Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
17.11.2013, 19:25

Пир во время чумы – хлеба или зрелищ. Перечитаем маленькую трагедию

Доктор технічних наук, професор

Наши многочисленные праздники проводят еще и для того, чтобы отвлечь народ от многочисленных серьезных проблем нашей жизни. Но и здесь мы оказались новаторами. Все чаще приходится слышать о том, что у нас уже речь ведут не о хлебе и зрелищах, а о целе

Пир во время чумы – хлеба илизрелищ.  Перечитаем маленькую трагедиюА.С. Пушкина сегодня .

Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

                                                А.С.Пушкин. Пирво время чумы” 

Пир во время чумы. Читаем  Поэта.

После   длиннойчереды  праздников появилось  почему-то желание перечитать  одно из наиболее  ярких произведений   гениального А.С.Пушкина ”Пир во время чумы”.Так называется одна из его "Маленьких трагедий". В идиоматическомсмысле - разгульное веселье на фоне общего бедствия, которое, несомненно,затронет и легкомысленных пирующих. Сюжет несложен(я просто выбрал подряд несколько предложений из краткого изложения трагедии,не изменив ни единого слова).  Речь идет о том, что на улице пируют несколько молодых мужчин и женщин. Один из пирующих,напоминает об их общем, умершем от чумы друге, чьи шуткии остроты забавляли всех, оживляли застолье и разгоняли мрак, который теперь насылает на городсвирепая чума, и предлагает выпить в его память. Председательсчитает, что выпить надов молчании, и все молча выпивают,  чтобы потом вновь обратиться к веселью. Мери поёт унылуюи протяжную песню о родной стороне, которая процветалав довольстве, пока на неё не обрушилось несчастье,и сторона веселья и труда превратилась в край смертии печали. Героиня песни просит своего милого уйти из родимогоселения до той поры, пока не минет зараза. Внезапнов разговор врывается язвительная и дерзкая Луиза со словами, чтосейчас подобные песнине в моде, что ей ненавистнажелтизна этих шотландских волос.Приближается телега, нагруженная трупами. Телегой правит негр. При видеэтого зрелища Луизе становится дурно, ей привиделся чёрный и белоглазыйдемон, который звал её к себе, в свою страшную тележку, гдележали мертвецы. Молодой человек объясняет, что чёрная телега вправе разъезжать повсюду, и просит Вальсингамаспеть песню,  не грустную шотландскую, «а буйную, вакхическую песнь», но председательвместо вакхической песни поёт мрачно-вдохновенный гимн в честь чумы. В этомгимне звучит хвала чуме, могущейдаровать неведомое упоение, которое сильный духом человек в состоянииощутить перед лицом грозящей гибели, и это наслаждениев бою — «бессмертья, может быть, залог!». Счастлив тот, поётпредседатель, кому дано ощутить это наслаждение. Входит старый священник.Он упрекает пирующих за их кощунственный пир, называяих безбожниками, священник считает, что своим пиршеством они совершаютнадругательство над «ужасом священных похорон», а своими восторгами «смущают тишину гробов».Пирующие смеются над мрачными словами священника, а он заклинаетих Кровью Спасителя прекратить чудовищный пир, если они желают встретитьна небесах души усопших любимых, и разойтись по домам.Председатель возражает священнику, что дома у них печальны,а юность любит радость.Священник укоряет его и напоминает, как всего три недели назад тотна коленях обнимал труп матери «и с воплем бился надеё могилой». Он уверяет, что сейчас бедная женщина плачетна небесах, глядя на пирующего сына. Он приказывает емуследовать за собой, но председатель отказывается сделать это, так как его удерживает здесь отчаяние и страшное воспоминанье,а также сознание собственногобеззакония, его удерживает здесь ужасмёртвой пустоты родного дома, даже тень матери не в силахувести его отсюда, и он просит священника удалиться. Многиевосхищаются смелой отповедью  священнику.Призвав Святое Имя, священник уходит, пир продолжается, но Вальсингам «остаётся в глубокой задумчивости». 

