Судя по  реакции читателей, первая статья этой  серии не всколыхнула  общественность.. Ну деинтеллектуализация- и ладно, война, ведь.  Ну, интеллект  заемный - своего уже, видимо,  недостаточно. Но, ведь,  важен результат, очень все надеемся на  близкую  полную победу над коварным и жестоким врагом. А я подумал, что  война интеллектов, к сожалению, закончится  не одновременно с войной  на полях сражений.  Речь о том, что, хотим  мы того, или нет,  страна не сможет превратиться в  сельскохозяйственное  процветающее государство. Она появилась и росла как мощная  индустриальная держава с  высокоразвитым интеллектом  населения, которым она еще недавно славилась во всем  мире. А сельское хозяйство развивалось и будет развиваться в этой державе, прежде всего,  за счет синергетической связи с    индустрией, обеспечивающей ее    оборудованием,  полимерами, удобрениями, топливом, энергоресурсами.  технологиями, наконец, логистикой.   Такое взаимодействие и есть синергетика, а эту науку почему=то все еще редко изучают  в школах и в университетах. Как, впрочем,  и системный анализ, и концепцию  устойчивого развития.  По-видимому, именно поэтому сегодня у нас почти нет кадров, которые смогли бы   обеспечить победу в этом  продолжении войны интеллектов, а новая волна наемных интеллектуалов  в виде  приезжих гитаристов и других “варягов”,   руководящих нашими  железными дорогами, да и всей другой экономикой и даже медициной, и только опустошающих наш бюджет,  уже продемонстрировала порочность этого пути решения кадровых проблем страны.  

Нам предстоит  не только реиндустриализация, но и возрождение разрушенных войной городов и  других селений, всей инфраструктуры.  Кадры, которые, раньше сделали это так быстро и эффективно, что весь мир потрясли, уже далече, а молодые кадры, что их сменили,  доучиваются в других странах и поднимают их экономику и, похоже, нужно приложить много усилий,   чтобы вернуть их  в отчий край.  Еще оставшиеся дома  молодые ребята, не только  плохо или, вообще, ничему не наученные,  оказались ненужными, раскатывают   на велосипедах с желтыми ящиками за спиной, удовлетворяя  потребности  более успешных членов сообщества  в   пище, напитках и  кое-каких  средствах интимного назначения.  А все потому, что  другой работы нет, да и чаевые большие их привлекают…   Ладно, не будем о грустном…Вернее будем, только   давайте подумаем о том, что нужно  делать, чтобы  выиграть эту стадию войны интеллектов без  или с минимальным  приглашением специалистов из других, пусть даже дружественных стран..  Ведь, еще  есть, пусть и совсем немного, время,  чтобы  среагировать и выиграть эту  новую войну. 

В этом блоге я много писал о том, что  наша высшая школа  сегодня не обеспечивает  страну  кадрами необходимой квалификации. Это объясняется многими причинами: система образования не учла переход  страны  от планового  хозяйствования к рыночной экономике,  неудачные реформы самого образования, основанные на “мавпуванни”  западного опыта, при котором  вместо традиционных для  нашей системы  образования  работы  педагогов непосредственно со студентом, реализована   болонская система, подменившая  прямое  общение учитель – ученик многочисленными  формами контроля знаний,  рейтинговыми картами,   многостраничными   учебными  планами,  тестами,  общением   электронной почтой вместо прямого общения и т.д. Кроме того,  разрушен  треугольник: образование – наука – производство, который за счет синергетики способствовал не только получению теоретических знаний, но и  неплохой практической подготовке специалистов.  Положение усугубилось тем, что практически разрушен  институт производственной практики, ибо большинство  промышленных предприятий  прекратили работу. Но, главное то,  что высшая школа сегодня ввиду развала вузовской  науки оказалась неспособной   не  только обеспечивать знания и умения  своим питомцам, но и  развивать его  творческие способности,  учить его думать. Работая в  университете, пытался   в рамках действующей системы как=то изменить ситуацию (создавал  линейку взаимно связанных  спецкурсов – от теории основных процессов к их оптимизации и разработке соответствующего оборудования, методы обучения поиску  новых нестандартных решений и инновационный инжиниринг для этого, и, наконец,  финальный спецкурс – инженерно – технологический бизнес, обеспечивающий   молодому специалисту творческую работу в рыночных условиях).  Несмотря на  позитивные результаты,  обсужденные и одобренные даже на целом ряде международных форумов,   эти работы в настоящее время   свернуты  ввиду несоответствия стереотипам образования, сложившимся еще в середине прошлого века. Наша система образования пока  занимается больше тренировкой памяти, чем развитием мышления.  Не похоже, чтобы  новые подходы к образованию,  уже получившие развитие в зарубежных вузах,  пришли  и в наши университеты  и обеспечили подготовку специалистов, соответствующих требованиям времени. Пробовал  и другие методы оптимизации учебного процесса -  создание на выпускающей кафедре бизнес – инкубатора (теплицы), дуальное образование, реальное курсовое и дипломное проектирование, создание школы для обучения новой авторской технологии изобретательства. К сожалению,  несмотря на  позитивные результаты,  пока это  попытки не получили развития.  В связи с отсутствием перспективы  быстрых изменений  в системе  образования и актуальности этой задачи, стоит обсудить  некоторые другие  возможности решения задачи совершенствования образования с учетом  опыта,  уже  накопленного в стране. 

