Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
23.10.2013, 08:08

От Нараямы до реформы высшей школы. Украинская легенда

Доктор технічних наук, професор

Подразделы: Легенда о Нараяме,Умный в гору не пойдет, Кто сегодня понесет или повезет украинских стариков на Нараяму?,Я живу, судьбу свою кляня, не желая для себя судьбы иной. (А.Розенбаум),Если бы я был Д.Табачником


                                                                              Смерть, конечно,человечество страшит,
                                                                              Но какие там унас с тобой года!

                                                                              Возраст — этосостояние души,

                                                                              Конфликтующее стелом... иногда.  

                                                         А.Розенбаум

  Легенда оНараяме

Эта легенда  легла в основу  сразу двух японских кинофильмов по мотивамрассказов Ситиро Фукадзавы (Кэйсукэ Киноситы и Сёхэя Имамуры ), второй изкоторых   о восхождении на Нараяму,   стал даже обладателем «Золотой пальмовой ветви» 36-го Международного Каннскогокинофестиваля. Суть «Легенды о Нараяме» — это обычай, который испокон вековсоблюдается в деревне. Когда старику или старухе исполняется 70 лет, деревня исемья не должны больше кормить бесполезный рот. Старший сын должен на своихплечах отнести пожилого человека на вершину горы Нараяма умирать от голода ижажды, что он  и выполняет в фильме.Казалось бы,  неясно, за что это, вдруг,столь высокую премию дали  фильму вКанне, хотя и  снят он  был без единого слова?  Явно не за снежинки, которые  медленно  падали на седую голову несчастной  старухи. Думаю за  финал:  когда сын возвращается домой, он другими глазами смотрит на своего сына - пройдут годы, и его сын так же понесёт его на Нараяму.

Но мнепоказался более любопытным второйяпонский вариант этой легенды с более оптимистичным концом.  По нему  юношане решился бросить мать на произвол судьбы и ночью принес ее обратно вдом,  вырыл под полом яму и спрятал мать.У правителя той страны возникли какие-то проблемы. Он растерялся и призвалмудрецов, чтобы решили эти задачи. Юноша узнал об этом и поведал прятавшейся вяме матери, а та сразу же объяснила ему, как их решить. Юноша передал словаматери правителю, и страна была спасена от грозивших ей бедствий. А правительпонял, что надо ценить мудрость стариков, и немедленно отменилсвой жестокий указ  об убиении старцев,задержавшихся на этом свете.

Умный в гору непойдет.

Казалось бы, к чему этоя  начал с  упоминания о грустном - о   безжалостном японском обычае ?   Жестокий народ эти японцы. Можно было бы  еще и о харакири  вспомнить….   Но покопался в  энциклопедиях  и обнаружил, что   все не так просто -  оказывается, предание это пришло в Японию из Индии, по-видимому, вместе с буддизмом.И, еще , оказывается ,что обычай оставлять стариков в горах существовал в древние времена и в нашейстране,  и у нас на равнине предкинаходили, если  уж сильно надо,   свою Нараяму. Или придумывали менеетрудоемкие и более рациональные энергосберегающие  методы убиения, чтобы  не подниматься высоко на гору.

Итак, у древних славянтоже существовал обычай убиватьстариков. Практические побуждения, вроде бы ,  вполне понятны: надо было избавляться отлишних ртов, которые уже не могли себя прокормить. Стариков сажали насанки-«лубки»,  и не тащили их в гору,как  японцы,  а спускали в овраг и оставляли стариков умирать (говорили: «посадить налубок»). О том, почему перестали убивать, народ рассказал в сказке «Дед ивнук».  Сын  повез на санках в овраг деда, взяв  с собой своего любознательного внука. После завершения  процесса пошли свнуком домой.  Вот этот  внук и говорит: «Дедушка, вот чего ты бросилв овраге санки? Вот ты будешь старый, на чём же я тебя повезу?».Тогда дед вернулся, да этого старика домой и с санками привёз! И всё: говорят,что с тех пор и не скидывают в овраг стариков».  Так что утерли у нас нос японцам…