Вот и весь сюжет.  Задумаемся и мы.   Казалось бы, что нам  до всех этих  придумок гения. Но,прочтите  абзац  еще раз, обратите внимания на  выделенные слова и попробуйте заменить ихсинонимами,  использовав более современныетермины.  Уверяю вас,  что полученный текст очень напомнит  выступления многих  наших оппозиционеров в Верховной Раде и уШустера.  Оставим это в качестведомашнего   задания читателям, а самиобсудим  вопрос, поставленный  еще А.С.Пушкиным, отчего в наше нелегкое,воистину “чумное”, время мы ударились в почти непрерывный загул. Неужели намнечего противопоставить  чуме?  Или из локальных очагов эпидемии мы ужеполучили   пандемию — по сути,эпидемию государственного масштаба. Скажем прямо, здесь  нет единого мнения... В средневековье, когдаморовая язва привольно ходила по миру, человек бессилен был пред ней, как передлюбым безумием природы: вулканом, цунами или землетрясением (да и не только всредневековье, кой чёрт, но и в наши дни - если, не дай бог, несмотря на вседостижения медицины, падёт моровое поветрие, то простому человеку только иостанется, что молиться… Если грянула Чума (именно с большой буквы), то человек(будь он хоть министр, хоть президент) ничего сделать не сможет - лишь гадать:минует ли его чаша сия? Hа самом деле этоне совсем так. Ибо человек, готовый морально к тому, что заболеет иумрёт - почти мёртв. Живущий - хочет жить. Даже если уже умерли от проклятойболезни самые близкие люди. И он - живёт. Единственное, что он может сделать втакой ситуации - не опустить руки, и не хоронить себя прежде времени. А развевеселье (наперекор всему) не жизнь, пишут российские пушкиноведы? Их точказрения: пьеса Пушкина,повествует именно о необоримой жажде жизни, и в этом плане она отнюдь неноваторская, мол,  Джованни Бокаччо напять столетий раньше создал свой знаменитый, исполненный жизнелюбия"Декамерон", вскоре после того, как сам пережил жуткие дни отчаяния,когда вокруг свирепствовала Чума. Впрочем, наличие предшественника ничего неубавило у шедевра Пушкина, точно так же, как ничего не меняет и примитивноепонимание трагедии, отражённое в популярной идиоме и в  отраженном выше мнении российских ученых.

Есть и другая точка зрения. Во время эпидемии холеры  (читай “тотального кризиса”) мало “неопустить руки, и не хоронить себя прежде времени” как рекомендуют ввышеприведенном абзаце наши северные соседи. И пьеса Пушкина, на мой взгляд, не«повествует именно о необоримой жажде жизни”, как это показалось  российскому пушкиноведу,а  призывает  не пускаться в загул от бессилия, и  бороться против  чумы, объединив усилия сдругими членами сообщества. Иначе, как можно понять пушкинское:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

И запойное  веселье (наперекор всему) - не жизнь.   Вспомнитеопять же из  трагедии:

Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.

Жаль, что нынешнеепоколение молодежи почти не знает Пушкина, да и, вообще, почти ничего нечитает. Если бы это было не так,  молодыелюди  обратили бы внимание на то,что  уж очень напоминает наши реалии нарисованнаяПоэтом картина:

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!

А закончить этуэкскурсию в великое творение классика хочу  цитатой, опять же  имеющей прямоеотношение к  сегодняшним нашим реалиям:

Безбожный пир,безбожные безумцы!
Вы пиршеством ипеснями разврата
Ругаетесь над мрачнойтишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевныхпохорон,
Средь бледных лицмолюсь я на кладбище,
А ваши ненавистныевосторги
Смущают тишину гробов— и землю
Над мертвыми теламипотрясают!
Когда бы стариков ижен моленья
Не освятили общей,смертной ямы, —
Подумать мог бы я,что нынче бесы
Погибший духбезбожника терзают
И в тьму кромешнуютащат со смехом.

Не пора ли  заканчивать пировать иначинать работать?

Не кажется ли вам,читатель, что в последние годы мы слишком много празднуем и обычно пируем при этом. Раньше все смеялись над обилием праздников у африканских народов.Как-то на рубеже веков, когда  чиновникиот образования еще были озабочены качеством обучения студентов, заведующих кафедрами чуть ли не насильно гнали  в ведущие вузы для обучения программированию.Эта затея оказалась бесполезной, ибо на смену большим ЭВМ вскоре пришлиперсональные компьютеры, где для пользователя вообще знание  программирования оказалось почти ненужным.Учить Паскаль, Фортран и Бейсик послали и меня в тогда еще Ленинградскуютехноложку. Очень благодарен до сих пор  тогдашним чиновникам.  Несколькомесяцев прожил в великолепном городе, много узнал, увидел. Но не об этом речь.Поселили нас в бывшем (до революции) борделе с соответствующей планировкой. Каждую полночь на винтовойлестнице начинался нет- нет, не “пир во время чумы”, а  африканский праздник - громкие удары  в барабаны, там – тамы и в какие-тотарелки  с плясками толпы обнаженныхтемнокожих   (чуть не написал«негров”  - так не положено,  могут обидеться)  юных красавцев и красавиц – студентов иаспирантов техноложки.  Праздники былипочти ежедневно, пока мы не поинтересовались, сколько  у них праздничных дней и когда они  учатся. Ответ потряс – у каждого племени –свои праздники, а  темнокожаядиаспора  в знак солидарности  не пропускает ни одного. Пришлось перейти намв другое общежитие.

