Война интеллектов 7. Будущее начинается сегодня
Преамбула.
Все чаще мы говорим о том, что конец кровопролитной войны со страной - террористом, все ближе, и все мы ждем его с нетерпением. И не только просто ждем, а делаем все возможное и невозможное, чтобы скорее пришел в наш дом мир. В уверенности в нашей близкой победе немалую роль играет то, что мы побеждаем не только на полях сражений - не только мы понимаем, но и весь мир признал, что интеллект наших воинов несравненно выше интеллекта противника . Нам предстоит пройти последующий этап войны - возрождения страны, который не может свершиться без реиндустриализации Украины.
Возрождение страны, и обеспечение ее дальнейшего устойчивого развития.
Восстановление инфраструктуры страны является чрезвычайно сложной и затратной проблемой, но еще более сложной является задача реиндустриализации, т.е. возрождения и устойчивого развития нашей реальной экономики. Просто вернуться к тому, что у нас было перед началом активной фазы войны, не удастся. Большинство стран мира уже много лет тому в качестве магистрального пути развития выбрали концепцию устойчивого развития (КУР), обеспечивающую системный анализ и решение проблем реальной экономики, экологии и социальных проблем в их гармоничном единении.
Возрождение страны нужно начинать не завтра после окончания, по крайней мере, активной фазы войны с агрессором, а уже сегодня. Страна имеет потенциал для превращения в мощную индустриально – аграрную державу, какой она была еще недавно.
Возможно коротко сформулировать основную идею программы реиндустриализации страны: Вся деятельность по этой программе должна способствовать реализации концепции устойчивого развития страны и технологическому преобразованию ее экономики путем комплексного решения экологических, экономических и социальных проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на основе синергетических и кластерных подходов, системного анализа, инновационного инжиниринга, проектного менеджмента и маркетинга, технологического бизнеса, диджитализации и современных информационных технологий.
Кадры решают все.
Обнародованное нашим Правительством содержание Программы послевоенного восстановления Украины требует серьезного обсуждения. К примеру, кадровая проблема. Она с каждым днем войны становится у нас все актуальнее. Наиболее квалифицированные профессионалы давно за рубежом, вузы сегодня не готовят специалистов, способных проводить реиндустриализацию страны потому, что ориентируют студентов на запоминание давно известной информации, а не на поиск новых решений. Ведь, просто восстановление разрушенных производств или строительство таких, какие были раньше, нецелесообразно. Эти производства будут нерентабельными, неконкурентоспособными, ибо изменились уклады развития, техника быстро совершенствуется и в мире сегодня совсем другие требования к специалистам, чем те, которые все еще работают в нашей стране.
Уже даже в МОНУ согласны с тем, что ключевые и сквозные компетентности специалиста должны быть: не только свободное владение государственным языком, математической, общекультурной, экологической и экономической компетентностями, но и предприимчивость, инновационность, изобретательность, критическое и системное мышление, способность к творческому подходу, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы.
К сожалению, сегодня страна имеет мало таких специалистов, которые бы соответствовали современным требованиям. Особенно трудное положение у предпринимателей, работающих в области не коммерческого, а среднего и малого производственного (чаще его называют технологическим) бизнеса. Именно из-за их недостаточной профессиональной подготовки известный бизнесмен, руководитель американского Центра экономических инициатив Leland Cole очень уж жестко назвал наших предпринимателей невежественными и начал свой большой проект оказания нам помощи в развитии среднего и малого бизнеса с реализации программы их переподготовки.
Мой опыт обучения студентов механического профиля основам современного бизнеса путем неназойливой модернизации предусмотренных учебными планами спецкурсов введением некоторых важных для будущих механиков наук или дополнения этих планов некоторыми факультативными спецкурсами, показал, что многие выпускники стали успешными современными предпринимателями в области СМБ. Наиболее успешной оказалась такая цепочка спецкурсов: теория технических систем ==> оптимизация техники (под техникой понимается синергетическое единство технологии и оборудования) ==> инновационный инжиниринг (с изучением авторской системно – синергетической методики изобретательства) ==> технологический бизнес. Жаль, что в процессе реформирования структуры университета эта системная цепочка спецкурсов потерялась, видимо потому, что такой набор учебных дисциплин или их разделов не типичен для современной высшей школы Украины, ибо он соответствует требованиям рыночной экономики, от выполнения которых высшая школа пока далека, прежде всего, из-за разрушения синергетического треугольника : образование – наука - реальная экономика. Без восстановления этого треугольника говорить о реиндустриализации не стоит.
