Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
24.06.2011, 07:29

Блеск и нищета либерализма

Доктор технічних наук, професор

Многие наши политические партии, да и непартийные интеллектуалы, которых у нас всегда хватало, как-то углубились в самоанализ своей идеологии, напрочь забыв о том, что идеология сильна только тогда, когда она направлена на решение конкретных задач

 

Многие наши политические партии, да и  непартийные интеллектуалы, которых у нас всегда хватало,  как-то углубились в самоанализ  своей идеологии, напрочь забыв о том, чтоидеология сильна только тогда, когда она  направлена  на решениеконкретных  задач развития  общества. Наиболее популярным после коммунизма,фашизма и нацизма, которых все чащеобъединяют  в единую категорию —тоталитаризм, вновь становится  сейчас либерализм

(фр. liberalisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, чтоправа и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества иэкономического порядка и что отдельные личности являются основой закона иобщества, а общественные институты существуют для того, чтобы способствоватьнаделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм – первое в историиоформившееся идеологическое учение.

Егоидейная основа – политическая философия Дж. Локка , Т. Гоббса и А. Смита.  Либерализм изначально являлся идеологией,утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазныхреволюций .

Вариантовлиберализма становится все больше: от классического либерализма, по которомувсе права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а государстводолжно существовать исключительно для защиты этих прав, до одной из самыхраспространённых на данный момент политических систем в мире - либеральнойдемократии.  Вроде,  все привлекательно звучит,  но многие начальные попытки реализации либеральных идей порой уже приводилик противоположным результатам (диктатурам) либо к анархии.

Либерализмфокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни,включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода,защита от вмешательства государства в личную жизнь.

Политический,экономический,  культурный, социальныйили классический варианты либерализма выступают за индивидуальные права насобственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является«свободное частное предприятие». Изначальнолиберализм исходил из того, что все права должны быть в руках у физических июридических лиц, а государство должно существовать исключительно для защитыэтих прав (классический либерализм). Современный либерализм значительнорасширил рамки классической трактовки и включает в себя множество течений,между которыми имеются глубокие противоречия и порой возникают конфликты. Этитечения отражены, в частности, в таком ключевом документе, как «Всеобщаядекларация прав человека». Для определённости с терминологией, в данной статье«политический либерализм» означает движение за либеральную демократию и противабсолютизма или авторитаризма; «экономический либерализм» — за частнуюсобственность и против государственного регулирования; «культурный либерализм»— за личную свободу и против ограничений на неё из соображений патриотизма илирелигии; «социальный либерализм» — за равенство возможностей и противэкономической эксплуатации. Современный либерализм в большинстве развитых странпредставляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый планчасто выходит «либерализм третьего поколения» — движение за здоровую средуобитания и против колониализма.

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основойзакона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобыспособствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания передэлитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется«методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждыйчеловек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартиявольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в которомнекоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогативамонарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которомузаконы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, икаждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенствезакона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладаетдостаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализмтакже включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо отпола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системойсчитается либеральная демократия.

Экономический или классическийлиберализм выступает заиндивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формылиберализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётсякапитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику(laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридическихбарьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждаетсяв государственном регулировании. Некоторые из них готовы допуститьправительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, чтомонополизация рынка возникает только как последствие действий государства.Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должныопределяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторыедопускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционносохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве.Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, котороевозникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественныйрезультат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся ксознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная,академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь.Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственногорегулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросовкак деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возрастдобровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использованиепротивозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и другихнаркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнемкультурного либерализма, что впрочем не мешает провозглашать в стране иполитику мультикультурализма.

Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странахпод влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично илиполностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации, и пришли кзаключению, что государство должно использовать свою власть для восстановлениясоциальной справедливости. Сторонники социального либерализма утверждают, чтобез гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативныхправ, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правамиради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализмподдерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию.