Последнее становитсятем более ясным, если  узнать, что вритуале отправления на «тот свет» сосуществовали разные формы. Наши историкираскопали, что сводятся они к следующему  (цитирую без купюр): зимой вывозили на саняхи, привязав к лубку, спускали на нем в глубокий овраг (по-видимому, это былосновной способ у населения, располагавшегося на территории современнойУкраины; отсюда происходит название обычая — «сажать на лубок», а также выражения типа «пора налубок», употреблявшиеся на Украине в отношении очень дряхлых или тяжело больных ) ;   сажали на сани или налубок   и вывозили в мороз в поле или степь ( отсюда — фразеологизмы «…посадовити насанки», «на саночки посадовіть »и т. п. ) ;   опускалив пустую яму (в амбаре, гумне и т. п. ); сажали на печь в пустой хате; сажалина лубок, везли куда-либо за огороды и добивали довбней (орудие для обработкильна); уводили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили. Вюжнославянских преданиях выявляются и специфические способы. Хотя в нихфигурирует как преимущественная форма вынесение в лес и оставление в глуши поддеревом, встречаются и другие: удар по голове, покрытой войлоком, или хлебом,помещение в бочку, накрытую войлоком.

Описаний более гуманныхметодов  у историков что-то не нашел.Успокаивает, что  весь этот кошмар -  древний обычай, факт отдаленной эпохи,явление, имевшее место в жизни предков, лишь отголоски которого в различнойформе сохранились до нашего времени. Наши историки раскопали не только этилегенды. Разобрались с  не оченьдлительной историей государства Украина, почти разобрались  с    легендой о том, как  наказной гетман ПавелПолуботок якобы оставил на хранение в Банке Англии в 1723 году 200 тысячзолотых монет (два бочонка) под 7,5 % (правда, дальше звона от золотых монет наши историки не пошли). Подумал,что-то  в последнее время они зациклились  на теме  украинского национализма, попонятным причинам очень интересующей нынешних политиков. Хочу  предложить им   разобраться в исторических аспектах этимологии слова ”Нараяма”  (во, загнул!).  В этимологических словарях  нашел только об этимологии созвучногослова  ”Нараяна”  (НАРАЯНА, в ведийской мифологии мудрец -риши, известный своими аскетическими подвигами (вместе с Нарой); в индуистскоймифологии - высшее божество, обычно отождествляется с Вишну). А, вот, о  “Нараяме  что-то ничего нет.  А, может,  японцы, когда обзывали гору,  предвидели наши 30-е  годы прошлого века. А там были и “нары” и“ямы”. С нар, да в яму.  Не назвали ведьони злополучную вершину страданий стариков ”Нарагора ”?   А, впрочем, можно было бы и так,тоже  правильно – нары, затем горе.

Кто сегодняпонесет или повезет  украинских стариковна Нараяму?

Успокаиваю себя :  у нас нет своей горы  Нараяма и вознесениена нее  не  грозит. Но чиновники из Министерстваобразования и  ректорат  родного университета, которому отдал  четыре десятка лет жизни,отвечают:    нет горы – выкопаем овраг.Впрочем,   оврагов и так у нас   много, да и  ямы  копать  умеем… А, пока суд да дело, займемся  ”покращенням”  твоей  жизни.  Апофеозом  «любви к старикам”, своеобразной Нараямой для пенсионеров стала  придуманная горе – реформатором «пенсионнаяреформа”. Но об этом уже много написано и сказано.   А, вот об  изощренной Нараяме для ученых стоит поговорить. Знаю не понаслышке -  странный они (наверное, и я) народ понынешним временам.  Несмотря ни на что,большинство из них любит свою работу, хоть она и нелегкая, особенно в высшей школе.  Увлекаются, и,  когда что-то из задуманного получается, могутработать  круглые сутки.  И молодежь, даже современную, любят, какие-тоу них отцовские чувства прорезаются, особенно, если питомцы успешны. И еще однауже физиологическая  особенность – из-заболее частого и активного употребления мозга  живут они дольше  остальных и, как говорили раньше, их изуниверситета можно было только вынести ногами вперед. Но, это было раньше.Никак не могли с этим смириться современные командующие  наукой и высшей школой, народные депутаты иостальная власть.  Уже несколько лет  маются, придумывая  такую реформу высшей школы, да  и, вообще, науки, чтобы все было, как имизадумано: положено  “на лубок”  в 70 – так изволь не задерживаться.  А для этого много го этой категории ученых стариков и не надо –лишить их работы, они от тоски  умруточень быстро без всяких санок  и ударовтяпкой по голове.  Вот  и началась явно непродуманная  ипреждевременная  кампания  сокращения количества вузов,  объединенияуниверситетов, увеличение нагрузки на каждого преподавателя,  и так уже значительно превышающей  разумную,принятую в других странах. Кого это , прежде всего ,уже коснулось? Верно,  потенциальных намарамщиков…