В нынешнем  остром периоде затянувшейся войны  большую роль играет   и уже сыграло волонтерство как метод  активизации всего населения страны, который помог реализовать то, о чем мы  не так давно пели   “весь мир насилья мы разрушим, кто был никем, тот станет всем…”. По Википедии. волонтёрство, (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчестводобровольческая деятельность — широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Это всенародное движение  охватило огромное количество сфер нашей военной жизни (от  бытовых, до оружия)  и доказало свою эффективность. Но волонтеры пока не обратили внимания на  проблему подготовки   кадров, своих, не заемных, которые могли бы решать не только военные, но и проблемы возрождения и дальнейшего устойчивого развития страны. Пока очень мало информации поступает об участии вузовской науки в решении военных задач и проблем, связанных с  разрушением    страны, причем не только ее промышленных объектов и инфраструктуры, но и жилья.  Между тем, на слуху  много работ, выполненных учеными различных вузов,  по  совершенствованию военной техники, разработке местных строительных материалов (силикальцит. золобетон, серобетон, шлакобетон и т.п.),  восстановлению плодородия почв, испорченных войной,  решению  экологических проблем воды, атмосферы, почвы  и др. К сожалению пока   не выработаны пути   для быстрой реализации этих  работ, а студенты  редко  привлечены  к процессу их создания и  реализации.

Может быть, это связано с тем, что  для   решения кадровой проблемы  страны  в высшей школе в связи с кампанией омоложения  коллективов  осталось недостаточно своих специалистов, но  оставшиеся также нуждаются  в  серьезном повышении их квалификации. Круг кадровых проблем замкнулся, и для   его   активизации необходимы какие-то новые формы   менеджмента.

Возможно,  стоит для этого перенять опыт  успешного волонтерского движения в стране,  используя его при  решении задачи подготовки кадров  для  возрождения страны. К примеру, во многих  волонтерских организациях привился  своеобразный  кластерный режим,  специфический менеджмент  которого  вызван не столько  своеобразием его объектов,  сколько   единодушным стремлением  всех  волонтеров к победе, независимо от веры, языка общения, уровня профессионализма. При этом, представляет интерес не только уже развитое  финансово – логистическое  волонтерство, но  и интеллектуальное научно-образовательное волонтерство, о котором речь пойдет дальше.  

При   использовании  хорошо зарекомендовавшего себя  волонтерского подхода,  не ожидая активных  действий власти, целесообразно  использовать оставшийся интеллектуальный потенциал народа и до создания    крупных волонтерских образовательных организаций, организуя  своеобразное индивидуальное ннтеллектуальное научно-образовательное волонтерство, которое может стать основой будущей   самоорганизующейся волонтерской   системы подготовки  профессиональных кадров. То-есть, не ожидая  решений  высокой  власти, попробовать   бросить зерно  знаний, умений, творческих способностей    в замечательный  чернозем украинского национального  менталитета.  Не может  народ, сражающийся десятки лет за свою независимость,  не поддержать научно – образовательное  волонтерство, как    метод деятельности, метод менеджмента, позволяющий  разбудить творческие способности,  работоспособность,   инновационность мышления  нашего народа.