Междуэкономическим и социальным либерализмом существует фундаментальноепротиворечие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежнонарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государстваограниченной, главным образом, вопросами обеспечения законности, безопасности иобороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличие сильнойцентрализованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают,что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечениисоциальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся,здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обеспечении, уходе за детьми,инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защитеменьшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и искусства. Несмотряна единство конечной цели — личной свободы — экономический и социальныйлиберализм кардинально расходятся в средствах для её достижения. Правые иконсервативные движения часто склоняются в пользу экономического либерализма, выступаяпротив культурного либерализма. Левые движения, как правило, делают акцент накультурном и социальном либерализме.

Либерализм третьего поколения стал следствием послевоенной борьбы стран третьегомира с колониализмом. На сегодняшний день он больше связан с определённымиустремлениями, нежели с правовыми нормами. Его целью является борьба противсосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитыхстран. Активисты этого течения делают упор на коллективном праве общества на мир,на самоопределение, на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческомудостоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Этиправа относятся к «третьему поколению» и нашли отражение в статье 28 Всеобщейдекларации прав человека. Защитники коллективных международных прав человекатакже уделяет пристальное внимание вопросам международной экологии игуманитарной помощи.

Вовсех вышеперечисленных формах либерализма предполагается, что междуответственностью правительства и индивидов должен быть баланс и что функциягосударства должна быть ограничена теми задачами, которые не могут бытьвыполнены должным образом частным сектором. Все формы либерализма нацелены назаконодательную защиту человеческого достоинства и личной автономии, и всеутверждают, что отмена ограничений на индивидуальную деятельность способствуетулучшению общества.

Современный либерализм. На сегодняшний день либерализм является одной изведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственногодостоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости,неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка,равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений нагосударственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации,просвещённой и разумной государственной политики — получили самое широкоераспространение. К либерально-демократическим политическим системам относяттакие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, какФинляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Вовсех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формированииновых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

Правыелибералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражаютпротив ряда положений социального либерализма. К ним примыкают консерваторы,которые разделяют ставшими традиционными в этих странах политическиелиберальные ценности, однако часто осуждают отдельные проявления культурноголиберализма как противоречащие нормам морали. Собственно «либералами» в СШАназывают социалистов и вообще левых, в то время как в Западной Европе этоттермин относится к либертарианцам, а левых либералов называют социал-либералами.В рамках экономического либерализма обособилось идеологическое течение неолиберализма. Это течение часторассматривается как чисто экономическая теория, вне контекста политическоголиберализма. Неолибералы стремятся к невмешательству государства в экономикустраны и к свободному рынку. Государству отводится функция умеренногомонетарного регулирования и инструмента для получения доступа к внешним рынкамв тех случаях, когда другие страны чинят препятствия для свободной торговли.Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики являетсяприватизация, ярким примером которой были реформы, проведённые в Великобританиикабинетом Маргарет Тэтчер. Современные социал-либералы, как правило, относятсебя к центристам или социал-демократам. Основными целями своей политикилиберальные партии наиболее часто считают укрепление либеральной демократии иправового государства, независимости судебной системы; контроль надпрозрачностью работы правительства; защиту гражданских прав и свободнойконкуренции. Вместе с тем, наличие слова «либеральный» в названии партии самопо себе не позволяет определить, являются ли её сторонники правыми либералами,социал-либералами или либертарианцами.

Общественныелиберальные движения также отличаются большим разнообразием. Некоторые движениявыступают в поддержку сексуальной свободы, свободной продажи оружия илинаркотиков, за расширение функций частных охранных структур и передачу им частифункций полиции. Экономические либералы часто выступают за единую ставкуподоходного налога, или даже замену подоходного налога подушевым, заприватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионногообеспечения, за перевод науки на самоокупаемое финансирование. Во многихстранах либералы выступают за отмену смертной казни, разоружение, отказ отядерных технологий, защиту окружающей среды. В последнее времяобострились дискуссии по поводу мультикультурализма. Хотя все стороны сходятсяна том, что этнические меньшинства должны разделять фундаментальные ценностиобщества, одни полагают, что функция большинства должна ограничиваться защитойправ в этнических общинах, в то время как другие являются сторонникамискорейшей интеграции меньшинств во имя сохранения целостности нации.

