Открытое  Новогоднее обращение к мэру г. Днепр Борису Филатову

Уважаемый  Борис Альбертович!

К Вам обращается Ваш коллега – журналист, профессор Задорский В.М.  Смотрел на-днях Ваше интервью  на 11  канале ТВ.  Порадовался успехам в благоустройстве нашего замечательно красивого  города. Был огорчен   неудачами с  капитальным ремонтом моста и  реконструкцией  Набережной  (последнее меня особенно огорчило, поскольку я все еще  велосипедист). Но  еще больше огорчило и удивило меня  отсутствие даже упоминания о том, что   наш  город тяжело, почти смертельно болен и нуждается в спасении его  от  полной  деградации, которая происходит, к сожалению,  параллельно с  агонией  всей страны.

Несколько лет назад   я написал статью против того, чтобы, в  соответствии с  инициированной муниципальной властью программой развития города,   уже через десять лет  мой родной Днепр перестал быть  индустриальной столицей страны, а стал просто  городом  всех и всяческих услуг (парикмахерские, бани,  массажные кабинеты,  финансовые, юридические  и т.п. услуги). При этом, отцы города решили, что   коптящие экологически вредные  предприятия металлургии, химии, энергетики, машиностроения и др. должны исчезнуть из города, как дурной сон. Я возмущенно писал тогда, что нельзя убивать индустриальное сердце Украины,  и  другие высокие слова.  Мне  удалось убедить муниципальную власть приостановить реализацию запланированной программы преобразования города  Днепр в  город услуг и утех.  Но тогдашний мэр оказался дальновиднее меня. Все случилось гораздо раньше, независимо от злополучной программы. Абсолютно все, о чем  мечтал наш мэр, сегодня  осуществилось, независимо от  пророчеств  провидца – мэра. Сейчас Днепр -  услужливый город. Должен принести извинения за свою недальновидность  бывшему  нашему  мэру, теперь народному депутату И.Куличенко.

В самом деле, в моей близорукости можно убедиться, если  поговорить с “бывшими нашими”, приехавшими  погостить в родные края. Ностальгия, видите, ли их замучила, лечиться от нее хотят. Оказывается, они больше знают о нас, чем мы сами знаем. Мы-то привыкаем потихоньку к  реалиям нашей жизни. А для них, все внове. Попробуем посмотреть на жизнь нашу   глазами “бывших”, ибо все реже приезжают к нам другие  заокеанские гости –  к примеру, инвесторы, бизнесмены, ученые и специалисты для  обмена опытом и знаниями. Обмениваться стало нечем -  заводы стоят, или вообще исчезли,  малый бизнес  спит,  успешно завершается реформа (в смысле, “ полное разрушение”)  высшей школы. Сейчас за среднюю взялись, очень  интенсивно, между прочим,  Добро, науку  реформировать уже не надо. Сама потихоньку  разрушилась.  С торговлей тоже все успокоилось. Прекрасно оборудованные магазины, совсем,  как в   “загнивающих” странах,  и с  товарами ихними, только  безлюдные какие - то, вернее, заполненные только охранниками и продавцами. “Челноки “ давно не  мотаются с  “кравчучками”  - разжиревшие торгаши  сидят в своих ежегодно обновляемых “тачках” и  озабочены только  одной проблемой – как сохранить  накопленное  от завистливых глазастых   сограждан.  Банки раньше с воплями, сейчас тихонько уходят в небытие. Всякие  конторы осваивают практическую синергетику и    то сливаются в экстазе, то  неистово поглощают друг друга, пополняя при этом карманы   любителей синергетических кульбитов обналиченными финансовыми средствами,    Улицы и площади заполнены фланирующей молодежью. В основном,  безработными почему-то  упорно нежелающими идти защищать  страну, в крайнем случае  предпочитающими стать  охранниками в расплодившихся частных охранных фирмах. Все меньше среди них   “очкариков”  - студентов (они двинули за  умом и знаниями на  Запад),  а среди молодежи  - все больше  представителей  далеких южных стран.   Муниципальные чиновники все реже  организуют для  юнцов  зрелища, а хлеба вообще не дают – пусть  правдами и неправдами добывают себе сами.  Скучной стала реклама  на улицах и  в ТВ– все больше на нижепоясную тематику.  Особенное внимание уделяют  в последнее время  восстановлению  потенции – надо же как-то активизировать решение демографических проблем города и всей страны, а они становятся все более   острыми.  

