О новых формах гражданского протеста
Действия власти поискоренению остатков среднего класса, разрушению системы социальногообеспечения и последовательным наступлением на права и свободы граждан, на фонеснижающегося уровня жизни, резко повышают вероятность социального взрыва.Эксперты спорят о том, когда страну накроет волна массовых акций протеста, ното, что она неизбежна, показывают практически все соц. опросы.
В связи с этим некоторыепитают несбыточные надежды о быстрой демократизации после очередной революции.Другие уже нервно потирают руки в предвкушении использования взрыва народного гневакак своего трамплина во власть.
Не питая иллюзий относительноускоренной демократизации и не стремясь во власть, хотелось бы акцентироватьвнимание на угрозах социального взрыва для гражданского общества и реальной, ане дутой демократизации.
Дело в том, что реальных длявласть предержащих, т.е. для формирующейся аристократии, а не для тех говорящихголов, которые формально считаются первыми лицами, грядущая волна народногогнева может стать удобным поводом формализовать свой статус. Как высшегосословия и одновременно статус бывших граждан, как низшего сословия - нищего ибесправного. Бросить, наконец, играть в демократию с евроинтеграцией,ликвидировать любую неопределённость избирательных кампаний и сократить затратына раскрутку карманных политиков - тех самых говорящих голов.
Сделать это достаточно просто–всего-то во время волны гражданского протеста спровоцировать волну спонтанногонасилия, решительно подавить бунтовщиков, а заодно и всех остальных оппонентоврежима. После этого под риторику о сохранении безопасности государства и борьбыс экстремистами можно отменять выборы, вводить пожизненную депутатскую неприкосновенность,закручивать гайки интернету и вообще вить верёвки из страны. А если это совпадёт со следующим экономическимобвалом и выходом западного кризиса за преимущественно экономические рамки и объективной необходимостью в быстрых ижестких действиях, то откат естественного и объективного, но очень медленногопроцесса демократизации Украины может занять десятилетии. И будет онсущественно большим, чем в 2010 году.
При этом совершеннонеобязательно сразу сталкивать протестующих, например, с внутренними войсками.Проще на них сначала напустить штурмовые отряды, которые существуют при каждой приличнойфинансово-промышленной группе (олигархической семье) или предварительновыращенные радикальные группировки. Если это вдруг не получится, то можностравить между собой протестующих из разных регионов, говорящих на разных языкахи имеющих разные исторические традиции. А после того, как посыплется стекловитрин, запылают автомобили, и прольётся первая кровь, внутренние войска будут уже неподавлять протест гражданского общества, а восстанавливать законность ипорядок, защищая страну от бесчинств экстремистов и разгула криминалитета.
Не знаю, какой конкретныйсценарий будет реализован. Однако, представляется, наивным предполагать чтоформирующаяся аристократия станет повторять свои ошибки времён Майдана 2004года. Более того, при таком поле возможностей грядущий социальный взрыв вполнеможет быть заранее, т.е. уже сейчас подготавливаться властью. Это не имеетотношения к теории заговора – просто люди, считающие себя основателями новых аристократических родов, имеют своиобщие интересы и согласовывают свои действия.
Противопоставить этому можнотолько самоорганизацию людей, не желающих становится низшим сословием т.е. быдлом.Самоорганизацию не на политическом, а не гражданском. Не вокруг какого-либополитика, а для защиты своих гражданских, социальных и если хотите, своихшкурных интересов.
Применительно к акцияммассового протеста эта самоорганизация должна обеспечить:
§ минимизацию угрозыперерастания мирных массовых акций гражданского протеста в кровавый бунт, нетолько бессмысленный и беспощадный, но также инспирируемый действиями профессиональных провокаторов и современных Гапонов
§ разработку икоординацию проведения новых форматов акций гражданского протеста
Но зачем нужны новые форматы,если есть Майдан? Тем более, что Майдан предпринимателей показал давнопрогнозируемую эволюцию в направлении меньшего национализма, меньшейполитизации и большей социальной направленности. Кроме того, предприниматели доказали,что Майдан это не уникальное событие, не революция, а начало формированиятрадиции прямой демократии.
Но Майданы это артиллериябольшой мощности в главном долгосрочном политическом конфликте Украины - процессепротивостояния формирования современного сословного общества с одной стороны идемократического общества с другой. У формирующейся аристократии есть своиговорящие головы на высших постах государства, есть аппарат насилия, формальнопринадлежащий государству, а фактически первой сотне самых богатых семействстраны, есть контроль над СМИ и прикормленной частью остатков интеллигенции.
В ответ на это у народа естьМайдан. Майдан, который делает граждан страны разного этническогопроисхождения, говорящих на разных языках, имеющих разные культурные,религиозные и исторические традиции одной политической нацией, одним народом. НоМайданы не могут быть частыми. Они предъявляют слишком жесткие требования для потенциальныхучастников. Мало кто может оставить свои семьи и работы и на многие недели засвои средства приехать в Киев, чтобы спать неделями в палатках на морозе.Очевидно, что уже сформировалась потребность в более лёгкой форме массовогогражданского протеста. Поэтому хочу предложить всем демократическинастроенным гражданам новую форму массового гражданского протеста.
