О неизбежности дефолта Украины
Три года регулярно поднимаю тему крайне невыгодного соглашения о реструктуризации, заключенного министром финансов Натальей Яресько и ратифицированного Радой в 2016 году. Дефолт Украины прогнозирую, наверное, уже лет пять. Прогнозирую, что это произойдёт после выхода мирового кризиса за преимущественно экономические рамки и если удастся не объявлять дефолт первой-второй страной, то неизбежный дефолт Украины пойдёт ей на пользу. Власть повторяла как мантру о том, что дефолта Украины не будет и все дружно делали вид, что верили. Пока очередная власть в очередной раз не стала минулой и злочинной. И не грянули досрочные выборы в Раду.
Тему «вдруг» заметила куча экономических и не только экономических экспертов. Как будто какой-то политтехнолог нажал кнопку и включил кучу ботов. Одни справедливо указывают на явную сдачу Порошенко национальных интересов Украины, другие защищают его как могут. Теперь понимаете почему я крайне скептически отношусь с экспертной среде в Украине. Абсолютное большинство местных экспертов являются агентами влияния. Либо местных олигархов, разного уровня, либо западных или восточных грантодателей. Это настолько очевидно, что многие даже не скрывают. Один известный аналитик как-то предложил мне лайкнуть fb страницу политика, на которого он работает. В украинской экспертной среде, пиарить того, кого консультируешь это норма! Результатом этого является условный экспертный рефлекс на команду – «фас!» Но дальше темника с аргументами мало кто смотрит. Ведь команды, то не было.
И поэтому мало кто допускает вероятность дефолта, хотя сейчас она вероятнее, чем когда-либо. В последние полгода в Украину зашли деньги не резидентов. Зашли чуть-чуть, по мировым меркам и зашли массово по меркам украинским. Это спекулятивные горячие деньги. Они зашли за огромными процентными ставками, которые Украина платит по своим суверенным облигациям. А тут ещё Украина максимально упростила ним доступ на международных рыночных площадках. Но спекулятивные горячие деньги могут быстро не только прийти, но ещё быстрее уйти. Посмотрите на аналогичные примеры Аргентины, Турции Грузии. Время между относительным финансовым благополучием и гранью дефолта составляет пару недель. А в условиях уже начавшегося выхода мирового кризиса за преимущественно экономические рамки, эта грань будет преодолевать удивительно легко и часто.