Жизнь на улицах  угасает к вечеру – старшее поколение  привычно усаживается у ТВ либо смотреть   привычные  мыльные оперы, либо  наслаждаться остроумием  не на шутку расплодившихся   говорливых  политобозревателей, освоивших  “ридну мову”,  но далеко не  всегда  понимающих  сущность обсуждаемого и способных к каким-то  мало-мальски  обоснованным умозаключениям.  Впрочем,  почти все распределенные между олигархами и  верхушкой власти   новостные каналы ограничиваются  не только  рекламой благотворительных акций  владельцев каналов, но и организацией свирепых  боев  нет-нет не быков, а  оторвавшихся ненадолго от своих коррупционных деяний  народных депутатов – нынешних и бывших, а также политиков,  не сумевших стать “недоторканными “. А наиболее рейтинговые  каналы  продолжают радовать зрителей  боями между   представителями современной глубинки, не перестающими удивлять  зрителей  своими  жизненными проблемами.

От всего  этого и многого другого, что заметили наши  “бывшие” у нас, ностальгия у них обычно  проходит. Лечение ностальгии в Днепре оказалось успешным.  У   специалистов по тренингам этот метод называется  красиво – коучингом – тренингом на реальных объектах одновременно с обучением.  Коучами, т.е. лекарями гостей выступили мы с вами. Видимо, рецидив  ностальгии случится у бывших наших  не скоро.  Уж больно эффективные методы лечения мы использовали.

В своем интервью Вы, господин мэр, сетовали на то, что устали от обилия посетителей, в большинстве своем, просителей.  По Вашему мнению, всего не более одного  процента из них приходили к Вам с предложениями помочь. Хочу войти в  этот процент и  помочь Вам, а, в Вашем лице, родному городу выйти из кризисной ситуации, в которой он оказался.   Да только, в отличие от   многих других “однопроцентников”,  попробую быть конструктивным, тем более чем во многих  моих журналистских статьях и  в   постах в  обоих блогах   (http://zadorskiy.livejournal.com/tag/  и  http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/Default.aspx ) с одинаковым печальным названием (“ Глас вопиющего”) я много раз  пытался  быть таковым. Итак, очень кратко изложу суть предложений.

1.Нельзя построить отдельный город счастья  в стране, недавно  попавшей в тройку самых несчастных стран мира. 

Есть такая наука – системный анализ.  По ней   свойства подсистем  коррелируются со свойствами всей системы, а, с другой стороны, существует  обратное влиние  систем на характеристики подсистем, которые в них входят.  Поэтому термин  “незалежность” нельзя признать очень  удачным, и в этом мы убеждаемся каждодневно, и по отношению ко всей  стране, и по отношению к нашему, теперь уже бывшему, мегаполису.  И еще есть так называемая концепция устойчивого развития (КУР), так и  не получившая своего развития в нашей стране. По КУР  развития как страны, так и отдельного города можно добиться только в том случае, если одновременно, сбалансированно  обеспечить развитие трех сфер жизни и деятельности – экономической, экологической, социальной.  К сожалению, Вы в  Вашем интервью старательно обошли вопросы развития  реальной (не монетарной) экономики нашего города, а без  такого развития   обеспечить  улучшение экологической обстановки и  решить  социальные  проблемы в нашем  городе в соответствии с  КУР не удастся.

2.Нужно обратиться лицом к  Концепции устойчивого развития (КУР)

Уже давно не мною  доказано, что восстановить  остановленные и демонтированные предприятия без их серьезной модернизации и оптимизации  не удастся хотя бы потому, что они   морально и  физически безнадежно устарели и были бы  неконкурентоспособными в условиях рыночной экономики. Кроме того, власти удалось полностью  разрушить   отраслевую  систему  управления реальной экономикой.  Это сделало невозможным развитие, к примеру, химии, где все  производственные предприятия связаны материальными потоками, ибо продукты одних химзаводов являются  сырьем для других. Вот почему мы почти никогда не производим  продукты органического синтеза, а только  перерабатываем  купленные втридорога  за рубежом полупродукты (пластмассы,  синтетические ткани, каучуки, растворители, реактивы, чистые вещества и т.д.). 

Уже много лет наша  госудаственная власть  не приступает к развитию  реальной экономики страны, видимо, пытаясь опровергнуть КУР. Пока  ей это не удалось,  видимо, и не удастся.  Неминуема  децентрализация  и этой проблемы – устойчивого развития страны и превращение ее в проблему  устойчивого  регионального развития.