Справедливости ради замечу, что многим из необходимых предпринимателю СМБ новых областей знаний, приведенных в сформулированном выше варианте программы реиндустриализации страны, в последние годы начали учить в университетах. По крайней мере, это касается некоторых областей экономических знаний, которым, наконец, стали обучать специалистов инженерного профиля (хотя бы. менеджмент, маркетинг, информационные технологии). К сожалению, многие области знаний, связанные с технологическим бизнесом, по-прежнему остаются неведомыми будущим бизнесменам, в частности, СМБ. Настала пора обучать в высшей школе и доучивать за ее пределами специалистов, связанных с технологическим бизнесом, основам этого самого бизнеса, тесно связанным с применяемыми в мире основными средствами и методами реализации КУР. Трудно ожидать, что для такого обучения окажутся успешными модные еще недавно тренинги, основанные на использовании рекомендаций Дейла Карнеги и других теоретиков бизнеса на базе накопленного ранее опыта. Необходимо обучать предпринимателя общим подходам к ведению современного СМБ, активировать его потенциально высокий инновационный потенциал, к примеру, научить его использованию системного анализа и рыночных механизмов хозяйствования на основе синергетических и кластерных подходов и приемов технологического бизнеса, инновационного инжиниринга, диджитализации и современных информационных технологий.
Таким образом, страна нуждается в специалистах совершенно другого уровня, чем сегодня готовит высшая школа Украины, и для реиндустриализации придется переориентировать высшую школу на подготовку предпринимателей, создать и реализовать систему непрерывного образования, способную готовить таких специалистов, а также доучить или переучить тех, которые сегодня находятся у руля. К сожалению, мои, и не только мои, предложения создать такую систему пока не нашли поддержки у общественности ; это связано не только с тем, что высшая школа нашей страны сама не имеет специалистов, способных осуществить такую подготовку кадров, что является главной проблемой , которая делает очень трудной задачей реиндустриализацию страны. Развал экономики, недальновидная пенсионная реформа (поставившая перед наиболее опытными работающими учеными задачу выбора - либо пенсия, либо зарплата) и политика принудительного омоложения научно – образовательных коллективов в университетах и научных учреждениях привели к ликвидации многих, если не большинства, научных школ в университетах, снижению научного уровня исследований, отсутствию практического опыта у преподавателей, что не только не позволяет осуществить подготовку предпринимателей для реальной экономики, но в целом привело к катастрофическому снижению уровня подготовки традиционных специалистов.
Образовательное волонтерство.
Справедливости ради, отмечу, что старшее поколение - это не забытое поколение. Ветеранам даже сегодня, во время войны уделяется много внимания. При этом даже во время войны страна ничего не требует от них. Но среди пожилых специалистов много людей с богатейшим опытом и знаниями, уже продемонстрированными в прошлом при индустриализации страны после второй мировой войны. А сейчас вместо вовлечения в процесс возрождения экономики страны, им предлагают на старости лет получить зачем-то другую профессию и даже специально для этого создают учебные заведения, организуют отдых в санаториях и домах отдыха, где их учат выращивать цветочки, ходить, используя скандинавские или просто лыжные палки и т.п. А они почему-то стали все раньше уходить от нас в мир иной из-за невостребованности и вынужденного безделья.
За рубежом наиболее опытных специалистов, сохранивших жизненные силы, приглашают в действующие организации в качестве советников, консультантов, экспертов. У нас – это скорее исключение, чем обычная практика. Возможно, в нашем случае следует попробовать использовать прекрасно зарекомендовавшую себя в условиях войны систему волонтерства. В данном случае можно использовать ветеранов, именуя их образовательными волонтерами.
Идея эта не нова. На принципах волонтерства действует научно – образовательный Интернет – портал “Инновационный технологический бизнес” (www.invest.ho.ua), который работает уже 10 лет и пока является единственным в Украине по такому профилю. На портале, открытом для свободного посещения размещена адаптированная, прежде всего, для молодежи авторская системно – синергетическая методика изобретательства. На базе этой методики в одном из лучших лицеев города создана школа развития творческих способностей и обучения изобретательству , которая по этой методике успешно проработала 2 года. Работая в ней, убедился в том, что изобретателями не рождаются, ими становятся в результате обучения.