 

Современная критика либерализма

Сторонникиколлективизма не абсолютизируют значение свободы личности или права на частнуюсобственность, вместо этого делая упор на коллективе или обществе. Государствопри этом иногда рассматривается как высшая форма коллектива и выразитель еговоли.

Левыесторонники жёсткого государственного регулирования в качестве политическойсистемы предпочитают социализм, полагая, что только государственный надзор надраспределением доходов может обеспечить всеобщее материальное благополучие. Вчастности, с точки зрения марксизма, главным недостатком либерализма являетсянеравномерное распределение материальных благ. Марксисты утверждают, что влиберальном обществе реальная власть сконцентрирована в руках очень небольшойгруппы людей, которые контролируют финансовые потоки. В условиях экономическогонеравенства, равенство перед законом и равенство возможностей, по мнениюмарксистов, остаются утопией, а истинной целью является узакониваниеэкономической эксплуатации. С точки зрения либералов, жёсткое государственноерегулирование требует ограничений в размере зарплаты, в выборе профессии иместа проживания, а в конечном итоге ведёт к уничтожению личной свободы итоталитаризму (см. выше).

Крометого, марксизм также критически относится к либеральной теории общественногодоговора в связи с тем, что в ней государство рассматривается как отдельный отобщества субъект. Марксизм сводит противостояние между обществом и государствомк противостоянию между классами, основанном на отношении к средствампроизводства.

Наиболеекатегоричны фашисты, которые утверждают, что рациональный прогресс ведёт не кболее гуманному будущему, как полагают либералы, а напротив, к моральному,культурному и физическому вырождению человечества. Фашизм отрицает, что человекявляется высшей ценностью и вместо этого призывает к построению такогообщества, в котором люди лишены стремления к индивидуальному самовыражению иполностью подчиняют свои интересы задачам нации. С точки зрения фашистов,политический плюрализм, декларирование равенства и ограничение власти государстваопасны, поскольку открывают возможности для распространения симпатий кмарксизму.

Болеемягкой критикой либерализма занимается коммунитаризм , который признаёт индивидуальные права, но жёстко увязывает их собязанностями по отношению к обществу и допускает их ограничение, если ониреализуются за государственный счёт.

Современныеавторитарные режимы, опирающиеся на популярного в народе лидера, частоосуществляют пропаганду с целью дискредитации либерализма среди населения.Либеральные режимы обвиняют в недемократичности в связи с тем, что избирателиделают выбор среди политических элит, а не выбирают представителей из народа(т. е., себе подобных). Политические элиты представляются марионетками в рукахединственной закулисной группы, которая заодно держит контроль над экономикой.Злоупотребления правами и свободами (демонстрации радикальных организаций,публикации оскорбительных материалов, лишённые почвы судебные иски и т. д.)преподносятся как системные и спланированные враждебные акции. Либеральные режимыобвиняют в лицемерии: что они выступают за ограничение вмешательствагосударства в жизнь своей страны, но при этом вмешиваются во внутренние вопросыдругих стран (как правило, имеется в виду критика за нарушения прав человека).Идеи либерализма объявляются утопией, которую принципиально невозможнореализовать, невыгодными и надуманными правилами игры, которые страны Запада (впервую очередь, США), пытаются навязать всему миру (например в Ираке илиСербии).

Анархизм отрицает легитимность государства для любых целей. (Подавляющее большинстволибералов признаёт, что государство необходимо для обеспечения защиты прав).

Левыепротивники экономического либерализма возражают против установления рыночныхмеханизмов в тех областях, где их прежде не было. Они полагают, что наличиепроигравших и появление неравенства в результате конкуренции наноситсущественный вред всему обществу. В частности, возникает неравенство междурегионами внутри страны. Левые также указывают, что исторически политическиережимы, основанные на классическом либерализме в чистом виде, оказывалисьнестабильными. С их точки зрения, плановая экономика способна защитить отнищеты, безработицы, а также этнических и классовых различий в уровне здоровьяи образования.