В России регулярно проходятмарши несогласных. В качестве альтернативы возникла идея проведения акциипротеста в обратной форме – марш согласных! Это мирная неполитическая акциягражданского протеста в форме шествия (пикета) благодарных избирателей. Онапроводится не политиками и не для политиков. Митинга не будет вообще, партийнойсимволики и мегафонов тоже. Ежели у кого они появятся, то это будет означать что, этот человек есть провокатор,никакого отношения к участникам акции не имеющий.
Главным действующим лицомакции будет каждый её участник.
Главная цель акции – напрямуюи через СМИ донести до власти, что о ней думает избиратель. В мирной форме ихбезмерной благодарности за чуткое руководство на всех уровнях.
Но чтобы позиция каждого былауслышана мало просто прийти. Желательносамому сделать транспарант, где написать, за что именно вы благодаритевласть.
Возможные темы плакатов итранспарантов:
- Спасибо за улучшениежизни уже сегодня
- Спасибо за налоговыеканикулы для малого бизнеса
- Благодарю за развитиедемократии и свободы слова в Украине
Выражать благодарность можнокак нынешней, так и прошлой власти. Например:
- Спасибо за выполнениеобещаний данных Майдану
- Спасибо за украинскийпрорыв
- Спасибо за то, чтовсенародные референдумы стали обыденным делом
Каждый участник акции сам решает,за что конкретно он благодарит власть на своем транспаранте.
В тоже время транспаранты безблагодарности в адрес любимой власти, атакже оскорбляющие и разжигающие не допускаются.
Транспаранты с указаниемконкретных фамилий и должностей также не допускаются, иначе есть опасение, чтоюристы слуг народа в украинских независимых судах смогут доказатьоскорбительный характер практически любой фразы.
Это не PRакцияполитической силы и бесплатного сыра не будет. Это значит, что транспарантыпридется делать самим и подвоза участников автобусами не будет. Те, кто несможет сделать транспаранты, приходите без них и поддержите других.
Для участия в таких акцияхспециально не приглашаются:
- политики
- партийные активисты
- сторонники любой националистическойидеологии
- слуги народа из органоввласти и местного самоуправления
Поскольку граждане живут,прежде всего, в своём населённом пункте, а уже потом в регионе и стране вцелом, то представляется, что подобные гражданские акции должны на местах – вобластных центрах и районных центрах. Это позволит сделать акценты на местныхпроблемах, как более важных для людей и сделает доступным участие в ней длябольшинства граждан. Не националистический, а гражданский характер акции неоттолкнёт от участия в ней граждан разного этнического происхождения, говорящихна разных языках, разных религиозных культурных и исторических традиций. Вообщена наш взгляд, любой национализм в многонациональной, многоязычной, иполикультурной стране с разными историческими традициями не объединяет, а разъединяетлюдей. Объединить может толькогражданское общество в процессе отстаивания конкретных прав граждан. Здесь ненужно изобретать велосипед. Если мы соглашаемся с базовыми принципами Руссо иВольтера о том, что все граждане равны в своих правах, а государство естьпродукт общественного договора граждан, созданный для реализации их прав, тобаза для объединения находится сама собой. Если же мы признаём приоритет правэтноса над правами гражданина, то нужно признать, что такой подход противоречитбазовым принципам демократии и не может объединить граждан другого этническогопроисхождения, говорящем на другом языке с другими, культурными и религиознымитрадициями. Когда то Жванецкий, какяркий пример несовместимых понятий придумал образ еврея - оленевода. Точнотакже как не бывает евреев оленеводов, точно также не бывает национальныхдемократов. Либо человек националист, либо демократ, потому, что этопротивоположные понятия. Либо он признаёт приоритет прав этноса, пусть дажетитульного, над правами человека, либо он признаёт приоритет прав человека, гражданина.Поэтому на акцию гражданского протеста специально не приглашаются радикальные националисты.
Мы надеемся, что подчеркнутомирный и не политический характер акций гражданского протеста да ещё проводимыхв форме марша благодарных избирателей позволит принимать в них участиегосударственным служащим, преподавателям, врачам и другим кто не может себепозволить формы радикальной оппозиции.
Конечно, есть вероятность чтоирония и сарказм шествия благодарных избирателей не сразу будут всеми поняты,т.к. благодарить власть, причем что нынешнюю, что предыдущую не за что. Не всесразу поймут, что это именно акция протеста, а не, например, акция работниковкоммунальных предприятий, которых в приказном порядке собрали для демонстрациимассовой поддержки действий власти. Но может это и неплохо, т.к. участникамипервых акций станет преимущественно интеллигенция, студенты и предприниматели.Т.е. именно те, кто преимущественно пришёл на Майдан вечером 22 ноября 2004года, и кто фактически создал формат Майдана. Так и в данном случае – авторидеи лишь предлагают своё видение, а создавать конкретный формат проведениябудет наиболее граждански активная часть народа.