.
2. Формирование команд генераторов и критиков – экспертов идей. Это один из наиболее важных этапов деловой игры, ибо многое зависит от психологических особенностей игроков.
3. Получение начальной информации о проблеме и постановка задачи.
4. Генерирование вариантов решения задачи группой генераторов (с обязательной фиксацией автора того или иного варианта видеосъемкой, диктофонной или простой записью). Этот этап характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, но особенностью мозгового штурма является то, что споры, дискуссии, столкновение мнений и, вообще, всякая критика на этом этапе запрещены. Все это проводится другими экспертами на следующем этапе игры.
5. Экспертиза предложений, отбор оптимальных, выработка рекомендаций по реализации.
Многолетний опыт автора показывает, что этот метод работает и является методологически чрезвычайно эффективным в сравнении с другими методами лишь в том случае, если рассматривается сложная, но близкая, понятная всем участникам проблема. К примеру, трудную проблему оптимизации технологии обработки капиллярно – пористых тел автор рассматривает co студентами этим методом на примере обеспечения наиболее полного извлечения компонентов кофейного напитка из кофейных зерен. И все же деловые игры и даже мозговой штурм – это не столько методы поиска креативных решений, сколько методы активизации деятельности мозга человека по перебору вариантов решения задачи, то есть вариант все того же метода проб и ошибок.
О методах поиска креативных решений
Рассмотрим все же некоторые современные методы поиска креативных решений на примере наиболее близкой мне химической технологии. Современный химический инжиниринг (под инжинирингом сегодня понимают единство оборудования и технологии процессов, которые в этом оборудовании совершаются, ибо разорвать их при креативном подходе просто невозможно) основан не только и не столько на дизайне современной химической технологии, но и на искусстве выбора оптимального оборудования и методов воздействия на объект на базе системного анализа.
Прежде, чем рассказать об этом искусстве и его методах реализации, остановимся на двух других современных подходах к креативному творчеству. Наиболее существенным достижением в решении проблемы повышения эффективности креативной деятельности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С.Альтшуллером (которого люди постарше помнят как хорошего детского писателя Генриха Альтова). Он попытался формализовать процесс творчества, отталкиваясь от идеи устранения технических противоречий, и показал, что для устранения примерно полутора тысяч наиболее часто встречающихся технических противоречий имеется 40 наиболее сильных приёмов, дающих эффективные решения, а также разработал специальную таблицу, где по вертикали расположил характеристики технических систем, которые необходимо улучшить, а по горизонтали - характеристики, которые при этом недопустимо ухудшаются. На пересечении граф таблицы он указал номера приёмов в его специально созданной базе данных, которые с наибольшей вероятностью могут устранить выявленное техническое противоречие.
В настоящее время уже ученики и последователи Г.Альтшуллера ведут активные работы по дальнейшему совершенствованию ТРИЗ, связанные, в основном с разработкой компьютерных программ, помогающих изобретателю анализировать исходную ситуацию и находить в диалоговом режиме необходимые физические явления, типовые и стандартные решения изобретательских задач. Ещё в 1979 г. Г.С.Альтшуллер писал: "ТРИЗ пока не осиливает некоторые классы задач (получение новых веществ, выявление оптимальных режимов работы и т.п. Со временем и эти задачи окажутся под силу ТРИЗ, здесь нет принципиальных затруднений". Однако этому пророчеству не суждено было осуществиться. Я имел удовольствие познакомиться с этим очень интересным человеком на семинаре в Днепропетровске примерно в это же время. Тогда у меня уже было примерно сто изобретений и патентов, связанных с химическим инжинирингом. Я поинтересовался, сколь успешен личный вклад Г.Альшуллера в создание интеллектуальной собственности. Он ответил – около десяти изобретений. И вот тогда я спросил, достаточно ли хорош и универсален ТРИЗ, если, руководствуясь альтернативным подходом (о нем позже), я создал примерно в 10 раз больше инновационных решений. Ответ меня удивил – кто мешает вам защищать ваши подходы? Почему сегодня ТРИЗ не вытеснил с рынка технологий креативного творчества другие подходы? Видимо, формализовать с помощью ТРИЗа можно лишь наиболее простые задачи. Но есть принципиальные различия между такими техническими задачами, суть которых сводится к поиску технических противоречий и выбору одного из множества известных способов их преодоления, и технологическими задачами (к примеру, получение новых веществ и выявление оптимальных режимов работы при разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов, создание принципиально новых технологий не только новых, но и известных веществ), для решения которых нужно владеть другими методиками, обладать определёнными знаниями и, прежде всего, креативными способностями.
