Размышления о шагреневой коже и качестве жизни
Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Желай — и желания твои будут исполнены.При каждом желании я буду убывать, как твои дни...
Оноре де Бальзак. “Шагреневая кожа”
Решив, что пора пробудить от летней спячки моих постоянных оппонентов – гавкеров, пишу эту статью на тему, которая может заинтересовать не только их, но и многих других думающих читателей.
На одной из последних перед экзаменационной сессией лекции спросил у студентов, кто из них читал философское произведение О.Бальзака ”Шагреневая кожа”. В ответ – недоуменные взгляды – совсем, мол, очумел, профессор… Спросил, что ребята читают вообще. Что прочли последнее? Несколько студентов назвали что-то из детских воспоминаний… Большинство промолчало. А один сказал, что жизнь коротка, надо спешить жить, читать подлинники долго, достаточно телеверсий или Интернетовского краткого содержания (даже ”Войны и мира”). К этому, мол, приучила их средняя школа и… жизнь.
Ну, что ж, сообщаю для тех, кто жить спешит, адрескраткого содержания романа О.Бальзака, (читается 10 – 15 мин) и, на всякий случай, адресполной версии, которую можно бесплатно скачать из Интернета и прочитать за 6 – 7 часов.
И все же, дабы поговорить о проблемах качества жизни, вынужден совсем кратко уложить в пару абзацев и привести содержание основной сюжетной линии романа, вдохновившего меня на эту публикацию. Мне не с кем теперь посоветоваться, стоит ли вообще писать на эту тему – вчера ушел от нас мой последний друг, с которым я иногда советовался по моим журналистским опытам. Пусть эта статья останется в память о нем.
Итак, в лавку древностей вошёл молодой человек по имени Валантен. Его разум поглотила единственная мысль — покончить жизнь самоубийством. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах. Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне <…> Желай — и желания твои будут исполнены <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...». Валантен заключил договор со стариком, вся жизнь которого состояла в том, чтобы сберегать нерастраченные в страстях силы. Он случайно встретил своих друзей, которые, считая его человеком выдающимся, предложили работу в газете, в целях создания оппозиции. Друзья повели Валантена на званый обед к основателю газеты в дом богатейшего банкира. Куртизанки, которые там присутствовали, утверждали, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет. Валантен рассказал о причинах своих душевных мук и страданий (крупный проигрыш в карты, нищета…). Он достаёт из кармана кусок шагреневой кожи и изъявляет желание стать обладателем двухсот тысяч ежегодного дохода. Наутро нотариус сообщает публике, что Валантен стал полноправным наследником. Новоиспечённый богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего». И, все же, иногда желания появлялись у него и всегда осуществлялись, что приводило к немедленному уменьшению размера шагреневого лоскута. Даже любовь к Полине вновь уменьшила шагрень, и в порыве гнева Валантен выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил он, измученный, и зажил душа в душу с Полиной. В один февральский день садовник принёс маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов». Отныне Валантен решил искать средства спасения, обратившись к учёным, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Сначала он за помощью обратился к «жрецу зоологии», который не смог ему ничем помочь, затем к профессору механики, попытка которого остановить сужение шагрени путём воздействия на неё гидравлического пресса тоже не увенчалась успехом. По коже били кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений, бросили ее в каменноугольную топку, но даже из неё шагрень вынули совершенно невредимую. Химик сломал бритву, пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно. Бедняга уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи приписали пиявок, диету и перемену климата. Месяц спустя он отправился на воды. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Валантен убил своего противника, и кожа вновь сузилась. Выпив порцию снотворного, он погрузился в сон. Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи, ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься. Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что, если убьёт себя, он будет жив. Валантен же, видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер… Вот такие страсти описаны…
Вернемся к смыслу эпиграфа - обладая всем, что пожелаешь, с каждым исполненным желанием ты уменьшаешь отведенный тебе лимит шагреневой кожи, а значит и срок жизни своей. Грустно, но факт… В последние годы все чаще в качестве мерила исполнимости желаний используют термин ”качество жизни”. Анализируя роман, можно тогда прийти к выводу об обратной пропорциональности площади шагреневой кожи и качества личной жизни человека или иначе – к выводу о противоречивости качества и количества жизни. Хочешь дольше жить, поумерь свои требования к качеству жизни. Мол, за все нужно платить…
Попробуем разобраться, как понимается сегодня термин «качество жизни”. В Википедиичитаем, что качество жизни — “понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.”. И еще: ”качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений”. По-моему емко написано.