3.Крупные  государственные и олигархические предприятия   наш город не спасут.  Технологические преобразование   нашего города и страны неизбежно и  возможно только за счет разумного сочетания,  синергетической связи    этих предприятий со средним и малым бизнесом и появление технологического бизнеса.

Основой  возрождения реальной экономики  страны и города может стать  только  реализация принципа  индустриально – аграрного симбиоза. Его идея - замыкание материальных и энергетических потоков  всех предприятий региона в единую систему К примеру,  город счастья, о котором мечтают наши  мэры,  был уже  создан именно с использованием этого подхода  в Дании. Называется он Калундберг. Это город-курорт на берегу моря,  окруженный   аналогичными нашим потенциально экологически опасными предприятиями, в котором  заводские трубы  можно  отключить за ненадобностью, ибо  выбрасывать им нечего. Теперь в этом городе  успешно работает Европейский институт  индустриального симбиоза, чтобы сделать такими же  чистыми и  экономически успешными другие города стран  Европейского Союза, куда мы так стремимся.

Наша основная задача - содействовать решению основной стратегической задачи в кризисных условиях: реализации принципов устойчивого развития с решением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса и превращения его в технологический бизнес, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий. 

Разумное сочетание прямых контактов с субъектами технологического бизнеса с широким использованием современных информационных технологий позволит значительно снизить затраты на сервисное обслуживание, ускорить переход экономики на инновационный путь развития, сделать технологический бизнес динамичным и высоко результативным.

 C учетом особенностей нашего региона нам нужно реализовать в регионе другой  более совершенный принцип, придуманный у нас в регионе,   -  принцип Индустриально – аграрного симбиоза.

Его особенности в обеспечении синергетического единства  аграрных и  промышленных предприятий региона с учетом   возможности организации  высокоэффективных производств по переработке  не только сельхозпродукции, но и многотоннажных отходов  сельскохозяйственных производств индустриальными методами. Мы уже подготовили достаточно обширную базу  научно-технических разработок высокой степени готовности именно  таких работ, реализующих принцип индустриально – аграрного  симбиоза, ориентированных на  средний и малый бизнес с малым стартовым капиталом.  Мы ожидали, что  власть   заинтересуется этими проектами, так как они  могли быть интересными, прежде всего, для   молодых специалистов,  демобилизованных воинов АТО, переселенцев и даже  студентов. Жаль, что этого не произошло, хотя я много писал об этом в  статьях и  предлагал при  личных контактах с  чиновниками во время их плановой переподготовки.  Только  запорожские коллеги после моего 30-часового марафона – тренинга по технологическому бизнесу и развитию их региона заинтересовались этими проектами и они даже нашли отражение в их программе развития города.

5.    Как быть с системой управления технологическим  преобразованием экономики?

Этот вопрос, пожалуй, самый трудный в нашей стране.  И дело даже не в коррупционности существующей  системы управления  в стране, где управляют не проектами, а финансовыми потоками. Дело в том, что  сделана попытка полностью ликвидировать отраслевые подходы к управлению проектами и объектами, заменив их  различными законными и незаконными  схемами, личными контактами, финансовой заинтересованностью и т.п. Если это   как-то возможно в случае проектов и объектов с  короткими малооперационными схемами (к примеру, в металлургии), то совершенно невозможно в  многостадийных производствах с большим количеством переделов, где рыночные механизмы бессильны.

Для таких отраслей необходимо хотя бы на верхних эшелонах власти  иметь  проблемно мыслящих специалистов, владеющих системным подходом, синергетикой, проектным менеджментом,  хотя  бы основами  конкретного производства,    способных  принимать интегрирующие решения, используя индустриальный симбиоз  и кластерный подход. 

К примеру, такой специалист мог бы решить проблему    организации производства  практически всей основной гаммы  продуктов органического синтеза не на базе природного газа, а на основе ацетилена, используя  работы Фаворского.  У нас в городе есть  практически все  необходимые производства на нескольких предприятиях в радиусе 1 км.  На  металлургическом заводе  почти не используются   известково- обжигательные печи для обжига известняка. Рядом коксохимический завод. Кокс и известняк – вот и  все сырье,  которое потом спекается  в  компактных простых электропечах (типа той, что работает у нас в  электросталеплавильном производстве). В печах получают карбид кальция, на который потом  выливают  воду (или наоборот)  и получают при этом  ацетилен и  хорошую строительную известь.  Безотходное производство.  Из ацетилена можно изготовить  большинство продуктов органического синтеза. Природный газ не нужен.

