Нам снова не скучно. Все зомбоящики забиты   говорливыми политологами,  и представителями власти,  которые криком кричат о том, что  поезд с  реформами  никак с места не стронется, а коррумпированная власть занимается только   усовершенствованием  методов  и  практической реализацией   новых изощрённых технологий распиливания бюджета. Как главный рецепт, в один голос предлагают  заменить  одних туристов во власти другими.

Боюсь – не поможет. Это уже было и не один раз - процесс повторяется в полном соответствии с циклами Кондратьева. А не попробовать ли нам   заставить любую  - действующую или будущую власть  выучить хотя  бы основы системного анализа – теоретической основы  реформирования, используемые во всех странах мира, и синергии – теории взаимодействия систем,  а также концепции устойчивого развития,  средств и методов проектного менеджмента ? А потом  провести   по этим вопросам обычную  аттестацию вместо  таинственной  люстрации. И только после этого  допустить власть имущих к бюджетной кормухе и к  зомбоящикам.  Давно не писал в блоге -  бесполезно и тошно.  Может, хоть эта серия  статей кого-то заинтересует,   поможет, хотя бы  как-то инициировать образовательный процесс. Без этого с места не стронемся….

Основные определения.

Ну, что ж, поехали… Наше время характеризуется постоянным нарастанием комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в реформаторах  широкого спектра знаний, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.  В настоящее время системный подход используется и подвергается осмыслению философами, биологами, кибернетиками, физиками, инженерами, социологами, экономистами и другими специалистами, исключая политологов и власть. В то же время, системный подход вошёл в современную теорию организации управления и реформирования как особо востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному реформатору.  Системное мышление — не дело свободного выбора, а необходимость. Без него практически невозможно сегодня заниматься реформированием и оптимизацией любых сложных систем,  прежде всего,  экономических.

Центральным понятием системного анализа является понятие “система”.  Под системой обычно понимают множество находящихся в отношениях и связях между собой и реализующих единую цепь элементов, которое образует определённую целостность, единство. Любой элемент системы может рассматриваться как система более низкого порядка, а сама система — как элемент системы более высокого уровня.

Суммируя многочисленные определения, приведённые в литературе, получим: система есть совокупность элементов (подсистем). При определённых условиях сами элементы могут рассматриваться как системы, а исследуемая система – как элемент более сложной системы. Связи между элементами в системе превосходят по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в систему. Это свойство позволяет выделить систему из среды. Для любой системы характерно существование интегративных качеств (свойство эмерджентности), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному ее элементу в отдельности: систему нельзя сводить к простой совокупности элементов; система всегда имеет цели, для которых она функционирует и существует.

Системный анализ — это  совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими, социальными и другими системами. При анализе или синтезе систем применяют понятие иерархичности, полагая, что отдельные уровни системы обусловливают аспекты ее поведения, а функционирование всей системы является результатом взаимодействия всех уровней иерархии.

Основные свойства систем .

Попробуем сжато рассмотреть основные свойства систем. К сожалению, мышление человека несистемное: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создаёт усечённый образ  всего объекта, который требуется изучить, исследовать с целью его изменения или усовершенствования. Человек как бы видит изображение объекта на одном экране, причём зачастую недостаточно полно. Для пояснения этого обстоятельства в ходу старая притча о трёх слепых индусах, которые по распоряжению раджи выясняли, что представляет собой слон.  Каждый из них для этого   ощупал часть слона и рассказал о своих впечатлениях. Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на верёвку».    Завязался спор, поскольку каждый слепой считал своё описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придётся сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».  Просветлённые мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе». Они не смогли по характеристике частей системы сложить правильное представление о всей системе – слон. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видна надсистема (группа слонов), система (слон) и подсистема (какой-то орган слона). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. Теоретики системного анализа говорят, что «девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир».  И тогда цель системного подхода, — опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Итак, первое свойство системы – по части системы нельзя охарактеризовать всю систему.

Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.  Каждый иерархический уровень связан с вышележащим и нижележащим прямыми и обратными связями и выступает как бы в двух ипостасях одновременно – вышележащего и нижележащего уровня.  А в целом   система уровней образует как бы иерархическую лестницу взаимосвязанных уровней. Это второе фундаментальное свойство системы.

