Прогноз на основе Модели развития технологической цивилизации

Опубликован в еженедельнике «Киевский телеграф»

10 сентября 2010 года

Сто лет назад, как и сегодня, жизнь бурлила и события были не менее интересные, чем сейчас. Но спустя всего лишь век в памяти потомков большинство событий спрессовались в одну общую характеристику – накануне Первой Мировой войны. Примерно также, через какую то сотню лет главной характеристикой нашего времени будет  - накануне…

Сейчас уверенно говорить, что временное улучшение достигло своего пика, и в дальнейшем реальное улучшение будет заменяться очередными пузырями. Причем чем дальше, тем доля пузырей будет больше, а доля реального, не дутого развития меньше. Речь идёт не только о пузырях в финансовой сфере, надувающимся благодаря раскрутке финансового сценария экономического аспекта кризиса. В научной, технологической, геополитической и других сферах пузырей не меньше, но их пока меньше замечают.

При этом нужно понимать, что наблюдаемая инфляционная фаза является последней, поскольку имеет существенно большую амплитуду, чем это было в в 2005 - первой половине 2008 года.   Это вызвано как реакцией на предыдущую разрушительную фазу сжатия, так и невозможностью заполнения пузырей реальным содержимым. Поэтому, действие следующей фазы массового лопания пузырей и сжатия  превысит пределы прочности экономической, социальной, геополитической, военной структур западного и развивающегося мира. Т.е. когда надуваемые сейчас пузыри лопнут, кризис выйдет из преимущественно экономической сферы. Последующая фаза дефляции никуда не денется, но уже не только и не столько она уже будет определять логику развития дальней событий.

Известно, что многих процессов есть экономическая составляющая, например у извержения вулкана. Но было бы не верно, считать извержение, экономическим процессом, и изучать преимущественно с экономической точки зрения. Примерно также и с кризисом – после выхода за экономические рамки его логику развития будут определять не только и не столько экономическая составляющая.

Долгосрочное видение событий я уже описывал год назад как Смутное время или Вторую Тридцатилетнюю войну. Хочу акцентировать внимание, что это объективный цивилизациионный процесс, а не следствие, чьих либо персональных ошибок или заговоров. Происходящие процессы цивилизационного масштаба можно изучать и прогнозировать как погоду – на той же методологической базе. В этом плане периодически проходящие острые и долговременные кризисы не являются прелюдией апокалипсиса, а наоборот говорят о гораздо более высоком, чем принято считать уровне устойчивости технологической цивилизации. А традиционный западный стереотип об ускорении времени и научно-технологического развития, наоборот, является составной частью апокалипсического сценария.

Когда же надуваемые сейчас пузыри лопнут и кризис выйдет за преимущественно экономические рамки? Очевидно, что в ближайшие 2-3 года. Кстати, ряд предсказаний и прогнозов о 2012 годе имеет вполне научную интерпретацию. Это тема отдельной статьи, но сейчас я не рекомендовал бы пренебрежительно относиться ко всем из них, даже есть выход кризиса за преимущественно экономические рамки кризиса, произойдёт чуть раньше или немного позже 2012 года. Для определения точной даты обвала в принципе невозможно держать руку на пульсе событий отслеживая динамику накачки пузырей. Это всё равно, что определить с распада какого конкретного атома начнётся цепная реакция. Ведь заранее не известна ни отраслевая, ни географическая локализация события, которое послужит поводом к лопанию пузырей. Конечно, можно сказать, что по мере снижения устойчивости системы, по мере приближения надуваемых пузырей к пределу их прочности, масштаб события, которое будет поводом к их лопанию, будет постепенно  уменьшаться. В результате может наблюдаться огромный эффект домино, когда незначительный повод станет причиной каскада событий планетарного масштаба. Однако, если сам повод будет значительным, например, если произойдёт событие, которое по масштабу и уровню резонанса сравниться с терактами 2001 года, то обвал может произойти хоть завтра. Поэтому я не советовал бы играть на росте пузырей, рассчитывая во время накануне обвала вывести активы из опасной зоны.

Учитывая вероятность обвала в любой день невозможно делать прогноз на четкий временной период. Поскольку он всё равно обвал случится неожиданно, то целелесобразно заранее изменить хронологию планов и прогнозов. Планировать деятельность на личностном, корпоративном и государственных уровнях не только на квартал или год вперёд, но и на периоды до и после выхода кризиса за преимущественно экономические рамки до и после начала Смутного времени. Ничего принципиально нового в этом нет – простая последовательность прогнозных сценариев с плавающей точкой  перехода от одного к другому. Такой подход позволит заранее подготовится к глобальным сдвигам и не списывать потом всё на форс-мажор.  

Какие основные процессы будут происходить до начала обвала?

§  Раздувание пузырей будет сопровождаться мощнейшей PR компанией направленной на их поддержку

§  Следует ожидать запуска всех доступных механизмов экспорта кризисов, причем как явные до начала обвала, так и те, что станут очевидными после, как например, в отношении Украины

§  Существенно большая часть пузырей, в сравнение с предыдущей фазой инфляции будет надута в нефинансовым путём. Примером такого пузыря в научно-технологической сфере является иллюзия возможности выхода из кризиса западного автомобилестроения за счет массового перехода на выпуск электромобилей в ближайшие 5 лет

§  Происходит не только инфляция в экономике, но и размывание традиционных стереотипов в идеологической, социальной, геополитической и других сферах. В т.ч. стереотипов, формировавшихся веками

§  Ряд стран, корпораций и крупных инвесторов будут иметь возможность или не участвовать в инфляционной накачке. Констатируемое ещё в 2008 году завершение глобализации и раскрутка на всех уровнях обратного ей процесса регионализации будет набирать обороты

§  До дня обвала не стоит ожидать кардинальных научно-технологических прорывов. Наполнить, как существовавшие ранее, так и надуваемые сейчас пузыри реальным содержимым за счет резкого увеличения темпов научно-технологического развития не получится.

В краткосрочном плане  наиболее интересен вопрос, где будет спровоцирован следующий экспортированный кризис и каким он будет. Влияние предыдущего кризиса, связанного со скоординированным обвалом евро с последовавшим за ним «разграблением Европы» подходит к концу. Попытка запустить следующий экспортный кризис будет предпринята в ближайшие месяцы. Причем совершенно необязательно, что он снова будет в финансовой сфере.

Владимир Стус