Одно из наиболее обстоятельных исследований качества жизни населения различных городов провела Консалтинговая компания Mercer (Mercer Human Resource Consulting), которая опубликовала свое исследование “Рейтинг городов по качеству жизни с 2007 года”. Исследование компании Mercer было проведено в 221 городе мира. Рейтинг составлен на основе различных критериев, в числе которых политическая и социальная обстановка, экономическая ситуация, уровень медицинского обслуживания и образования, доступность продуктов питания и других товаров, климат. При составлении Рейтинга городов по качеству жизни учитывались 39 (!) различных критериев, среди которых устойчивость социально-экономической обстановки, уровень преступности, степень террористической угрозы, личная безопасность, политическая стабильность, качество медицинской помощи и качество образования, климатические условия, угроза природных катаклизм. Традиционные лидеры рейтинга - европейские города. Самым качественным для жизни городом признана Вена, а самым некачественным - Багдад. В топ-10 самых удобных для жизни городов вошли 8 европейских городов - Вена (Австрия), Цюрих (Швейцария), Мюнхен (Германия), Дюссельдорф (Германия), Франкфурт (Германия), Женева (Швейцария), Копенгаген (Дания) и Берн (Швейцария).
ООН такжепредставила доклад «Состояние городов мира 2012/2013», в котором, в частности, имеется рейтинг самых стремительно исчезающих и самых быстроразвивающихся городов. Мегаполисы они оценивали по пяти факторам: экономической продуктивности, качеству жизни, состоянию инфраструктуры и окружающей среды, а также социальной справедливости. Правда, не смог найти никаких сведений о “весе”, весомости факторов, т.е. значимости их влияния на суммарный интегрирующий показатель. В списке оказались пять украинских городов: Одесса, Харьков, Запорожье, Донецк и Днепропетровск. Наиболее печальным для меня оказалось то, что возглавил рейтинг самых стремительно исчезающих городов мира по данным ООН мой родной Днепропетровск. Исследователи считают, что через 13 лет Днепропетровск потеряет почти 17% населения, а вместе с этим и статус миллионника.
Конечно, как-то захотелось увязать эту информации с предвыборными обещаниями правящей партии о предстоящем уже сегодня ”покращенні” нашей жизни. К сожалению, и здесь наблюдается какое-то противоречие. За годы независимости Украины валовой национальный доход на душу населения уменьшился примерно на 22%, а ожидаемая продолжительность жизни - на один год. В общем рейтинге ИЧР Украина заняла 78 место из 187, поравнявшись с Македонией. Об этом свидетельствуют данные Программы развития ООН, обнародованные 15 марта в Докладе о человеческом развитии 2013, сообщает ZN.ua. Значение индекса человеческого развития Украины, по данным Программы, с 1990 по 2012 год выросло на 4% - с 0,714 до 0,740. Этот показатель попадает в высокую категорию человеческого развития, однако он ниже среднего по странам Европы и Центральной Азии (0,771). При этом, валовой национальный доход на душу населения за годы независимости Украины уменьшился примерно на 22 процента (сейчас составляет 6428 в долларах по паритетам покупательной способности национальных валют).
Индекс человеческого развития был введен в первом Докладе о человеческом развитии, вышедшем в 1990 году, в качестве сводного измерителя, бросавшего вызов чисто экономическим оценкам прогресса стран. Индекс формируется из четырех показателей: продолжительности предстоящей жизни при рождении, валового национального дохода (ВНД) на душу населения, определяемого по паритетам покупательной способности (ПКС) национальных валют к доллару и двух образовательных - средней и ожидаемой продолжительности обучения.
