Сегодня правоприменительная практика идет путемпрекращения договора банковского вклада вследствие смерти вкладчика. Начислениепроцентов на сумму вклада, соответственно, также прекращается. Наследник,приняв наследство, по истечении шестимесячного срока получает сумму вклада ипроценты на банковский вклад, начисленные до дня смерти вкладчика. Но еслидоговор банковского вклада был расторгнут в день смерти вкладчика, а банквернул его наследнику сумму вклада только по истечении шести месяцев с этойдаты, возникает вопрос: на каком правовом основании банк пользовался этимиденьгами? Такая правовая основа отсутствует.

В данный момент, банкисамостоятельно определяют, как им поступать в подобных случаях - от полногопрекращения выплаты процентов по такому вкладу, до перевода вклада в статус довостребования.

         Законопроектом №2567а "О внесенииизменений в статью 1061 Гражданского кодекса Украины (относительно начисленияпроцентов на банковский вклад после смерти вкладчика до дня, предшествующеговозврату вклада наследнику)" законодатель предлагает начислятьпроценты на банковский вклад до дня, предшествующего его возврату наследникувкладчика, обосновывая это аргументами, представленными выше. Основной цельюзаконопроекта №2567а является защита прав и интересов потребителей - физическихлиц в отношениях с банками при получении вклада наследником умершего вкладчика.

            Эксперты Украинской Финансовой Ассоциации считают, чтов обсуждаемой сейчас редакции законопроекта защищаются лишь интересы вкладчикаи его наследника, интересы же финансового учреждения частично игнорируются.

         Банк может начислять проценты на банковский вклад до дня, предшествующего еговозврату наследнику вкладчика по ставке указанной в договоре банковскоговклада, только если дата окончания договора соответствует дате возврата средствнаследнику вкладчика. В случае, если такие даты разные, для банка это означаетне что иное, как изменение срока действия договора вклада. Причем, если датавозврата наследнику вкладчика наступает ранее даты окончания договора вклада,то это стоит рассматривать как досрочное расторжение договора вклада, а еслипозже – то как «пролонгацию» срока действия договора.

    Считаем, чтопри изменении срока действия договора банковского вклада, при начислениипроцентов по нему, должна использоваться адекватная процентная ставка. Так вслучае расторжения договора по причине смерти вкладчика и досрочногоистребования средств наследником, адекватной процентной ставкой должна являетсялибо нулевая ставка, либо ставка, указанная в пункте договора для случаевдосрочного расторжения. Потому что банк, как минимум, не сможет воспользоватьсясредствами на условиях и в сроки, оговоренных в договоре банковского вклада, акак максимум вынужден будет искать замену досрочно истребованным средствам,т.е. нести дополнительные расходы по привлечению за счет других, не всегдааналогичных по «цене», источников.

  В случае «пролонгации»срока действия договора, по причине несвоевременного истребования егонаследником вкладчика, для начисления процентов за период действия договорадолжна использоваться ставка, указанная в договоре. А за период со дняокончания срока действия такого договора до дня, предшествующего возвратусредств наследнику вкладчика, – ставка «до востребования», так как срок «пролонгации»такого договора не может быть точно определен, как и дата истребования средств,наследником вкладчика.

   В остальноминициатива депутата вполне приемлема и возражений не вызывает: банк долженначислять проценты за пользования средствами вкладчика. Но ставка, которуюбанки должны будут платить за эти ресурсы, должна быть адекватной срокуразмещения этих денег.