Креативизм или кретинизм? Часть 1.
Беда нашей науки в том, что в самое ближайшее время процесс ее деградации будет успешно завершен из-за тотального вымирания украинских научных школ, отсутствия смены научных поколений, из-за неспособности нашей высшей школы готовить молодых ученых достаточно высокой квалификации. Как оценить качество подготовки специалистов, какие критерии для этого использовать? Неужели, в самом деле, только тестирование, столь назойливо навязываемое Болонским ажиотажем, спасет нас. Нет, конечно. Ведь, тесты выдумывают те же преподаватели, которые сегодня неспособны готовить специалиста требуемой для науки квалификации. И тесты отражают их зачастую устарелые взгляды и подходы.
А, собственно, какие качества специалиста неспособна сегодня обеспечить высшая школа? И почему так важно установить это? Дело в том, что какой Украине быть завтра, во многом определяется состоянием нашей системы образования, ее идеологией, структурным, содержательным, качественным наполнением, отсюда неслучайно проблема совершенствования системы образования становится одним из важнейших национальных приоритетов страны.
1. От “болонизации” к “креативизации” образования.
Нынешний этап развития системы образования нашей страны, подписавшей Болонскую конвенцию, характеризуется, по крайней мере, по заверениям высоких чиновников от образования, ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на значительные изменения в структуре и содержании традиционного для Украины образования. В наших вузах этот процесс идет очень нелегко и медленно. Сторонники вхождения Украины в Европейскую систему образования полагают, что ”болонизация” приведет к повышению качества образовательного процесса, академической и профессиональной мобильности студентов и специалистов, решит проблему нострификации дипломов, и т.д. Это собираются обеспечить за счет реализации нескольких основных принципов Болонской декларации:
- Преимущественно двухступенчатое высшее образование.
- Сопоставимое качество образования.
- Использование европейской системы планирования трудоемкости образовательного процесса и оценки результатов образования.
- Сопоставимое приложение к диплому.
- Мобильность преподавателей и студентов.
А теперь попробуем найти в этих принципах хотя бы один, касающийся качества, содержания образования. Не найдем, их просто нет. Основное внимание уделено лишь планированию затрат и оценке результатов образования с помощью пресловутой тестовой системы оценки знаний, разумеется. В то же время, качество образования – это система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям общества и его ценностям, а также представлениям о его будущем. Декларируемое властью инновационное развитие Украины окажется невозможным, если не обеспечить у выпускников университетов умение творчески мыслить. Для этого необходимо разрешить противоречие адаптивной сущности образования креативной сущности человека, перейти от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к креативному образованию. Образование нового века характеризуется отходом от привычных моделей трансляции знаний и ”наполнения” знаниями мозгов учащихся к поиску новых концептуальных идей для реализации совсем другой стратегии (не наполнения, а развития мозга обучающегося в сторону повышения его креативных способностей, в которых столь нуждается сегодня Украина). Об отсутствии креативных способностей даже у нашей политической и управленческой элиты говорит хотя бы тот печальный факт, что за два десятка лет незалежности они так и не смогли предложить программы устойчивого или хоть какого-нибудь развития для нашей страны, не определили даже, какой строй мы строим.
Развитые государства уделяют специальное внимание образованию творческой элиты. В США есть специальная система подготовки таких кадров для всех ответственных постов, в Великобритании действует сословная форма такого образования. В Украине сложилась странная ситуация, когда система управления как бы "выталкивает" умных людей (иногда они сами не хотят заниматься управлением). Здесь стоит напомнить изречение Платона: "Умные люди расплачиваются за то, что не идут в государственное управление тем, что ими управляют дураки …" . Отсюда все чаще возникает вопрос: чему и как учить студентов для того, чтобы они, став профессионально компетентными специалистами, были реально востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, а, главное, чтобы они были готовы к необходимости поиска нестандартных креативных решений, для обеспечения динамичного развития в эпоху рыночной экономики, профессиональному росту и профессиональной мобильности, гибкости мышления, межнациональному диалогу, толерантности и сотрудничеству.