И все же, где взять кадры самих волонтеров для  этой новой волны волонтерского движения.  Здесь можно и нужно вспомнить о  двух, прекрасно работавших  еще не так давно, методах :   организации  преемственности поколений и наставничестве.

О преемственности поколений  мы напрочь забыли не только    при решении   каких-то  бытовых вопросов, но и  глобальных вопросов политики, экономики, техники,   управления  страной и  других жизненно важных задач и, прежде всего, возрождения реальной экономики  страны, разрушение которой является одной из главных причин нашей беды.

Итак,  произошел  вообще-то естественный процесс смены поколений – вместо  поколения тех, кто сумел в кратчайшие сроки поднять   разрушенную войной страну  и провести   ее мощную индустриализацию,  к власти и. вообще, в жизнь пришло новое молодое  поколение. Как и всегда было, это революционное поколение  стремится  к лучшему. Вспомните: “Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем vы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот  станет всем.  А кто, собственно, против. Да только   нужны не только желания, но и умения. Вспоминаю, в конце Майдана ко мне позвонил один из  активистов и попросил провести встречу с   частью  молодых руководителей (нет, не из тех, которые как-то попали на сцену, а  потом как-то стали руководителями нашей страны,  а  молодых активистов).  Поехал ним, организовал что-то вроде семинара.  Увидел полную растерянность в глазах.  Спросил, что они уже делают для  будущого. Сказали, что купили  пианино, покрасили  в цвета нашего  флага, поставили его и  радиотранслятор в центре Майдана и  посадили  хорошего пианиста играть непрерывно революционные мелодии Шопена, дабы дух поднять. Обсудили, решили, что этого мало.  Но, чем заниматься дальше, так и не решили.  Не было у них ни национальной идеи, ни  концепции развития. Не было знаний, опыта, культуры преемственности поколений, а, может,  и наставника.  

Отторжение   принципа преемственности поколений особенно отрицательно проявило себя в  высших учебных заведениях.  Сначала  ученым старшей возрастной группы вдруг  не на  очень законных основаниях предложили выбрать что-то одно – зарплату или научную пенсию.  При этом не учли, что  зарплата  ученых в нашей стране очень давно стала одной из самих низких в мире.  Ученые обиделись, выбрали пенсию, ушли из вузов и, когда закон  быстро отменили, не вернулись  в родной коллектив, видимо, устроились в  предприятиях СМБ.  А в вузах распались многие научные и педагогические коллективы,  исчезли многие научные направления, лекции  стали читать молодые лекторы, ни разу не побывавшие на работающем предприятии по  профилю кафедры.  Этим не  закончилось,  слыхал, что кое-где ретивые  молодые  ученые  администраторы  даже запретили пускать подозрительно старых  людей  в  здание, чтобы не отвлекали от работы молодых тружеников. 

Я абсолютно уверен, что  смена поколений – естественный процесс и не надо с ним бороться. Но надо помнить о ребятах с майдана и надо знать, что пожилые люди умирают обачно не от возрастных болезней, а от  безделья, невостребованности, тоски от  того, что многое из сделанного тобой  уйдет вместе с собой.  Видимо об этом не знают в нашем городе, где реализовали  несколько хороших проектов для  пенсионеров. Тут тебе и получение новой специальности ( а со старой профессией что делать?)  и  проект  “Гордость Днепра”, по которому  иногда  пенсионеров вывозят большими группами в    санатории, где о них несколько дней заботятся – поят, кормят, учат  ходить с помощью лыжных палок, выращивать цветочки, вышивать болгарским крестиком,  вязать и т.п.  А того не знают, что  среди   участников проекта  масса ветеранов наших машиностроительных, химических, металлургических и др. заводов, шахт и т.д., которые  могли бы выполнить функции  волонтеров и помочь молодому поколению стать профессионалами. И совсем даже  не обязательно платить им за это, достаточно  моральных видов поощрения или символических наград. Впрочем, ряд  пожилых людей   еще в силах  работать  над реализацией  конкретных стартапов за конкретную зарплату, или заниматься  высшей формой  консалтинга  - наставничеством, за что и платить нужно  по статье производственное обучение. Конечно, при этом случайных волонтеров быть не  должно, но волонтерство – самоорганизуемый процесс. Здесь сами участники не допускают проколов.     