Нет- нет, неуважаемые гавкеры, я не о себе пишу и не личная обида движет моимпером. Меня пока к вашему неудовольствию из университета полностью  неизгнали, разве что на треть уменьшили  педагогическую нагрузку  и зарплату, конечно. Зато меня  еще не направляли на освидетельствование кпсихиатру (пока эта позорная кампания коснулась только учителей), но, ксчастью,  мозги еще работают, может,благодаря моим гавкерам и  умственнымупражнениям, которые они мне постоянно предлагают. Недавно, самый  злобный из них, по кличке Алекс, из чужойподворотни  даже  саркастически обозвал меня ”народнымакадемиком”. Сначала я возмутился, а потом рассмеялся -  все же состою в академиках нескольких  общественных академий, а их  престиж в последнее время растет  пропорционально падению авторитета нашейНациональной Академии.  А прилагательное“народный” гавкер  использовал, видимо, сучетом того, что посещаемость моего совсем даже не легкого для чтенияблога  радует меня в последнее время (взависимости от актуальности темы, колеблется в пределах 500 – 1200 прочтенийдля каждого поста, а это примерно 150 тыс. прочтений, если просуммировать  количество прочтений  всех постов моего   блога). Итак, речь не обомне,  но, в моей адресной книжке уже совсем мало осталось  телефонов коллег, удалил телефоны тех,  с которыми поступили более жестоко и  уже доставили их на Нараяму. Процесс активно пошел…

Я живу, судьбусвою кляня, не желая для себя судьбы иной. (А.Розенбаум)

Для кого-то старость -это состояние души, а для кого-то – предательствотела, которое уже не справляется с прежними нагрузками.  Мне пока повезло. Может,  трудная работа, может постоянная велосипеднаянагрузка…. Все  еще активно живу. Всегдана работу ходил в предвкушении радости от общения со студентами (и сегодня этозамечательные умные и  талантливыеребята, они просто другие, отличаются от нас). Но, все более грустно ловить на себе осуждающие взгляды  голодных сограждан, особенно коллег накафедре.  Казалось бы,  уже всем объяснили и неоднократно, что пенсиии скромные льготы  старики честно зарабатывали всюжизнь и, дай бог,  они успеют получитьхоть часть  заработанного, но, ведь,“ложечки-то нашлись, а осадок остался…”.

Итак, от высокой и местной  власти мнепоступил первый (а, первый ли?) звонок:  тебе уже  готовят сани, чтобы отвезти на Нараяму , или просто в яму ,ибо  ты  превысил отведенный тебе  властьюсрок жизни. Но даже  эту процедуру можнобыло бы  сделать более гуманной ищадящей. Писатель, российский поэт и журналист ДмитрийБЫКОВ  написал: «Наши люди, мне кажется,все бы стерпели, но не презрение, не такое высокомерное отношение. Даже палачаможно уважать, но если он рубит головы спустя рукава — это исключено, ауправляют Россией очень спустя рукава». По-моему,  к Украине  это тоже применимо.

Ладно, звонокуслышан,  понимаю, что время неумолимо -совсем скоро и мне   на Нараяму  пора собираться…. И, все же, писал ужекак-то, что  в соответствии с хорошозарекомендовавшей себя   японскойсистемой кадровой ротации мне давно пора сменить род деятельности, даже если насани не хочется. Не привык жить за чей-то счет, поэтому сейчасначал активно заниматься  решением вопроса смены места своеготрудоустройства на такое, где я еще  могу быть востребован (журналистика,экспертиза, консалтинг, коучинг, аудит, проведение тренингов и др.).  Однако, все чаще задумываюсь, что оставлю я,прежде чем уйду из высшей школы  на нары,в журналистику, в бизнес или сразу в яму…