Давайте поставим простой опыт в Интернете, использовав лучший сегодня поисковик Google. В ответ на запрос “креативное образование Украина” мы получим 750 тысяч гиперссылок. На запрос ”креативное образование Россия” мы получим примерно столько же - 755 тысяч гиперссылок. Но главное не это. В первом случае (для Украины) подавляющее большинство ссылок относится к потребности науки, производства, бизнеса в специалистах, обладающих креативным мышлением. А для России подавляющее большинство ссылок относится к методике, новым формам креативного образования. И вот это вызывает серьезную обеспокоенность. Видимо, наша высшая школа пока не занялась всерьез этой проблемой, а потребность рыночной Украины в ее решении велика. С одной стороны наиболее, как сейчас модно говорить, “продвинутые” преподаватели учат студентов творчеству постоянно: при решении задач, в деловых играх, на личном примере и т.д., поэтому в специальном курсе обучения творчеству, вроде, и нет необходимости. Другие считают, что творчеству вообще нельзя научить. По словам Рассела Акоффа, американского ученого в области исследования операций и системного анализа, "что касается смелости принятия решений и творческого подхода к решению проблем, то большинство преподавателей считает эти качества врожденными и поэтому убеждено, что их нельзя ни привить, ни "усвоить". И, наконец, большие потоки студентов в наших аудиториях не оставляют места для творчества ни студенту, ни преподавателю. В то же время, для выпускника вуза сегодня недостаточно иметь хорошие знания по общим и профессиональным дисциплинам и даже умение аналитически мыслить. Необходимо умение творчески переосмыслить полученные знания, генерировать эффективные идеи в нестандартных ситуациях.
2. Зачем нам креативиое образование?
При нынешнем динамичном развитии мира часто усвоение накопленного другими опыта и знаний становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Любой участник образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, не может освоить все знания даже по одной дисциплине. На встречах с выпускниками прошлых лет я часто спрашиваю, что из полученных ими знаний было востребовано в практике их инженерной деятельности. Чаще всего я слышу ответ – практически ничего. Однако те скудные навыки, которые дала высшая школа по методам решения нестандартных задач, креативным методам почти всегда были использованы Анализ ситуации показывает, что сейчас нужно не столько что-то знать (ибо большая часть знаний быстро забывается), сколько понимать, что нужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, используя творческие способности или умение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием информационных технологий и приобретения знаний. Только творчески ориентированное образование может сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в самых разных областях знаний независимо от их специальности. Это особенно важно в рыночной ситуации, когда выпускник вуза зачастую не может найти работу по специальности или по разным причинам должен часто менять работу.
Важно и то, что при рыночных механизмах хозяйствования с их атакующим менеджментом и маркетингом зачастую оказывается недостаточным эволюционное постепенное совершенствование технологии и оборудования. Время, рынок, законы конкуренции часто требуют полной замены технологии и оборудования, использования революционных решений. Все чаще наши менеджеры понимают, что штопание старых дыр сегодня выгоднее заменить демонтажом старой установки и заменой ее принципиально новой с революционной технологией. Еще совсем недавно японские спецы на мой вопрос: как долго будет работать у нас их крупнейшая в мире линия по производству аммиака, ответили – примерно 7-10 лет. А что потом, спросил я. Они ответили – бульдозер и новая технология, новая установка. К тому времени будут найдены новые решения. На мое замечание, что на рубежанском ПО ”Краситель” есть технологические линии, которым более века, и где аппараты изготовлены не с использованием сварки, а еще на заклепках. И ничего, работают за счет капитального ремонта, реконструкции. Вот тогда не без раздражения японские коллеги сказали, что это экономически невыгодно, проще и выгоднее заменить старье вовремя. Кстати, читатель, видимо заметил, что из нашего быта практически исчезли часовые и другие мастерские бытовой техники. Видимо по той же причине, большинство видов бытовой техники выгоднее заменить новыми, чем ремонтировать.
Ставка на узкую специализацию высшего образования по европейскому образцу (вспомним расхожие выражения о том, что узкий специалист подобен флюсу и отличается дебильностью, так как напрочь не признает и не принимает никаких новшеств – вот откуда заголовок статьи!) сейчас представляется бесперспективной уже потому, что для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. В этом отношении представляется наиболее перспективным японский корпоративный менеджмент, где кадровые вопросы решаются в рамках ротационного механизма и специалист планово приобретает и широкий, и творчески ориентированный профессиональный кругозор.