Подобные примеры можно привести для   переработки отработанного активного ила очистных сооружений не путем пиролиза,  а по методу  украинского ученого Г.Лобача, исключающему вредные выбросы продуктов пиролиза в окружающую среду, для комплексной переработки  пектиносодержащих продуктов и отходов сельскохозяйственного производства и др.

6.    Кадры   решают все.

Для технологического преобразования экономики  города и всего региона  одной из наиболее  острых проблем стала проблема недостатка и низкого качества подготовки кадров.  Непродуманная реформа высшей школы и переход на болонскую систему в сочетании с пенсионной и другими реформами, противоречащими всем системным правилам и синергетическим    законам, привели к разрушению ранее неразрывной  связи между наукой, производством и образованием.  В университетах исчезли многие научные школы в связи с отсутствием кадрового резерва руководителей и, не всегда продуманного,  вытеснения   ученых старшего поколения, опустели научные лаборатории,    практически уничтожен институт производственной практики (основные базовые предприятия  остановлены или разрушены),  резко уменьшился объем хоздоговорных работ по заказам предприятий, а, значит,   и финансовая подпитка науки и учебного процесса.  Все это привело к пока необратимым негативным  изменениям в  количестве и качестве подготовки  специалистов, прежде всего инженерного профиля.  Кадровая проблема усиливается в связи с ликвидацией системы профтехобразования,   перетекания большого контингента потенциальных абитуриентов в соседние,  более  успешные страны.

Более полный анализ причин  провала  кадровой подготовки  специалистов в соответствии с требованием времени   и  предложения по выходу из кризиса системы образования  были сделаны во многих публикациях  в моих блогах.  Поэтому ограничусь перечнем  конструктивных предложений, которые можно сделать  в рамках региона без дополнительного финансирования, не ожидая   указаний от   нашего не унывающего Министерства образования и науки, озабоченного  решением совершенно иных проблем.

1.    Перейти на систему  организации учебного процесса   по аналогии с хорошо зарекомендовавшей себя в бывшем Союзе системой “Завод - ВТУЗ”, заключающейся в  сочетании  очного и  заочного  образования.  Ранее  в таких заведениях было примерно по  50%  учебного и производственного  периода  обучения.  Сложности заключаются  в  необходимости обеспечения  работы студентов строго по  будущей специальности.   Такая система позволит отказаться от формальной производственной практики,  уменьшить количество  ненужных учебных курсовых проектов, при необходимости заменив их реальными,  Не меняя  выделенных фондов, увеличить размер стипендии  для студентов в период  обучения с отрывом от производства и уменьшить нагрузку на работодателя,  в значительной мере ослабить проблему дефицита кадров, улучшить качество  образования.

       Как уже отмечено выше, отказаться от  подготовки бесполезных для  возрождения реальной экономики  недоученных инженеров -  бакалавров  и от  подготовки  для  загнивающих стран  недоученных ученых – магистров. Отказаться от бестолковой  Болонской системы и  не менее бестолковых  разрушительных реформ образования нашей  неученой и не способной к обучению  власти.

3.    Обеспечить повышение качества подготовки  специалистов за счет развития  их креативных способностей, обучения их методам поиска решений  нестандартных задач, привития навыков   выработки конструктивных  решений. Уже многие успешно развивающиеся страны решили проблемы    технологического перевооружения и ускорения перехода на инновационный путь развития реальной экономики, сравнительно быстро и эффективно, если в качестве приоритетного направления развития их системы образования выбирали реализацию триады: креативное мышление -> инновационный инжиниринг -> технологический бизнес и переходили на подготовку специалистов, хорошо владеющих знаниями и умениями именно в этих областях.

     Подобную методику обучения  нам удалось  разработать и в значительной степени реализовать за счет   реализации линейки взаимосвязанных спецкурсов на выпускающей кафедре в рамках действующих рабочих программ и учебных планов и даже злополучной Болонской системы.  Линейка спецкурсов выглядит следующим образом: Теория технических систем  от концепции устойчивого развития, системного анализа и синергии  до  развития  креативного мышления  и освоения новой технологии изобретательства, разработанной на кафедре. Затем  - инновационный инжиниринг, неразрывно связанный с технологическим бизнесом.  

     

     

Химико-технологического университета                                                                 В.М.Задорский