Сейчас собираюсь открыть для начала на базе своего Интернет – портала волонтерскую школу системно - синергетического среднего и малого бизнеса. Очень надеюсь на поддержку ученых – ветеранов, а власти стоит подумать об инициировании образовательного волонтерского движения, прежде всего, опираясь на ветеранов образования. Уверен, это не сильно повлияет на бюджет воюющей страны.
Системно- синергетический подход - оружие разума. Креативные решения – результат деятельности вооруженного разума. Это – не лозунги, это требование жизни в чрезвычайно сложный и ответственный период войны и начала возрождения страны.
Реформа образования. Системно - синергетический креативный университет Президента.
Реформа образования страны, вроде бы декларирована. Но странная какая-то реформа. Хорошо бы заниматься не только чехардой министров и чиновников в МОНУ, а сменить концепцию образования. Она сегодня явно не отвечает рыночным условиям, в которых находится страна и реалиям военного времени. Университеты живут своей жизнью, как-то отстраненной от проблем, которыми живет воюющая страна, а коллективы преподавателей стали отдельной кастой интеллектуалов, редко участвующей во всенародной войне с террористами. Настало время заставить высшую школу от МОНУ до студентов направить все свои интеллектуальные и другие усилия на достижение скорейшей победы над террористами, на каком бы языке они не разговаривали, и обеспечение динамичного устойчивого развития страны уже сегодня, а не после окончания войны.
И в средней школе пора бы вспомнить о том, что в ней вместе с образованием следует заниматься воспитанием школьников. Исчезли и ничем не были заменены организации, без которых невозможно привитие навыков коллективизма, во многих школах заглохла внеклассная работа со школьниками, работа по их профориентации. К сожалению, одновременно наши радио и телепрограммы прекратили организовывать программы для детей и юношества. Перестали издаваться детские и юношеские развивающие печатные издания. Родители в силу военных обстоятельств часто лишены возможности уделять своим детям столько внимания, сколько уделялось в мирное время. Результаты всего этого уже видны сегодня и скажутся в ближайшее время, когда начнется очередная смена поколений.
В то же время основное внимание МОНУ направлено на совершенствование ЗНО – надуманной, дорогостоящей и, на мой взгляд, бесполезной системой объективной оценки качества обучения. Не секрет, что создать такую объективную систему пока никому не удавалось. Да и не нужна она университетам, ибо сегодня число абитуриентов в связи с исходом, прежде всего, самых способных детей из нашей страны для обучения за ее рубежами стал катастрофическим. Поэтому, а также из-за недостаточной мотивации студентов обучаться в вузах Украины, во многих вузах лекционные потоки сократились до 10 студентов и даже менее. Может бать, в связи с этим, ликвидировать и забыть ЗНО, как дурной сон. Сейчас эта очень дорогая и ненужная затея отвлекает массу самих творческих преподавателей и приводит к потере самого ценного в развитии молодежи в последний год обучения в школе. Ведь не секрет, что в большинстве учебных заведений занятия в последний год учебы проводятся целенаправленно на подготовку к ЗНО, а учить в университетах и сейчас уже некого – наиболее талантливая молодежь уехала учиться в современных университетах за рубеж. Еще одним мотивом введения ЗНО в свое время была борьба с реальным или мифическим взяточничеством с абитуриентов при поступлении в вуз. И здесь, к сожалению, мало что изменилось, только по выступлениям ряда СМИ взяточничество переместилось к чиновникам МОНУ, а сейчас, видимо, оно вообще прекратилось ввиду ограниченного контингента абитуриентов. Таким образом, видимо, пора и в этом послушаться наших зарубежных коллег и подбор для учебы наиболее перспективной для обучения и развития креативных способностей молодежи оставить за самими вузами. Тогда вузам самим, не перекладывая ответственности на чиновников, придется заняться не развитием памяти учащихся и не наполнением голов молодых людей быстро стареющими, зачастую ненужными знаниями, а развитием креативных способностей молодежи и ее обучением методам создания новых знаний и умений.