Количество праздничныхдней, если учесть все международные, государственные календарные,религиозные   праздники, праздничныемероприятия типа Евро 2012, все местные локальные праздники, памятные дни - форсированиеДнепра (а  форсировали его  и притоки далеко не только в Днепропетровскеили в Киеве), профессиональные праздники,  и, вообще, нашу разгульную жизнь, особеннобезработной молодежи (вот бы Ю.Андропов посмотрел!)  явно не меньше, чем  у африканских племен.  И это при том, что мы на втором местесреди  Европейских стран по уровню бедностинаселения, что  значительная частьнаселения не получает зарплату, пенсии, стипендии своевременно. И это при  высокой зарегистрированной и скрытой безработице...

Вред от обилия праздников,как это ни парадоксально, огромен. Дело даже не в  том, что они существенно ускоряютопустошение  нашего нищего бюджета,отощавшего из-за злоупотреблений и просто жадности  власть имущих и  неразрывно связанных с ними олигархов,профессионально научившихся единственному – мастерски уходить от уплаты  налогов. Да,праздники  стоят  недешево. До сих пор, к примеру, немогут  наши финансисты определиться,  в какую копеечку влетел нам Евро (говорят и о4, и о 10 млрд.) и  в какую суммуобойдется ликвидация его последствий (к примеру, разборка  никому не нужных спортивных сооружений  во Львове или замена негодных электричек“Хундаи”).  Удивляет другое – никто несчитает непрямые убытки от нашейразгульной жизни. Считал ли кто-нибудь, сколько товаров произвели бы нашиработники, если бы не  трудились в потелица,   сооружая ненужные спортивныемастодонты, тратя время на обслуживание гостей праздничных мероприятий, или на обучение  приветствияминостранцев.  А   учел ли кто-нибудь  материальные ресурсы, отвлеченные от  экономикисобственно Украины. Сколько можно было бы построить  вместо всех  спортивных сооружений  жилья  для тех же  ветеранов войны, которых прославляют один –два дня в году во – время тематических праздников, вместо того, чтобы дать имсредства на кусок хлеба! А,  можетбыть,  вместо разгульных праздников  вложить, наконец, деньги в развитие среднегои малого бизнеса  и технологическоепреобразование экономики Украины. Ведь, в стране для этого есть всепредпосылки. Нет одного -  доброй воли ижелания  власти, избранной народом.

Кому нужно, ктозаинтересован в непрерывно праздничной жизни страны? Хлеба или зрелищ?

Любой праздник кто-то организует и к его оценке можно и нужноприменить   положения  развивающейся науки “проектного менеджмента”(в том, что  это - наука со своимизаконами и правилами никто уже не сомневается). Итак, кто, зачем, почему, закакие средства  инициирует, а затеморганизует и проводит любой праздник. Прошло время всенародных праздников,когда движущей силой мероприятия был единый порыв  людей. Сегодня  у любого праздника есть свой менеджер,который  и определяет масштаб, идеологиюи содержание, да и  финансовую сторонулюбого праздника. Сегодня у нас осталось три основных  группы “праздничных” заказчиков и исполнителей- менеджеров – власть, партии, религиозные концессии.  Количество праздников значительновыросло  именно из-за бурного ростаколичественного состава  менеджерскихгруппировок.  В полном соответствии срыночными механизмами нашей жизни законы рынка (не всегда соответствующие  законодательству страны)  проявляются и в организации праздничных событий. Здесь и конкуренция, и достаточножесткая борьба за место под солнцем, за финансирование, за   количество участников и т.д. Роль  масс – медиа во всей  праздничной чехардедостаточно  проста – к сожалению, журналисты,в основном, “стригут купоны” во время праздника,  как артисты в новогодние или предвыборные ”сольники”.  Не буду приводитьпримеры  деятельности  столичных журналистов – мы почти не видим уних анализа истинных причин  обилияпраздников, крышевания,  объективнойоценки  всех аспектов этих проектов. 