Исходными данными для построения мозаичной модели является таблица экспериментального материала, каждая строка которой содержит значения входных параметров и выходных показателей в одной реализации изучаемого объекта. ИТИСС отличается от АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач, разработанного на основе ТРИЗ) не только областью применения ( с помощью АРИЗ решаются задачи создания изобретений в технике, а с помощью ИТИСС - в технологии и науке), но и степенью формализации при постановке и решении творческих задач. ИТИСС позволяет с самого начала исследования ставить задачу корректно и решать ее с помощью формализованных процедур.Мозаичная модель решает наиболее важную задачу искусственного интеллекта - генерирование нового системного знания на базе имеющихся данных об объекте. Это новое нетривиальное знание в форме правил и гипотез применяется, чтобы решить много практических проблем и использовать скрытые потенциалы в разнообразных областях деятельности человека, включая фармацевтическую медицинскую, финансы и управление риском, индустриальные и производственные приложения.
Много лет я не без удовольствия читал будущим инженерам – механикам курс лекций “Оптимизация технических систем”. Этот курс читался мною как чисто инженерный, являлся логическим продолжением курса ”Теория технических систем “ и логически предшествовал двум лекционным курсам ”Инновационная техника” и ”Инженерно – технологический бизнес ”. В целом студент получал системное, логически завершенное знание основ креативного творчества и логически завершал обучение реальным дипломом, часто содержащим креативные решения. К чему я об этом? Вся идея в том, что креативное образование не осуществлялось путем чтения отдельного специального курса, а практически в течение всего курса обучения. Результаты были наглядны. Почему я пишу об этом в прошедшем времени? Дело в том, что эта логическая образовательная цепь была разорвана несколько лет назад, когда курс оптимизации, может, из благих намерений, передали другому преподавателю, склонному к моделированию и традиционным математическим методам оптимизации, редко используемым в инженерной практике. Сейчас, чтобы как-то сохранить идеологию креативного образования, приходится втискивать найденное в оставшиеся спецкурсы, что отнюдь не способствует появлению креативных специалистов.
В чем же суть апробированных мною методов креативного образования? Прежде всего, вся методика основана на знании и практическом использовании системного подхода, системного анализа. Студенты не просто изучают структуру сложных систем, но и учатся приемам декомпозиции по вертикали и горизонтали, построению сетевых структур. Важно также научить студента учитывать взаимосвязь, прямое и обратное влияние различных иерархических уровней системы (интерэктность) и получение вследствие этого нового качественного и количественного результата (эмерджентность). Интересно, что студенты не сразу понимают и принимают эту достаточно сложную информацию. Помогает аналогия. Рассказываешь старую притчу о том, что трех слепых индусов попросили описать слона. Один ощупал хвост и сказал, что слон – это нечто твердое, длинное, упругое, второй ощупал у слона хобот и сказал, что слон – это нечто мягкое, теплое, а третий – ногу – и дал свое описание слона. А в целом по частям (более низкие иерархические уровни) получить полное представление о целом не удается. После этого все в понимании студента становится на свое место.
