Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.

И.А. Крылов.

Прежде,  чем перейти к обсуждению обозначенной в заголовке очень важной  и актуальной темы, хочу  поздравить  всех моих читателей  с  наступающим Новым годом и пожелать им здоровья (это сегодня  стало  особенно актуально), счастья и, главное, удачи, которой нам  почти всем так не хватало в прошедшем году.

Я, к примеру, растерял все то, что  сотворил за  прошедшую долгую жизнь.   Где теперь моя наука,  успехи в педагогике, журналистике!  Даже  моя  методика креативного развития  и изобретательства  и   около 5 сотен изобретений и патентов, созданных на ее базе, сегодня оказались никому ненужными.  Единственное, чем горжусь - это моей американской дочерью, которая много раз уже звала меня с женой в  Бостон и Майами, а я не ехал,  все  надеялся быть чем-то полезным своей стране.  Почему  горжусь?  Судите сами.  Дочь успешна в бизнесе. Пишет стихи, музыку, поет, играет. Вместе с подругой -  тоже химиком,  американским доктором наук Катей  Нехаевой  создала дуэт авторской песни,  который хорошо известен  не только в Америке, но и на всех других континентах (разве что, кроме Антарктиды).

Мне трудно придумать новогодний подарок для всех читателей сразу (разве что  использовать актуальную сейчас превентивную методику предотвращения пневмонии  при коронавирусном гриппе, с которой ознакомилось  в моем блоге  несколько  тысяч читателей и пока ни один из них  не пожаловался).  Поэтому хочу сделать всем читателям музыкальный подарок -  новогодний концерт   дуэта авторской песни с участием моей дочери,  где ею написано   и исполнено большинство песен:

https://www.youtube.com/watch?v=ryVmdb2xpg8/

А вашим  детям и внукам, если они  рядом с вами,  от  дуэта тоже  музыкальный подарок -детский новогодний  концерт:

https://www.youtube.com/watch?v=8EewKnoV5ek

Почему я именно с подарков начал этот пост? Вовсе  не для того, чтобы лишний раз похвастаться талантливой дочерью. Могу и внучкой похвастаться:  она почему-то   получила в Бостоне ту же профессию, что и я,  недавно  стала магистром,  быстро продвигается по служебной лестнице, но неожиданно для меня, стала  одной из ведущих актрис русскоязычного  Бостонского   “Театра  на крыше”,  и в бардовских слетах участвует.

До  внедрения у нас  пагубной  Болонской системы, главная вина которой, по мне,  в том, что  она своими бестолковым тестированием и громоздкой   бухгалтерской системой учета  накопленных  знаний  до предела формализовала  отношения между преподавателем и студентом, уничтожила синергетическую связь между ними в процессе обучения.  И даже после окончания студентами вуза,  я сохранял контакты со многими моими учениками, которые вначале были рассеяны по всему бывшему Союзу.  С развалом  Союза  все чаще   ученики  оказывались за пределами страны, что вначале меня даже радовало. Значит, как  было написано на тогдашних плакатах  - “верной дорогой идете товарищи!”.  Ценили во всем мире нашу высшую школу и  наших специалистов. Но потом все реже стал встречать своих выпускников на улице.  Большие химические предприятия одно за другим останавливались,   малотоннажная химия остановилась тоже.   Инженеры химического профиля, всегда пользовавшиеся у работодателей повышенным спросом, стали  просто не нужны. Мне пришлось вместо вопроса о  том, где работает  выпускник спрашивать его, чем он торгует.

Высшая школа очень  неохотно отнеслась к необходимости   обучать не будущих   создателей и эксплуатационников гигантских химкомбинатов, а к  необходимости готовить специалистов совсем другого класса  (не кладезь  бесполезно накопленных  старых знаний, а  специалист, умеющий  создавать новые  знания). Это важно, прежде всего,  если он  будет работать в сфере  среднего и малого бизнеса. 

Увидел за рубежом (США, Германия,  Израиль)  совершенно новую для нас  систему  бизнес – инкубаторов, открыл такой впервые в Украине в  Институте, в котором тогда работал.  Но он оказался  непонятым  и непринятым руководством и быстро закрылся.

И еще один опыт подготовки  кадров  нового профиля  был у меня, который оказался  успешным.  Работал  в то время мой  Приднепровский центр чистых производств, занимавшийся в основном совершенствованием   и экологизацией действующих производств. На свой страх и риск,  без какого-либо финансирования  со стороны   высшего образования и работодателей  набрал из числа старшекурсников и  бывших студентов, не нашедших себе работу по специальности химического и близкого  профиля , небольшую группу ребят и  прочел им несколько небольших спецкурсов по бизнес- направлению ( теория   химико-технологических систем,  инновационный менеджмент, технологический бизнес и предпринимательство, основы проектного менеджмента,  методы поиска нестандартных решений, оптимизация промышленных установок), а потом каждый сделал  выпускную работу по близкой  их специализации тематике.  Важная деталь – выдал  свидетельство об окончании   обучения с указанием программы и темы выпускной работы на двух языках – русском и английском (украинский  тогда еще не внедрялся в систему высшего образования).  К моему удовольствию и, немного, к удивлению очень быстро получил информацию от  многих ребят  поехавших искать счастье за рубежом,  информацию о том, что они не просто устроились на  работу по специальности, а   устроились не по  диплому университета, а по  выданному  моим центром  свидетельству.