Приведу пример  праздника на локальном уровне. Прочитал водном  из популярных сайтов, что Днепропетровскуподарили «пылесосы» с шампунем для асфальта и 16-метровую вышку -спасать людей и котов. Разумеется, по этому поводу затеяли праздник. Всехудивило слово ”подарили”. Впрочем, в другом сайте  прочел, что « коммунальные предприятия Днепропетровской области получили 21  единицу новой специализированной техники”.  Так подарили или получили?  Если подарили, то кто и зачем,  если получили, то, кто послал эту технику. Иособенно растрогала информация  третьегоисточника, который напомнил, что в сентябре этого года была ужеприобретена первая партия новых коммунальных машин - 10 единиц современнойкоммунальной техники для потребностей города, а в целом для потребностейДнепропетровской области планируется закупить 119 единиц техники и навесногооборудования к ней. И стоит она, дескать, не один десяток миллионов.  Вспомнив о том, что в городе уже многимкатегориям  бюджетников задержализаработную плату, решил все же после обычного моего велотура заехать на  Фестивальный причал, посмотреть гулянье поэтому поводу и послушать народное мнение о праздничном событии.  Скажу прямо, праздник  получился малоэмоциональным из-за незначительного количества участников (народ у нас уже избалованболее  амбициозными празднествамитипа  форсирования Днепра, Евро снепременными  развлекательными и  завлекательными элементами (обязательныйсалют – как же, хорошее дело, количество огней в фейерверке не определить,количество залпов не сосчитать, отчитаться поэтому легко, любые суммы списатьтоже,  раздача сувениров, концерты поп –див, а во время выборов у нас даже какие-то празднующие будущие депутатыраздавали молодежи  бейсболки  с презервативами для куражу). Не будуприводить отзывы горожан из  сравнительнонебольшой группы “празднующих”. Уж больно резкие были отзывы  (было много безработных и беззарплатных, ихреакция понятна). Приведу более мягкие комментарии, появившиеся в Интернете: Павел08.11.2013 23:30 - Тратить миллионы, чтобы чистить разбитые дороги. Клоуны,ей-богу...  Грешник 09.11.2013 10:13- Удодв удодомобиле! Внезапно! And09.11.2013 11:50 - Куличенку не выгодно сделать хорошие дороги, ему выгодновыделять регулярно деньги в свою асфальтную фирму. Не подарили, а купили 09.11.2013 21:12 -Не подарили.  Ворсовет 10.11.2013 05:15 -Мы не дарим,мы на ваши деньги зарабатываем откаты.И потом переселяем свои семьи в Европу. Александр 10.11.2013 09:32 - Содной стороны - давно пора было бы обзавестись таким добром. С другой - всеравно у нас не перестанут стьна улицах. Да и к тому же не будет у нас таких чистых дорог, как в той жеГермании, где, зайдя с улицы, можно не разуваться.Комментарии излишни!

Все никак не мог понять, зачем  все эти упомянутые праздники так нужны чиновникам всех иерархических уровней –от местного до высших эшелонов.  Точкунад i  поставили монтажники очередной металлическойсцены на той же площади, где праздновали “подарок” коммунальной техники.  Сценув различных вариантах ставили практически в конце каждой недели, ведь какой –нибудь праздник  обязательно будет. Вкрайней случае, какая – нибудь крутая фирма будет праздновать корпоративный праздник. И, вот тут – раздольеорганизаторам праздника. Сцену надо сначала смонтировать, подвести к ней электроэнергию, а потом наследующий день аккуратно разобрать, чтобы перевезти в новое место, на новый праздник. Как сказали мне журналисты,разборка – сборка сцены стоит  почти столько,сколько новая сцена. Когда я спросил, почему не закрепить  какую – нибудь из сцен, самую красивую,напостоянно, чтобы не тратить на монтаж – демонтаж  человеческие и другие ресурсы.  На меня посмотрели как на полностьюнеадекватного ситуации человека. И в ответ напомнили вновь про   многочисленные салюты, полыхающие через деньв небе города, сказав,  что ”думатьнадо”. Ладно, хватит просто думать, надо уже что-то решать и, главное,  выполнять свои решения.