В проведении эффективного реформирования нашей системы образования может помочь Президентский университет, который намечено создать в ближайшее время. Учитывая настойчивость Президента во внедрении инновационных подходов, важных для развития страны (вспомним хотя бы успехи в диджитализации, начатой по его инициативе), новый университет может стать инициатором , а в дальнейшем центром возрождения интеллекта нации. Первые шаги сделаны. Имею в виду развитие той же концепции диджитализации – важной фазы обеспечения креативности и возрождения интеллекта. Если в новом университете используют еще и наработки других организаций в области образования, и, возможно, даже наших ( разработка теоретических основ технических систем, создание системно – синергетической методики креативного развития технических и других систем, методика системно-синергетического изобретательства, апробированной при создании примерно пятисот патентов, многие из которых успешно реализованы). В этом случае Университет Президента может стать не просто хорошим университетом, а системно синергетическим университетом креативного развития Президента Украины. Наш Президент - творческая личность и создание такого университета будет, в самом деле, “великим будівництвом”, которое поможет возродить творческие способности нашого креативного народа.
И последнее, о чем бы нужно сказать. Это вопрос о языке общения в стране. Я – украинец, хотя у меня нет ни капли украинской крови, кстати, и русской тоже. Понимаю и поддерживаю решения языковых проблем генетически украинского народа. Сам достаточно свободо говорю на украинском, читаю лекции, пишу статьи, и не только в блогах, издаю книги. Но хочу обратить внимание на языковые проблемы нашего образования в связи с переходом образования на украинский язык. Дело в том, что, по крайней мере, при инженерной подготовке в нашей стране использовалась вся учебная и методическая литература, написанная на русском языке. В моей библиотеке, где собрана, в основном литература для подготовки инженеров – механиков химических производств, инновационному инжинирингу и технологическому бизнесу, около 2 тысяч книг. Среди них есть уникальные издания, которым уже около века. К примеру фундаментальная книга русскоязычного американца С. Тимошенко “Колебания в инженерном деле”, которой уже более ста лет, но она остается фундаментальной книгой по теории колебаний. Оцифровывать всю эту русскоязычную учебную литературу и потом переводить даже с помощью Интернета очень долго, дорого и поэтому нереально. Та же проблема и по научным и инженерным периодическим изданиям. Их очень много по каждой специальности.
Есть и личные проблемы. У меня около 500 русскоязычных патентов и изобретений. Многие из них реализованы с положительными результатами и использовались в учебном процессе. Все мои патенты написаны на русском языке и остались у врагов моей страны на Бережковской набережной (впрочем, есть немецкие, французские и японские патенты). Книги и статьи писал на русском и английском языках. Мой Интернет – портал по технологическому бизнесу - тоже на русском языке (впрочем, снабдил основные страницы переводчиком на украинский и английский языки). Книги и статьи издал и пишу на русском и английском языках. Как быть с авторскими правами? Оставить все, сделанное за всю жизнь, врагам для использования? По какой литературе учить в университетах. Украиноязычной научно-технической литературы пока издано чрезвычайно мало. Да и возможностей написания книг ввиду кадровых проблем самой украинской высшей школы и науки пока немного. Я не пишу о других проблемах, связанных с процессом украинизации нашей жизни. Думаю, что необходимо внести коррективы в законодательство. Может быть, оставить свободу использования на русском языке специальных изданий – книг и журналов, отчетов, ГОСТов, техдокументации и т.д. как это сделано по отношению к немецкому, английскому и другим языкам. Труднее решить вопрос с патентными изданиями. Здесь дело за специалистами, но, без сомнения, оставлять все отечественные наработки врагу нельзя.
Сейчас некоторые наиболее продвинутые библиотеки, как сообщают СМИ, начали списывать и даже уничтожать русскоязычные книги. Что-то мучает мысль, что это уже когда-то было в одной из соседних стран. Может, это связано с кровопролитной войной, но, ведь, в окопах врагов – далеко не только русские, но и террористы других национальностей, у которых вместо сказок Пушкина тараканы и другая мерзость в голове. Не стоит воевать с языком, надо воевать с его носителями, если они проповедуют терроризм и другую враждебную нам идеологию.
И в заключение, просьба к команде нашего Президента дать ему прочесть эту статью. Я, ведь, не впервые пишу обо всем этом, но пока достучаться не сумел. А Президент – сам человек творческий и воспитывался в семье профессора, должен меня, тоже профессора, понять.