Однако, наиболее важно при креативном обучении студента добиться не только теоретического, но и практического освоения свойств сложных систем. Ведь именно на этих свойствах основан поиск креативных решений. К примеру, наиболее сложен для понимания и усвоения студентами принцип соответствия, сформулированный мною как необходимость обеспечить соответствие параметров воздействия на систему определяющим характеристикам этой системы на лимитирующем уровне (чаще всего, это амплитудно – частотные характеристики). Помогают опять же аналогии. К примеру, у того же слона заболел зуб. Нужно сделать инъекцию усыпляющего средства. Куда сделать укол, где наименее опасное место для лекаря. Оказывается, это безразлично из-за различных поперечных размеров иглы и нервов у слона. Он просто не почувствует укола иглы. Трудно также для студента понимание того факта, что заниматься поиском креативных решений для всех иерархических уровней – бесконечно сложная, а поэтому бессмысленная задача. Необходимо работать только на лимитирующем, определяющем уровне, определить который и является наиболее ответственной и сложной задачей креативного специалиста. Аналогии, деловые игры с постепенным усложнением помогают подготовить ту основу, без которой немыслимо креативное образование.
И, наконец, конечно же, надо обучить студента пониманию того, что только технологические решения или только совершенствование оборудования креативность решения не обеспечат. Секрет успеха только в комплексном механо – технологическом подходе. Неслучайно, во многих странах мира давно перешли на подготовку специалистов по гибридной модели. Нет ни механиков, ни технологов, а есть специалисты по технике, инжинирингу, имеющие ту и другую подготовку.
Скептики скажут – слишком просты у автора рецепты креативного образования. И все же, если использовать эти рецепты вместе с типовыми приемами и методами оптимизации (к примеру, рециркуляция реагентов, индустриальный симбиоз, совмещение процессов и др,) – успех неизбежен. Хочу показать это на простом, но достаточно наглядном примере, упомянутом в начале статьи. Деревянные шпалы, применяемые на украинских железных дорогах, служат в несколько раз меньше, чем за пределами нашей страны. Все дело в несовершенстве пропитки антисептиком. Воздух, находящийся в капиллярах и порах древесины, мешает заполнить их антисептиком. Убирают воздух за счет вакуумирования, затем антисептик заталкивают под высоким давлением, но это приводит к необходимости использования очень дорогого автоклавного оборудования и, даже в этом случае, революционного эффекта нет. Попробуем использовать креативный подход. Прежде всего, выполним декомпозицию системы – пропиточного агрегата. Получим вертикальную цепочку: пропиточная линия - пропиточный аппарат – пакет шпал – шпала - капилляр. Все попытки найти креативное решение на верхних иерархических уровнях не приводят к успеху, пока мы не определим лимитирующий уровень и не обратимся к нему. Оказался наиболее ответственным, лимитирующим уровнем капилляр. Убрать воздух из капилляров – достаточно трудная, но решаемая задача. Оказалось, что это можно сделать с помощью продувки аппарата перегретым водяным паром, и это не является проблемой, ибо именно такой прием используется зачастую при сушке древесины. Если после заполнения капилляров перегретым паром, затем в аппарат подают холодный пропиточный раствор, пар в капиллярах конденсируется, его объем уменьшается примерно в 900 раз, следовательно, в каждом капилляре образуется глубокий вакуум, который и ”засасывает” антисептик. Вакуума в аппарате нет, а в каждом капилляре – глубокий вакуум – это ли не креативное решение?! И давление в автоклаве тоже не требуется.
Конечно, в одной статье трудно изложить технологические приемы и преимущества предлагаемой технологии поиска креативных решений. Ограничусь только перечнем технологий, где успешно использованы подобные пропитке древесины решения: пропитка смолами угольной и стеклоткани при производстве корпусов ракет, пропитка катализаторов, электродов аккумуляторов, графитовых электродов сталеплавильных печей, бумаги, тканей, строительных материалов, получение композитных каркасных материалов, процессы экстрагирования и др. Думаю, список впечатляющий. Из моих более 400 изобретений и патентов более 100 можно отнести к новым технологиям, более 100 – к новому оборудованию и лишь примерно 50 интегрируют действительно креативные аппаратурно- технологические решения и их можно отнести к произведениям искусства (это действительно вид искусства!) химического инжиниринга.