А теперь, наконец, о хлебе и зрелищах.  Как пишут в энциклопедиях, это выражение -калька от латинского  panem et circenses  ( Ювенал, «Сатиры», сатира VII, 81, начало IIвека). Описывая современные ему устремления народа, Ювеналпротивопоставил эти устремления героическому прошлому, и сообщил, что вовремена Императора Августа римские плебеи постоянно требовали хлеба и пышныхцирковых зрелищ, и не угоманивались, пока им не давали вволю и того, и другого.Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей,которые, подкупая плебс раздачамиденег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживаливласть в древнем Риме. Практика субсидирования цен на продукты была введена «хлебным законом» ещё в 123 годудо н. э. Это выражение сейчас используетсядля негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: ониустраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население вколоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавымизрелищами. Мы как-то гуманнее, да и трансляции заседаний Верховной Рады во многом не уступают стариннымзрелищам.  И средства пропитаниянаучились дозировано  выдавать ничуть нехуже, чем в древнем мире (гречку, к примеру).

Много веков спустя господствующие классы, желая всяческиопорочить стремление народа добиться лучшей жизни, стали приравнивать его самыесправедливые пожелания к этому воплю древних бездельников; стали утверждать, чтоименно лозунг «Хлеба и зрелищ!» вдохновляет революционеров всех времен.  «Хлеба и зрелищ!», — скандировалиримляне, безумствуя, не ведая, что этот лозунг приведет к падению их великойимперии и величайшей античной цивилизации. В одной из своих сатир Ювеналсравнил героическое прошлое своего народа с современными ему низменнымиустремлениями римлян. Якобы когда-то великий Рим занимался завоеваниями,обладал огромной властью, творил великие произведения искусства, а ныне толькохлеб и зрелища его интересуют. Нет ли здесь какой-то аналогии с этими древними  обычаями у наших праздников и выборов,в конце концов приводящих к бездуховности? Разве так важно, что впервые не унас, а  в Древнем Риме практиковалисьбесплатные раздачи хлеба, оливкового масла, вина и других продуктов, а такжебесплатные зрелища в цирке и считалось, что подобная практикаусмиряет народ, дает ему ощущение спокойствия и благополучия. И неважно, мол, какна самом деле обстоят дела в государстве.

Яркий пример – времена правления Нерона. Император был непросто жестоким деспотом, он был в каком-то смысле безумен. Нерон приказалустроить в Риме пожар, а сам в это время был в другом городе. Сделал он этопотому, что никогда не видел горящего города, что мешало ему сочинить«величайшее произведение», в котором есть эпизод сожжения города. В городепрошел слух, что Нерон сжег город. Это грозило восстанием. Тогда императоррешил обвинить в катастрофе христиан, которые тогда были малоизвестной сектой.Народу раздали бесплатную еду и вино, а затем устроили красочные кровавыесостязания, во время которых умирали христиане. Христиане не были ни в чемвиноваты, но народ успокоился, получив хлеб и зрелища. Эти меры имеликраткосрочный эффект. В стране вспыхнуло восстание, Нерон был свергнут.

Что же значит это выражение сегодня? Мало, чтоизменилось. В общем, все похоже на то, что и в первом веке нашейэры. Это желания толпы, интересы, которые легкоудовлетворяются политиками для достижения вершин власти. Самисовременные политики стали отличными шоуменами, а предвыборные кампании —высокорейтинговыми шоу. Люди получают краткосрочные выгоды, не понимая вконечном итоге, к чему приведет их та или иная политика (эти крылатые словаприписывают  римскому сатирику Ювеналу(I-II вв.), выразившему суть политики римских государственных деятелей,стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровымипредставлениями удержать в повиновении деклассированный столичный плебс). И, цитирую, “реформаторы делали ошибку за ошибкой, иантиреформаторы проявили больше способностей к конъюнктурному маневрированию,чем от них ожидалось, и?главное?«народ» оказался не тем «народом», каким онвиделся в 1991 году: то ли он прикидывался жаждущим перемен, а на самом делехотел только хлеба и зрелищ; то ли ондействительно испытывал такую страсть, но потом перемены его разочаровали; толи сказалось отсутствие русских демократических традиций; то ли с традициямибыло не так плохо, но советский разврат уничтожил все нравственные устои российскогонаселения, а террор истребил его здоровую часть”.  К этому трудно что-то добавить. Разве то,что  наши праздники  проводят еще и для того, чтобы отвлечь  народ от многочисленных  серьезных проблем  нашей жизни. Но и здесь мы оказалисьноваторами. Все чаще приходится слышать о том, что у нас уже речь ведут не охлебе и зрелищах, а о целесообразности  организации зрелищ   без хлеба.

 

 

Останні записи