Коррупция, по определению, не является публичной. Нокак только её уровень превышает определенное пороговое значение, уровенькоррупции может наблюдать и приближенно оценить каждый. При этом оценивается некоррумпированность того или иного чиновника, а всей вертикали управления,включая первых лиц государства. Это похоже на измерение радиоактивности.Определить распад одного конкретного атома практически невозможно, т.к. егоневозможно будет выделить из флуктуаций естественного радиоактивного фона. Ноопределить уровень радиоактивности вещества, в котором радиоактивных атомовочень много, можно достаточно просто. Понятно, что в данном случае, коррупцияоценивается не с юридической точки зрения, а измеряется уровень массовойкоррупции с гражданской, управленческой, и экономической. Скажу сразу, чтоуниверсальных индикаторов массовой коррупции не существует. Зато существующие локальныеиндикаторы являются доступными для приближенной оценки любым гражданином.Например, первые лица могут постоянно говорить о собственной честности инеустанной борьбе с коррупцией. Индикатор коррупции позволяет приближеннооценить насколько новая власть на всех уровнях более или менее коррумпирована,чем предыдущая.

Первыйиндикатор самый простой – вспомните как часто водительмаршрутного такси, после оплаты проезда Вам давал билет. Если не часто, тофактически целая отрасль городского хозяйства находится в тени. Это известновсем контролирующим органам и всей вертикали власти. Если они молча наблюдаютгодами, а не быстро и решительно пресекают, значит, каждый чиновник даннойвертикали власти лично участвует в данной коррупционной схеме. Можно, конечно,предположить, что они не замечают безбилетной перевозки пассажиров. Но каковавероятность, что тысячи людей не замечают очевидные вещи, отслеживание которыхвходит в их прямые  обязанности? С однойстороны руководители местных органов власти очень любят жаловаться на слишкомскромные местные бюджеты, которые не позволяют развивать инфраструктуру ипроводить социальную политику. С другой стороны они десятилетиями предпочитаютне замечать того, что целые отрасли городских хозяйств находятся в тени. Еслиэто не признак массовой, тотальной коррупции, то что же?

Второйиндикатор массовой коррупции можно наблюдать возле оживлённыхостановок общественного транспорта ближе к окончанию рабочего дня. Обратитевнимание, как часто в этих местах Вы видите женщин пенсионного возраста,которые с рук продают сигареты без акцизных марок?  Обычно, в таких местах одни и те же женщиныгодами торгуют контрабандными сигаретами. Это не бизнес отдельных нарушителей,а видимая часть хорошо налаженной цепочки перемещения через границу, доставкиво внутренние районы Украины и сбыта контрабандных сигарет. Пресечь еёсравнительно просто, поскольку точки продажи находятся в известных местах. Ночиновники всех уровней упорно её не замечают.

Чтобы наблюдать и приближенно оценить третий индикатор массовой коррупции,нужно проехать летом на автомобиле или автобусе по любым дорогам лесостепной истепной зоны и  Украины, просто посмотретьвокруг. Как известно подсолнечник сильно истощает почву. По нормам севооборотаего можно снова сеять на том же месте только спустя 5-6 лет. Т.е. доля полейзанятых этой сельскохозяйственной культурой не должна превышать 20 – максимум25%. Любое превышение не утаишь. Поля огромные их не спрячешь. Посевыподсолнечника видно даже из космоса через интернет. Если все руководящие и контролирующиечиновники на местах не замечают значительного и ежегодного превышения долипосевов подсолнечника, то это служит индикатором уровня массовой коррупции всейвертикали власти в сельских районах.

Для наблюдения последнего четвёртого индикатора коррупции нужно посетить любой рынок во времянерестового запрета на рыбную ловлю. Промысловый лов речной рыбы в это времязапрещён. Отличить речную рыбу, от выращенной в прудах, можно и по видовомусоставу и по её размеру. Да и не спускают ставки в нерестовый период. Т.е. всятоварная речная свежая рыба, реализуемая на рынках, в период нерестовогозапрета, является браконьерской. В этом легко убедиться, посмотрев, что еёгодами продают одни и те же реализаторы, а не рыболовы-любители, поймавшие этурыбу любительской снастью в пределах населённых пунктов, т.е. легальнымобразом. Если власть в течение многих лет этого не замечает, то это такжеявляется индикатором массовой коррупции всей вертикали власти.

Предложенные индикаторы массовой коррупции применимыи для органов местного самоуправления и для центральной власти, и длячиновников, что назначаются, и тех, что избираются. И для тех, кто руководит,тех, кто контролирует. И для председателя сельсовета и участкового милиционераи для президента Украины. Поэтому хочу обратиться к каждому гражданину –оценивайтеработу власти не по программам и обещаниям борьбы с коррупцией, а по конкретныминдикаторам доступным для наблюдения и понимания любому слесарю или доярке. Этоне требует больших усилий и доступно каждому.

Также хотел бы обратиться к многочисленнымобщественным организациям по борьбе с коррупцией. Нет смысла бороться скоррупцией с помощью агитационных билбордов, пресс-конференций и телеэфиров, лучшенаправьте свои усилия на отслеживание и обнародование результатов поприведённым  выше индикаторам коррупции иразработку новых доступных индикаторов массовой коррупции всей вертикали властив Украине.

 

Владимир Стус