Останутся:

·       достаточноизвестная кафедра,  которой я  долго руководил и в которой тогда работало не6, как сейчас, а свыше  сотни преподавателейи сотрудников (вместе с  Отраслевойлабораторией Минхимпрома),

·      многонаучных и не очень статей, книг, где - то 400 – 500  (давно не пересчитывал, нетнеобходимости)   патентов и изобретений,от успешной реализации или  апробации впромышленности многих из которых я получал истинное наслаждение  большуючасть своей жизни (пусть даже и без  значительного пополнения моих карманов – отмечаю это, чтобы мои гавкеры не завидовалии не злобствовали),

·        нескольконовых  научных направлений, которыми  руководил,   до сих пор не забытых   в научном мире (современная техника обработки капиллярно - пористых тел  без использования энергоемких процессов,использование резонансных явлений и нестационарных режимов для созданияадаптивной гибкой химической техники, использование блочно - модульных подходовдля создания многономенклатурных химических производств, развитие совмещенных иреакционно - разделительных процессов с использованием синергетических эффектових взаимодействия, создание техники для глубокой очистки газовой и жидкой фазот субмикронных частиц при получении веществ особой чистоты),

·     система  5 авторских спецкурсов  (теория и оптимизациятехнических систем, оборудование производств строительных и композитныхматериалов, техника глубокой очистки веществ, инженерно – технологическийбизнес), объединенная идеологией системного подхода, в основе которой лежитКонцепция устойчивого развития, которая позволила   придти к созданию взаимосвязанной системы знаний и умений. Эти  работы неоднократно обсуждались и положительно оценены на  международном уровне (Европейский круглыйстол “Cleaner Production” в Амстердаме, Рабочая встреча представителей 32стран, участвующих в научной программе НАТО,    в Будапеште и др.),

·        разработаннаяи реализованная  программа развитиятворческих способностей студентов в процессе изучения  специальных курсов втехническом вузе, в основе которой  лежитсистемный анализ и Концепция устойчивого развития, как его венец,  и новые инженерные методы оптимизации  сложных химико-технологических систем,

·  методика бизнес – технологического  инженерного образования  для подготовки специалистов в областитехнологического бизнеса, способных решить задачи  технологического преобразования экономикиУкраины,

·        формула основной стратегической задачи  Украины -реализация концепции устойчивого развития страны и технологическоепреобразование ее экономики путем комплексного решения экологических,экономических и социальных проблем  засчет ориентации  на развитие  среднего и малого бизнеса, использования  высокого инновационного потенциала  и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа, проектного менеджмента и современныхинформационных технологий.

Возможно, какой-то след от всего сотворенногоостанется  (есть описания патентов,статьи, книги,  размещенные в Интернетедиски  абсолютно по всем прочитаннымкурсам, методики креативного инженерного и бизнес – образования на сайтах, ит.д.), однако,  будем откровенными – этобудет  уже мертвая информация, которуювряд ли используют в дальнейшем.  Этокасается не только меня, но  и другихученых – пенсионеров, которых сегодня достаточно активно ” выжимают   из высшей школы.  А , ведь,  две  синергично взаимосвязанные задачи  технологического преобразованияэкономики  страны и   реформирования высшей школы требуют своегорешения уже сегодня.  Решать их ужесейчас просто некому.  Вот почему, пустьи без особой надежды на успех,  перехожук  конструктивной части – рекомендациям  по решению исконно славянского вопроса: “чтоделать?”

Если бы я был Д.Табачником

Я уже как-то вспоминал, что когда-то всовковые времена в “Литературке” была великолепная рубрика “Если бы директоромбыл я”. С нее, чаще всего, мы тогда начинали чтение этой газеты.  Времена теперь другие, поэтому этой рубрикой я не начинаю, а заканчиваю этугрустную статью.  Не буду я уже Табачником,да и  не стремился  никогда во власть. За полвека  в трудовой книжке – всего три места работы (разве что должности разные). Но позволюсебе  в своем “преднараямовском”состоянии  все же дать коллегенесколько  советов. Авось, не осудит впрямом и переносном смысле. Более подробно все эти рекомендации изложены вомногих моих статьях в этом блоге.

Останні записи