Понял, что   это перспективный путь   развития   высшего инженерного образования  в нашей стране (подчеркиваю, инженерного образования).  Побывал, как раз в это время  в Бостоне,  походил по  кафедрам  института, где училась  моя внучка, хотел понять,  в чем причины  того, что   западная высшая школа  сегодня  готовит специалистов,   которые быстро  находят себя, работая на предприятиях.  Все оказалось проще, чем я думал.  И все в той или иной форме было известно и в нашей стране.

1. Перед тем, как попасть на учебу и даже получить   при обучении стипендию, внучка разослала по всем  предприятиям  того профиля который ее интересовал,  запросы с приложением   всех документов (о среднем образовании,  резюме и т.д.), в которых просила  направить ее на  учебу  в институт, который ее интересовал, по специальности, которая  интересует это предприятие с тем, чтобы по окончании обучения она  вернулась на это предприятие.

2. Из  нескольких положительных ответов на ее запросы она выбрала  один, в котором  в дополнение  к обычным условиям учебы предлагалось использовать дуальную форму  образования, при которой  студент  часть времени обучения (примерно половину)  работал на этом предприятии.  Это не новая для нас форма образования, которая сегодня и в нашей стране возрождается. Очень давно я работал  в Карагандинском политехническом институте, в Темиртауском заводе-втузе  при Карметкомбинате, где   как раз была такая форма образования реализована.  Кстати,  в этом институте по дуальной форме  получал образование  будущий не самый плохой  в СНГ Президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев.

3. А потом внучка открыла свою страницу в Facebook  и показала мне таблицу, в которой было всего две колонки. В одной -  все стадии продвижения по работе, в другой, параллельной  – все стадии получения образования.

Скорее всего, у меня  опыт  реформирования высшего образования  оказался не очень успешным только по собственной  вине из-за недостаточной настойчивости и  умения убеждать   власть на всех  ее уровнях. Я  неоднократно писал о том, что за  полвека моей работы в высшей школе мне удалось создать  непрерывную систему   образования   специалистов – механиков  для химической и родственных  отраслей промышленности.  Просто для примера подхода кое-что расскажу о ней.  Прежде всего,  удалось правдами и неправдами (больше правдами)  придумать и имплементировать в практику учебного процесса четыре   базовых последовательных, синергетически взаимосвязанных  авторских спецкурса :

1. Теория технических систем  (включает  основные положения Концепции устойчивого развития,   декомпозицию систем, индикаторы   устойчивости развития, основы  системного анализа и  синергетики, инновационные методы оптимизации газо-жидкостных систем, новые методы оптимизации процессов  при  обработке капиллярно- пористых тел).

2. Оптимизация  химической техники (  включает   поиск лимитирующего уровня,  режимные и аппаратурные методы  оптимизации техники,  нематематическое моделирование, планирование экстремальных и промышленных экспериментов).

3. Инновационный инжиниринг (включает оптимизацию вариантов топологии иерархии систем,  совмещение технологических процессов, методы обеспечения  принципа гармонии технологии и оборудования,  блочно-модульный подход к созданию оптимальных технологических систем, гибкое оборудование и системы, обеспечение энергоэффективности и экологичности   технологических систем).

4. Инженерно – технологический бизнес (включает  основные принципы инновационного менеджмента  в условиях рыночной экономики, анализ жизненного цикла систем,  циклические принципы управления   реальной экономикой,  трансферт технологий и технологический бизнес, алгоритм авторской    синергетической методики  поиска нестандартных решений и изобретательства, технологические бизнес инкубаторы.  интеграцию образования с наукой и реальной экономикой).

По всем дисциплинам  мною были написаны учебные пособия, в том числе, два - в виде монографий, которые изданы в Германии,  разработан учебно – методический комплекс документации.  При  их написании были использованы   примерно 350  изобретений и  приведены результаты  их  коммерциализации или апробации.  Был создан  и достаточно успешно работал около года  университетский студенческий технологический бизнес – инкубатор, В неи данные курсы  использовались студентами при  выполнении   реальных курсовых и дипломных проектов и  работой над стартапами. К сожалению,  по  ряду объективных и субъективных причин, которые в этом посте пока   анализировать не буду,  работа в этом направлении была  свернута. В какой-то мере эту работу выполняет разработанный совместно с Ассоциацией технологического бизнеса онлайновый Образовательно- информационный портал по  технологическому бизнесу  (www.invest.ho.ua). 

Читатель скажет, что напрасно я ссылаюсь на модель образования, принятую в США. Мы, мол, еще молодая страна, находимся в поиске, замечу, уж очень длительном,   непрофессиональном,  мучительном,   помогающем  добить нашу  разрушенную  экономику. Молодость наша как-то уж сильно затянулась. Времени у нас остается все меньше, поэтому попробую  дальше писать тезисно.