Не стоит ждать, что интеллектуальные волонтеры  построят конкретные установки, пустят реальные производства .  У них другие задачи -  подобрать  тематику  будущих стартапов,  соответствующую КУР, национальной идее народа,  принятой стратегии, экономически оправданные. И подобрать  варианты будущих кластеров, и пригласить отечественных и зарубежных коллег к участию в конкурсах на участие в стартапах.

Особенно перспективно участие в волонтерстве студентов - оно не только поможет вырастить    высокопрофессионального специалиста, но и станет элементом воспитания.

Если  учесть  предыущую статью этой серии, то  следует для волонтеров разработать и реализовать  системы он-лайного дистанционного образования для  обучения  инновационному инжинирингу и технологическому бизнесу молодежи, включая и нынешних студентов.   Использовать интеллектуальных волонтеров следует и для того, чтобы  помочь власти  в выполнении  ею одной из наиболее важных обязанностей для   региональных руководителей -  содействие созданию предприятий СМБ, в частности, путем  разработки и реализации   отечественных  эффективных инновационных стартапов.

В заключение статьи, как всегда, в качестве конструктивного предложения по сотрудничеству  приведу информацию  о   своей деятельности в качестве пока индивидуального научно-образовательного  волонтера.  В связи с окончанием моей профессорской работы в Украинском государственном химико-технологическом университете  (УДХТУ),  перешел полностью  к  научно-образовательной   волонтерской деятельности в области  восстановления и  развития интеллектуальных и творческих способностей  сограждан, прежде всего, для  решения  задач  возрождения и дальнейшего развития реальной  экономики страны. 

Надеюсь, что моя волонтерская  деятельность будет способствовать  реализации концепции устойчивого развития страны и технологическому  преобразование ее экономики путем комплексного решения экологических, экономических и социальных проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса, использование высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на основе синергетических подходов, системного анализа, проектного менеджмента и современных информационных технологий. 

В рамках этой деятельности закончил  создание рабочих площадок,  на которых  уже работаю:

1. Мой блог по адресу https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/profile, который  появился  более 10 лет назад и  где практически все  около 400 статей, начиная с первой “Власть над властью – условие обновления Украины”,  посвящены  стратегии и тактике реализации концепции возрождения страны.

2. Мой  многоязычный Интернет портал “Инновационно-технологический бизнес” (http://invest.ho.ua ), работающий уже 6 лет, по-видимому,   пока  единственный в Украине,  в котором, насколько это возможно, в популярном  стиле   приведены   информация  о  теории и практике, стратегии и тактике и реальных перспективных украинских проектах   инновационного технологического бизнеса.

3. Мой   кабинет на  портале Дистанционного образования  УДХТУ, любезно сохраненный    руководством университета, в который пока свободно можно  зайти в статусе гостя  и ознакомиться  как с несколькими осоновными курсами дистанционного обучения,  так и  с новым курсом  обучения “Секреты изобретательства”  по   разработанной мной методике синергетического изобретательства,  использовать целый ряд  разработанных мною учебно – методических пособий, кейсы  и электронную библиотеку механика . Кроме того, можно перейти  в  электронные ресурсы кафедры Инновационной инженерии, в которой я ранее работал, и пройти обучение по двум   моим спецкурсам “Инженерно- технологического бизнеса”. 

Приглашаю к сотрудничеству моих коллег, имеющих опыт работы в указанных выше областях научно-практической и образовательной деятельности. Мои контактные данные  здесь.