Стоит попытаться решить совершенно нестандартную задачу – можно ли использовать системный подход без стадии моделирования системы (по принципу” умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт”).  Продолжим рассматривать свойства систем уже с новых позиций – отказа от математического моделирования. Любая многоуровневая система (а других и не бывает!)  с точки зрения оптимизации (если хотите, реформирования) может быть охарактеризована на одном, лимитирующем, определяющем все свойства системы   иерархическом уровне.  А тогда незачем даже пытаться заниматься оптимизацией всей системы, чем часто занимаются наши горе - реформаторы  в экономике, политике, при решении социальных проблем. Достаточно сформулировать и решить задачу на этом лимитирующем уровне, и это гораздо проще и дешевле. А, главное, вполне возможно обойтись без неведомого нашим реформаторам,  малополезного в этом случае процесса математического моделирования. И наличие лимитирующего уровня – важное третье фундаментальное свойство любой иерархической системы.

И ещё одно важное четвёртое свойство, которое обязательно необходимо отметить. Мы живём в мире колебаний. На каждом уровне имеются собственные   колебания, с резонансной частотой и амплитудой. Пятое свойство, которое нам также потребуется, заключается в том, что амплитудно - частотные характеристики собственных колебаний на каждом уровне  определяются его так называемыми характеристическими размерами. Вспомним еще раз хотя бы о низкочастотных циклах Кондратьева, которые  имеют большую амплитуду, так как совершаются на самых высоких иерархических уровнях системы с большими характеристическими размерами. А также вспомним о том, что температура любого тела определяется  высокочастотными колебаниями его молекул, имеющих чрезвычайно малые определяющие размеры.

И, наконец, шестое свойство заключается в том, что  параметры оптимизации системы   на каждом ее  иерархическом уровне различны по масштабу и определяются также  его амплитудно – частотными характеристиками. В самом деле, на самых верхних иерархических уровнях работают глобальные параметры – индексы устойчивости развития, о которых мы еще вспомним, а  в ЕС уже вспомнили и вспомнят еще не единожды, пока возьмут нас в свои объятья. На верхнихых уровнях – царствуют  экономические параметры, ниже – технико- экономические параметры, затем - чисто технические и, наконец, на самых низких иерархических уровнях – кинетические  (к примеру, константа скорости химической реакции или коэффициент массопередачи).

Еще  о некоторых особенностях системного подхода.

Итак, мы живём в мире систем. Это не только технические, но и биологические, политические, социальные и др. Можно считать системы способом существования окружающего нас мира. В общем случае любая система - это множество отдельных объектов со связями между ними. Преимуществом взгляда на мир с позиций системного подхода является не только возможность расширить и углубить представления о механизмах взаимодействия объектов (подсистем) в системе, изучения и, возможно, открытия ее новых свойств, но и повышение эффективности ее функционирования. А это – цель любого реформирования.

Осталось написать о системном анализе совсем немного. Прежде всего, необходимо  рассказать о принципе соответствия (гармонии). Он, в самом деле, является фундаментальным для  реформирования всего и вся. Суть его заключается в соответствии (гармонии)  характеристик параметров воздействия характеристикам лимитирующего уровня, на котором это воздействие осуществляется.  станет сразу понятной, если снова вернуться к тому же слону, с которого я начал данную статью. Заболел у него зуб.  Ревёт слон, больно ему. Вызвали слоновьего дантиста. Он отказался даже подойти к разъярённому от боли слону, побоялся, потребовал его усыпить. Обычно спрашиваю у студентов, куда и как ввести слону снотворное. Ясно, что инъекцией, а вот куда – в хобот – страшно, “долбануть” хоботом или бивнями может, сзади – чего доброго, хвостом достанет или ногой придавит. Задумываются… А задача простая -  диаметр инъекционной иглы в десятки раз меньше, чем поперечные размеры нервов у слона.  Значит, боль от укола слон просто не почувствует (вот где принцип соответствия в действии). Я мог бы привести много примеров решения конкретных задач оптимизации и коммерциализации промышленных объектов с помощью этих подходов, но, боюсь, что и так замучил   техницизмами. Конечно, читать прогнозы об ожидаемых колебаниях курса доллара гораздо увлекательнее. Замечу только, что если бы мы всерьез занялись техническим перевооружением наших угробленных украинских производств с использованием изложенных выше подходов, курс доллара перестал бы колебаться, а уверенно   пошел бы в нужную нам сторону в полном соответствии с системным подходом.