Наиболее интересной мне показалась осторожно изложенная в Википедии мысль о том, что “переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё большим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми”. А еще и констатация того обстоятельства, что относительно качества жизни ”многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества”. В самом деле, разные слои общества совершенно по-разному относятся к этому понятию. Можно ли сравнить понимание этого самого качества у олигарха, выбирающего страны, побережья, этажность дворцов, которые он собирается себе сварганить, миллионера - нардепа, выбирающего гостиницы подороже на берегах моря потеплее в местах поэкзотичнее для отдыха, нищего ученого, замученного невостребованностью продуктов его умственной деятельности и тотальной нищетой, безнадежно безработного и бомжа, радующегося замене мусорных контейнеров на более удобные для обработки при поисках остатков пищи. С другой стороны, сам набор факторов, определяющих качество жизни, также не всегда учитывает социальные аспекты проблемы. В самом деле, задумывались ли вы, почему многие бывшие соотечественники, уехавшие на ПМЖ в процветающие страны, очень быстро там погибают. Эмигранты вымирают быстро - у них – все есть, их убивает безделье. Могу привести много конкретных примеров, показывающих, что это случалось, прежде всего, от невостребованности и от унизительного положения приживалов, которые приводят их к стрессовому состоянию.
Профессор – математик И.А. славянского происхождения был ”вывезен” женой на ПМЖ в Германию. Квартиру дали, социал тоже. Наслаждайся жизнью. Но, одно запретили – работать. Своих, мол, таких хватает. Приехал на несколько дней угнетенный, весь больной, умирающий от безделья, деморализованный человек. Порекомендовали ему заняться устройством в “загнивающих странах” наших аспирантов и магистров для продолжения учебы. Появилось живое дело, человек вернулся к жизни. Женщина Т.Ю., экономист, специалист по инвестированию проектов и проектному менеджменту также выехала на ПМЖ. Профессионал, с хорошей подготовкой, она не смогла найти там себе применение и очень скоро вернулась обратно на жалкую пенсию к некачественной нашей жизни, где вновь быстро адаптировалась. Если уж говорить об эмоциональных и социальных факторах качества жизни, то никогда не забуду и мои лучшие годы, проведенные тоже не в Украине, а в Казахстане – на целине, где несколько месяцев без выходных по 12-18 часов пришлось работать на току (это не самая легкая работа!), а позже в Темиртау несколько лет на пусковом заводе СК. Несмотря на нищету, морозы с ветром под 40, это были и не только для меня лучшими по качеству годами жизни. Можно поинтересоваться у еще живущих строителей Магнитки, Днепрогэса, БАМа какие годы жизни они назовут наиболее качественными. Уверен, это будут именно те годы, где моральные факторы оказались наиболее значимыми.
Наиболее сложной проблемой является оценка качества жизни наших ВИПов. К сожалению, зачастую общественность с ужасом наблюдает в их качественной жизни вызванную бескультурьем и предшествующей оглушительному богатству бедностью пресыщенность, неумеренное потребление всего и вся, граничащее с …. Ладно, не буду. В конце концов, правдами и неправдами они раздобыли необходимые для этого средства и могут позволить себе “с жиру беситься”. Но, ведь, деньги они, в конце концов, берут не ”тумбочке”, а из наших с вами карманов. Других источников просто нет. Зачем же повышать социальный накал в обществе и демонстрировать их “качественную жизнь” во всех СМИ. Слава богу, закончились сериалы, посвященные замечательной жизни олигархов, прославлению бизнесменов, воров и других ВИПов. Сериалы по искусственному оплодотворению тоже скоро иссякнут. Уже дети в эти игры играют. Может, пора показать нам сериалы о качестве жизни неВИПов – исчезнувших из перечня специальностей инженеров, учителей, ученых, предпринимателей СМБ, бомжей и т.д.
Может, это поможет власти понять, что реформы только тогда будут успешными, когда качество жизни будет от них улучшаться не только у тех, кто их инициирует и пробивает, а и у всего общества. А пока народ не случайно обозвал все попытки преобразований реформами по снижению качества жизни и никак не принял так навязываемые ”покращення”.