1. Я уже много раз писал о том, что все начинается с отсутствия  в нашей стране национальной Концепции устойчивого развития (КУР), а, значит,  и  национальной идеи. Все это должно было появиться через год после саммита по КУР два десятка лет назад, Украина оказалась единственной страной в мире, которая  “забыла”  сделать КУР, вот с тех пор и  движется неизвестно куда.

2. В то же время,  профессионалы достаточно высокого уровня (НАТО, Европейский Союз,  ООН)  давно уже подсказывали нам, что возрождение и дальнейшее технологическое развитие страны возможны за счет реализации Концепции устойчивого развития, направленной на решение экономических, экологических и социальных проблем на основе системного подхода, развития среднего и малого бизнеса с инновационным наполнением и синергетического использования рыночных механизмов хозяйствования.

3.Рыночный механизм хозяйствования в отличие от социалистического требует от высшей школы  специалистов совершенно  иного  содержания их профессиональной подготовки. Я много писал об этом в  блоге и, может быть, не без влияния моих  статей. бывшая министерка высшего образования Л.Гриневич перед окончанием своей каденции  сформулировала ключевые компетентности и сквозные умения  современного специалиста  как “не только свободное владение государственным языком, математическая, общекультурная и экологическая компетентности, но и предприимчивость и инновационность, экономическая компетентность, критическое и системное мышление, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы”. В этом перечне, на мой взгляд, недостает  для полноты еще одной компетентности - изобретательности. Можно было бы согласиться с бывшей министеркой  в  том, что такие специалисты смогли бы реализовать  основное направление развития страны, но пришли в МОНУ новые министерки и министр, видимо,  мало знакомые с  уже сложившимися новыми требованиями  к специалисту, и все начинается сначала. А жаль….

3. При рыночной экономике  нашей страны становится  невозможным  дарить  специалиста по окончанию вуза  работодателю.  У нас для этого слишком  бедная страна, да и богатые страны  такое  обычно не делают (читайте выше историю  обучения моей внучки в США).  Это издержки экономической безграмотности  власти. Специалист имеет конкретную стоимость, причем,  она  должна зависеть от уровня его подготовки. Оплата стоимости специалиста может проистекать в нескольких вариантах , к примеру, оплатой стоимости обучения самим специалистом за счет специальной добавки к заработной плате  работодателем,  авансовой оплаты работодателем, кредитования подготовки банками и т.д. Диплом должен выдаваться специалисту только после полной оплаты его стоимости  учебному заведению. До этого он получает только справку  о получении образования.  Это позволит значительно уменьшить объем средств на образование из бюджета страны и заставит, кроме того,   более тесно сотрудничать  промышленные предприятия и других работодателей  (к примеру, науку)  с поставщиком  квалифицированных кадров по всем правилам рынка.

4. Очень важно, чтобы подобная система оплаты   стоимости  специалиста была принята и  для  иноземных работодателей.  Это сразу  снизит их аппетит  по получению бесплатных специалистов высокой квалификации.

5. Дуальное образование облегчает  установление нормальных рыночных отношений между работодателем и   образовательным учреждением  (к примеру, подготовка специалиста “под  заказ”  по  согласованным  рабочим программам). 

6. Опыт моих контактов  с учреждениями среднего образования   привел меня к убеждению в том, что  все разговоры о реформировании образования в нашей стране, к сожалению,     не касаются вопросов содержания и качества образования.  Сейчас многие  разделы практически всех предметов  касаются  информации об опыте человечества, накопленном в прошлые века. Поголовно всем  без учета  склонностей, дифференциации с учетом  профессиональной ориентации дают один и тот же набор знаний, большая часть которого практически не используется  сегодня и, тем более, не будет  использоваться завтра после выхода на рынок труда. К примеру, разве что очень узкие специалисты используют  сегодня   многие разделы математики, физики, химии, биологии, полученные в вузе, ничем не оправдано  и столь детальное изучение истории.

7. В то же время, из-за  политизации языкового вопроса  сегодняшние   студенты практически перестали получать информацию  не только о русской литературе (в том числе созданной   русскоязычными писателями  украинского происхождения), но и вообще о зарубежной культуре и науке.  Ведь, количество переведенных на  украинский язык   шедевров мировой литературы очень ограничено. 

8. Можно много говорить о прекращении в образовательных учреждениях  воспитательной работы – ведь  исчезли  вообще молодежные организации, а это приводит в к тому, что учащиеся легко поддаются не всегда оправданному  влиянию   взрослых, использующих затем неокрепшую молодежь в политических целях.       

9. Для технических вузов особенно сложной становится проблема перевода образования на государственный язык в связи  с практически полным отсутствием на украинском языке  научно – технической литературы, патентной литературы, периодических изданий  и учебной литературы по  техническим направлениям. В то же время добровольный отказ нашей страны от использования  научно-технической и  учебной литературы,   созданной,  в значительной степени,  за  счет интеллекта и сил украинских специалистов  в те времена, когда  Украина и Россия были частью одной страны, не находит объяснений.