. Что бы ни говорили о привитии навыков творчества студентам, в большинстве вузов основное внимание уделяется лишь исполнительскому труду. Студентам дается слишком много узкоспециализированных сведений, которые они могут найти в книгах, справочниках, Интернете. А вот научить его нетрадиционно мыслить высшая школа как система, к сожалению, пока не может, и творчески ориентированные выпускники - это чаще всего заслуга не вуза как такового, а отдельных преподавателей.
3. Как реализовать креативное образование?
Я уже более 40 лет работаю в высшей школе и убедился, что информация легче усваивается при оживленном диалоге, а у нас студенты основное время все еще тратят на написание не всегда совершенных конспектов лекций (и это в эпоху компьютерных и информационных технологий!), выполнение архаичных, зачастую просто бестолковых курсовых и лабораторных работ. Многие под давлением системы теряют интерес к учебе и стремятся лишь получить зачет и сдать экзамен, забыв сразу напрочь о том, что он выучил, а по окончании института - диплом, который либо прячут в стол, либо используют как визитную карточку при поступлении на работу, зачастую не по специальности.
Итак, человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В таких технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Этот вопрос тесно смыкается с технологиями порождения интеллектуальной собственности, которые являются предметом озабоченности человечества очень давно. Таких технологий человечество придумало очень много. В качестве наиболее популярных можно назвать: метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод контрольных списков, метод ”национальных” решений, мозговой штурм, синектикс и др. Пока трудно назвать какую-то из этих технологий, как окончательно признанную, да и трудно большинство из них рассматривать в качестве образовательных.
Мне бы хотелось остановиться именно на образовательных технологиях, направленных на развитие интеллекта и креативных способностей. Первое место среди них, несомненно, занимают игровые методы. О роли игр в компьютерном развитии я уже писал ранее в ВТГ. Сегодня не об этом разговор. Едва ли не самыми популярными являются телепередачи с интеллектуальным наполнением ”Самый умный” Тины Канделаки, ”Кто хочет стать миллионером”, ”Клуб веселых и находчивых”, ” Брейн ринг ” и некоторые другие. Но, странное дело, все эти популярные передачи отражают (и, часто, развивают) лишь наполнение и быстроту работу памяти человека, в лучшем случае, его аналитические, но отнюдь не креативные способности.
Среди деловых обучающих игр можно отметить особый вид игр с будущими инженерами, которыми одно время часто увлекались в технических вузах - игры по принятию решений по совершенствованию техники. Основными этапами такой игры, фактически являющейся вариантом мозгового штурма, являются:
1. Погружение в проблему.
2. Формирование команд генераторов и критиков – экспертов идей. Это один из наиболее важных этапов деловой игры, ибо многое зависит от психологических особенностей игроков.
3. Получение начальной информации о проблеме и постановка задачи.
4. Генерирование вариантов решения задачи группой генераторов (с обязательной фиксацией автора того или иного варианта видеосъемкой, диктофонной или простой записью). Этот этап характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, но особенностью мозгового штурма является то, что споры, дискуссии, столкновение мнений и, вообще, всякая критика на этом этапе запрещены. Все это проводится другими экспертами на следующем этапе игры.
5. Экспертиза предложений, отбор оптимальных, выработка рекомендаций по реализации. Многолетний опыт автора показывает, что этот метод работает и является методологически чрезвычайно эффективным в сравнении с другими методами лишь в том случае, если рассматривается сложная, но близкая, понятная всем участникам проблема. К примеру, трудную проблему оптимизации технологии обработки капиллярно – пористых тел автор рассматривает co студентами этим методом на примере обеспечения наиболее полного извлечения компонентов кофейного напитка из кофейных зерен. И все же деловые игры и даже мозговой штурм – это не столько методы поиска креативных решений, сколько методы активизации деятельности мозга человека по перебору вариантов решения задачи, то есть вариант все того же метода проб и ошибок.