Демократическийсоциализм как идеология стремится к достижению некоторого минимальногоравенства на уровне конечного результата, а не только равенства возможностей.Социалисты поддерживают идеи большого государственного сектора, национализациивсех монополий (включая жилищно-коммунальную сферу и добычу важнейших природныхресурсов) и социальной справедливости. Они являются сторонникамигосударственного финансирования всех демократических институтов, включаясредства массовой информации и политические партии. С их точки зрения, либеральнаяэкономическая и социальная политика создаёт предпосылки для экономическихкризисов.

Правыепротивники культурного либерализма видят в нём опасность для моральногоздоровья нации, традиционных ценностей и политической стабильности. Они считаютдопустимым, чтобы государство и церковь регулировали частную жизнь людей,ограждали их от безнравственных поступков, воспитывали в них любовь к святынями отечеству.

Однимиз критиков либерализма является Русская православная церковь. В частности,Патриарх Кирилл в своем выступлении в Киево-Печерской лавре 29 июля 2009 г.провёл параллели между либерализмом и размытием понятий добра и зла. Последнеечревато тем, что люди поверят антихристу, и тогда настанет апокалипсис.

Итак,  можно отметить, что  сегодня уже сформировались основные политические принципы либерализма:

  • Верховенство закона;
  • Правовое равенство всех граждан;
  • Договорная природа государства с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества;
  • Политический плюрализм;
  • Терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям;
  • Веротерпимость.

Фундаментальныепринципы современного либерализма включают признание:

  • данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
  • равноправия и равенства перед законом;
  • рыночной экономики;
  • ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

 

Вто же время, уже можно  конкретизироватьпроблемы и противоречия либерализма, что особенно важно сегодня, когда  либерализм в тех или иных вариантахстановится все более привлекательным в качестве идеологической платформы длясовременных партий:

  • Как определить пределы возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан (особенно в кризисные периоды)?
  • Как совмещать демократию и индивидуальную свободу?
  • Противоречие между экономической свободой и социальным неравенством;
  • Соотношение индивидуальной свободы и общественной морали, патриотизма, общечеловеческих прав и свобод личности.
  • Являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной» почве затруднено?

Большинствосовременных ведущих стран предпочитают сегодня идеи либерализма. Особенныйинтерес в последнее время  привлекаетидеология неолиберализма, для которой характерны:

  • Попытка соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства – гаранта соблюдения прав и законов, поддержания общественного порядка;
  • Признание необходимости    достижения консенсуса    в отношениях между    управляющими и управляемыми,  элитой и большинством общества;
  • Стремление совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов;
  • Признание необходимости    равноправного и активного    участия масс в общественной жизни, без чего невозможна демократия;
  • Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

 

Идеаломлиберализма является общество со свободой действий для каждого, свободнымобменом политически значимой информацией, ограничением власти государства ицеркви, верховенством права, частной собственностью и свободой частногопредпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основойпредшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов навласть и роль религии как единственного источника познания.

 

Некоторыесовременные течения либерализма более терпимы к государственному регулированиюсвободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха,всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонникитаких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементысоциального государства, включая государственное пособие по безработице, приютыдля бездомных и бесплатное здравоохранение. Согласно взглядамлибералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, иполитическое руководство страной должно осуществляться на основе согласиябольшинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, котораянаиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

 

Многиеначальные попытки реализации либеральных идей имели лишь частичный успех ипорой даже приводили к противоположным результатам (диктатурам). Лозунги свободыи равенства подхватывали авантюристы. Между сторонниками различныхинтерпретаций либеральных принципов возникали острые конфликты. Войны,революции, экономические кризисы и правительственные скандалы провоцировалимассовое разочарование в идеалах. В силу этих причин, в различные периоды вслово «либерализм» вкладывался разный смысл. С течением времени пришло  системное понимание основ этой идеологии,которые стали фундаментом для одной из самых распространённых на данный моментполитических систем в мире — либеральной демократии. Сможет ли эта политическаясистема  преодолеть свойственные ейнеконструктивизм,  рассудочность,резонерство, маниловщину, мечтательность в жестких условиях рыночной экономики– история покажет.

Останні записи