Ведь наши реформы чаще всего обеспечивают покращення только тем, кто их проводит. К примеру, реформа высшей школы, которая еще так и не принята, но уже проводится. Трудно понять и принять, к примеру, объединение в нашем городе финансового, таможенного и сельскохозяйственного вузов по схеме скрещивания лебедя, рака и щуки? Или санкционированное властью резкое увеличение количества студентов, приходящееся на одного преподавателя. Ведь, оба проекта приведут к ускорению вытеснения из вузов наиболее опытных преподавателей пенсионного возраста, которое и так идет достаточно успешно. Каное уж тут покращення жизни! И какие ошметки шагреневой кожи останутся у вытесненных из активной жизни интеллектуалов? Заметьте, я не имею в виду то небольшое количество преподавателей, которые в силу возрастных причин потеряли квалификацию. Но нельзя этот проект делать массовым наступлением на пока еще базовый контингент преподавателей высшей школы. Не следует забывать известную мудрость о том, что старые преподаватели сами с работы не уходят, их выносят ногами вперед, ибо мозги у них обычно не атрофируются до смерти ввиду активного постоянного употребления.
Качество жизни простого (неВИПовского) народа оченьярко описал недавно один знакомый ВИП в Facebook. До этого он много писал о своих многочисленных путешествиях (не совсем я понял, правда, откуда у него столько времени для этого, отпуск что ли после окончания каденции в Раде, или так и не нашел достойной работы), определяющей качество жизни прокуроров марке машины (по-моему,land rover), посредством специальных технологийпогружался в глубокую медитацию (“может удастся пообщаться с Буддой”) в долине в Низких Татрах прямо на термальных источниках, обещал рассказать простым смертным в результате ”о судьбах мира, о жизни после конца света, о богах и их отношениях к людям, о политических и экономических перспективах и многом другом”. Иными словами вел достойную высококачественную в ВИПовском понимании жизнь. И вот, когда недавно он ехал домой, то увидел из окна машины одну очень специфическую сцену. А дальше описание качества жизни простых людей глазами ВИПа. Даю прямое цитирование с некоторыми сокращениями. “Я уже в каком- то смысле привык к определенным образам человеческой патологии, буквально роятся персонажи из фильмов ужасов типа "восставшие из склепа". Они, словно зомби, бредут в направлении дверей магазина Дальше по курсу - торговцы могилами и венками, старательно выставляющие на дорогу свою разноцветную продукцию. Их вид навязчиво напоминает мне о том, что бизнес на смертях (на низком качестве жизни тоже – В.З.), видимо, остается у нас выгодным и прибыльным делом. Своеобразным символом эпохи назидательно торчит длинный и унылый забор центральной психбольницы. Картинами человеческой гнусности меня в этот момент удивить сложно. Женщина на вид еще довольно молодая, но уже изрядно уставшая, на ее голове одет платок- своеобразный символ женского рабства. Походка и движения ее просто кричат о постоянно подавляемой сексуальности и отсутствии гармонии в отношениях с мужчиной. Девочка прижалась к забору этой нелепой церкви, в ее глазах - ужас и безысходность, она просто не знает, куда ей деться от этой остервеневшей и проклинающей ее набожной матери. Кошмар безысходности (хорошее определение качества жизни народа – В.З.). Мне казалось, что нужно срочно остановиться, выбежать из машины и сказать этой набожной матери, чтобы она прекратила убивать душу своего ребенка, чтобы она немедленно остановила свое зло! Но вместо этого, я просто поехал дальше своей привычной дорогой, мимо прилавков с венками и гробами, мимо забора психбольницы и мимо дурацкого магазина АТБ, переполненного людьми, также, как и эта девочка лишенными еще в детстве любви и проклятых своими осатаневшими матерыми. Я понял, что мне некому кричать, некого останавливать - они все такие. Их большинство. Они ненавидят жизнь и себя. Любовь для них - это повод для насилия, их бог- это алиби для своего внутреннего зла, а издевательство над ребенком - всего лишь процесс воспитания. Я еще один раз увидел причину того положения вещей, которое мы переживаем, нажал на газ, чтобы побыстрее спрятаться за своим трехметровым забором от этих страшных людей” (конец цитаты).
Перечитал эту фразу и мне стало до слез жалко знакомого ВИПа, который вынужден жить среди своего страшного народа, от которого он даже за трехметровый забор может не успеть спрятаться. И чуть вообще не разрыдался, когда перечитал восторженные отзывы почитателей литературного таланта бывшего нардепа. И подумал: надо как-то защитить наших ВИПов от своего народа, дабы не смогли они никоим образом ухудшить качество их жизни.