Теорию систем и системный анализ или системный подход  все чаще используют  практически в любой  решаемой человеком задаче. Дело, видимо в том, что "пока лишь небольшая часть проблем, стоящих перед человечеством, поддается математической формализации и описанию на языке математики". (Н.Н.Моисеев), а системный  подход в  такой формализации не нуждается.   Взамен, прежде всего, пытаются скрупулёзно разложить систему по полочкам, ступенькам (их называют часто уровнями иерархии). В науке любят это действие называть “декомпозицией элементов системы по вертикали” в противовес созданию композиции, например, в музыке, когда композитор синтезирует любую мелодию всего из семи нот.

Вот теперь мы уже знаем основные свойства систем и некоторые таинства системного анализа и можем определить порядок, алгоритм работы по решению задач оптимального управления системами (то бишь, реформирования). Повторим его еще раз - он достаточно прост: декомпозиция систем по вертикали и по горизонтали (когда рассматриваются одновременно несколько подсистем), определение лимитирующего уровня (чаще всего методами экспертных оценок), определение амплитудно - частотных характеристик лимитирующего уровня, подбор методов воздействия на объект на лимитирующем уровне с учётом принципа соответствия, анализ результатов.

Анализ жизненного цикла систем. Немного об их инвестировании и макросистемах.

Кроме изложенного алгоритма, стоит разобраться с динамикой развития системы с тем, чтобы учесть и ее при выборе эффективных средств и методов воздействия на систему  при реформировании. Для этого целесообразно использовать анализ так называемого жизненного цикла системы.

На кривой  жизненного цикла  можно четко выделить 4 участка развития системы

1. Латентный период (когда системы нет еще в явном виде, но фактически она уже есть – к примеру, латентный период заболевания или беременности, промышленной установки еще нет, но по ней идет проектирование, ведутся исследования и др.),

2. Детство (отрочество, юность), когда система бурно развивается, растет,

3. Зрелость, когда система успешно функционирует,

4. Деградация, смерть - печальный период жизни системы, когда она завершает свой жизненный цикл. Иногда ученые спорят по вопросу – а не добралась ли  сложнейшая система – Украина   до  этого участка развития системы ?  

Нет, не  все так печально.  Где-то в середине жизненного цикла  (общее время существования системы) в  ее  недрах зарождается  новая система. К примеру, у человека (а это сложнейшая система)  рождается дитя, жизнь которого развивается по тем же системным  законам, по такой же линии жизни. Да, вот незадача,  участок 3  у новой системы всегда расположен несколько выше, чем  у первоначальной (т.е. дети почти всегда талантливее, умнее своих родителей, такова объективная реальность, которая не всем нравится). Далее процесс воспроизводства систем повторяется, и можно провести наклонную  касательную линию ко всем  этим кривым, которую называют линией прогресса. Чем круче эта линия, тем  быстрее  совершенствуется, развивается система.

Казалось бы, какое отношение имеет   написанное к  реформированию Украины ? Но, ведь, мы уже договорились, что описанные зависимости жизненного цикла  подходят практически для любых систем, для любых проектов, в том числе, для программ реформ.    Все эти рассуждения относятся к так называемому анализу жизненного цикла системы. Оказывается, такой анализ чрезвычайно удобен  при  определении тактики реформирования .

1. На каждом этапе жизненного цикла существует свой набор средств и методов воздействия.

2. Анализ жизненного цикла позволяет реформатору, т.е. менеджеру проекта - системы, независимо от  их иерархического уровня,  обеспечить правильную политику при подборе партнёров данного проекта реформы и выборе  метода ее инвестирования и конкретных инвесторов. Менеджеры реформ все еще мечтают о том, что их инвестором явится государство. Они упорно осаждают власть  своими гениальными идеями по созданию и развитию или реконструкции системы.  Власть не скупится на обещания инвестиций, но справедливо требует положить на стол программу реформ (бизнес – план проекта).  Дальше, обычно в конце года, увесистая стопка программ реформ -  бизнес планов перерабатывается в многострадальный  бюджет, которым потом власть и чиновники отбиваются от надоедливых просителей денег - реформаторов.

3. Разобраться с финансированием   и с инвестиционными механизмами     реформатору  позволяет анализ жизненного цикла системы Он же помогает  найти потенциальных инвесторов (кроме интеллектуальных, их к  деньгам пока не подпускают),   и  отражает  уровень  риска инвесторов при инвестировании на  различных этапах  жизненного цикла системы.