Нужно ли учить менеджеров творчеству?
В учебных планах менеджеров несколько лет назад появился спецкурс «Инновационный менеджмент”. Мне приходится читать его и пришлось познакомиться с многими литературными источниками по этому вопросу. Оказалось, что лишь небольшая часть авторов считает, что специальный курс надо посвятить теории, методологии и технологии творчества для студентов и аспирантов управленческих специальностей. Большинство считает, что учить менеджеров нужно совсем другому – реализации, как сейчас говорят, коммерциализации инновационных проектов. Кто прав? Видимо, истина где-то посредине. Нужно и то, и другое. Ведь для менеджера важно не только обеспечить ускоренную коммерциализацию инновационных проектов, но важен также творческий подход в областях маркетинга, рекламы, торгового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятий, выявления резервов роста, составления планов и прогнозов. Причем роль творчества в современной быстроменяющейся экономике непрерывно возрастает, что связано с несколькими факторами (динамизмом современного бизнеса; гиперконкуренцией; увеличивающимся уровнем требований потребителей; повышением роли интеллектуального ресурса в системе производства; увеличением стоимости рабочей силы и ее качества в сферах производства и бизнеса; развитием среднего и малого бизнеса и переходом от массового репродуктивного производства к мелкосерийному и индивидуализированному и др.). Сегодня на рынке побеждают те организации, которые активно развивают творческий потенциал своих сотрудников.
О том, что менеджеров нужноучить творчеству, свидетельствует опыт многих руководителей, которые понимают, что их капитал - это творческие способности и идеи персонала, и что вложения в развитие этого капитала могут быть высокоэффективны. Из Интернета известно, например, что двухлетний курс развития творческого потенциала сотрудников в корпорации General Electric привел к 60%-ому росту патентоспособных идей. Несколько тысяч служащих компании Sylvania прошли 40-часовой курс по творческому решению проблем, в результате компания получила 20 долл. прибыли на каждый доллар, потраченный на проведение этого курса. Приводятся сведения также о том, что обучение и использование методов творческого мышления сотрудниками одной европейской корпорации позволило увеличить прибыль с 7 млн. до 60 млн. долл. за 2,5 года, а объем продаж - с 60 млн. до 1,2 млрд. долл. Итак, творческие способности - главный фактор повышения эффективности человеческого капитала и этот ресурс можно рассматривать как неисчерпаемый. Учить творчеству, как рассуждал еще А. Маслоу, нужно в том смысле, чтобы обучаемые не боялись перемен, были готовы принять новое и, более того, его приветствовать. Видимо, настала пора преобразовать курс ”Инновационный менеджмент” в специальный курс, который может называться, например, “Креативный менеджмент” и ориентирован на решение задач на развитие воображения; проведение тематических деловых игр с использованием методов синектики, ТРИЗ, мозгового штурма, морфологического анализа и др.; решение конкретных задач в областях рекламы, управления, бизнеса; использование программных средств поддержки творческих решений, т.е. такой курс должен позволить студенту овладеть мощным инструментарием для интенсификации творчества. Вот тогда в секретариате нашего Президента перестанут искать кадры среди выпускников престижных западных университетов.
Вот и вся статья. Спасибо тем посетителям блога,кто нашел силы и время дочитать ее до конца, за терпение. А для автора комментария, который и спровоцировал эту публикацию, замечу, что удовлетворен практическими результатами применения изложенных методов креативного образования. Десятки моих питомцев стали достаточно успешными учеными, изобретателями, просто креативными специалистами. Многое из того, что они напридумывали, по крайней мере, в советскую эпоху, было успешно реализовано (простите, по-современному - коммерциализировано). Особо удовлетворен деятельностью обученных мною бизнесменов. Среди них уже есть достаточно много миллионеров и просто успешных креативных людей.