Согласно Модели развития технологической цивилизации в любом историческом промежутке времени всё многообразие стран, находящихся примерно на одинаковом технологическом уровне можно свести к трём типам.

Тип первый – универсальное государство, в терминологии Тойнби или империя. Это такое государство, которое существовало в том же виде, если бы вокруг не было бы других государств. Это государство, выполняющее все функции, самодостаточное государство, полноценный геополитический субъект. При этом универсальные государства не обязательно должны быть большие. Например, европейские национальные государства формировались как универсальные государства. Универсальные государства составляют большинство по количеству. В них проживает абсолютное большинство жителей. Поэтому, не только в массовом сознании, но и в общественных науках универсальные государства являются эталоном для сравнения. Эталоном иллюзорным и не отражающим реальной цивилизационной картины. Качества, присущие империям объявляются правильными, теми к которым все должны стремиться. Перечислю некоторые из них, не претендуя на полноту:

  • Наличие национальной идеологии, национальной мечты государственного исторического мифа, которые поддерживаются национальными школами исторических наук, наличие мифа о собственной богоизбранности или, по меньшей мере, о моральном и духовном превосходстве.
  • Представлением о том, что государство строится, а не формируется, управляется сверху, а не развивается снизу. О том, что у государства есть иные, зачастую более высокие цели, чем банальная реализация прав граждан и повышение уровня их благосостояния.
  • Определённая сакральность власти, даже при самых светских формах её организации. Универсальное государство - это всегда нечто большее, чем просто совокупность его жителей. Оно позиционирует себя как венец творения, как священная держава, царство божье на земле в первом его приближении
  • Наличием своего собственного информационного пространства
  • Стремлением расширять свою территорию, распространять культуру, господствующую религию или идеологию. Универсальное государство это полноценный геополитический субъект

Все эти признаки характерны как для небольших универсальных государств, так и для огромных колониальных или континентальных империй. В то же время наличие самодостаточного рынка или своей внутренней системы разделения труда не является обязательным признаком универсального государства.

Второй тип - удалённое государство

Это государство находится слишком далеко от ближайших империй, чтобы быть завоеванным или мирно присоединённым и, в дальнейшем, эффективно управляемым из метрополии. В то же время удалённые государства недостаточно велики по количеству населения, для того, чтобы иметь какие-либо перспективы стать империями. Однако на своей территории они выполняют функцию универсальных государств, поскольку больше этого делать просто некому. Отдалённые государства играют по правилам империй. Мало кто из жителей империй вообще там был. Для них отдалённые государства это экзотика, а не альтернатива. Конкуренция невозможна - поэтому больших проблем во взаимоотношениях империй и отдалённых государств, обычно не возникает. Стереотип отдалённого государства, формируемый империями это тропический атолл – государство «Чунга-чанга», где всё по-другому, но только потому, что слишком далеко. 

Третий тип – специализированное государство

Это государство, которое находится между геополитическими центрами и имеет высокий уровень специализации в региональном или мировом масштабе. Более очевидна специализация в производственной или финансовой сфере, но если посмотреть детальнее, то можно увидеть как принципиальные различия, так и специализацию практически во всех сферах государственного различия, отличающие специализированные страны от универсальных. Образно говоря, разницу между универсальным государством, имеющим свою специализацию в международной системе разделения труда и специализированным можно сравнить с разницей, между любителем, умеющим танцевать, и профессиональной балериной. Балерина несравненно лучше танцует классический репертуар. Но любитель умеет не только танцевать и не только этот ограниченный репертуар. Специализированная страна производит такие продукты и оказывает такие услуги, которые по тем или иным причинам не могут быть произведены в универсальных государствах. Необходимость в таких продуктах/услугах является первой причиной их существования. Другой причиной является невозможность их завоевания. Либо конкурирующие соседние империи это не дадут сделать, либо завоёванную страну будет сложно контролировать и проблематично ею управлять, поскольку в этом случае она не сможет сохранить свою международную специализацию. Либо это специализированная страна есть перевозчик, вроде Финикии или Венеции и захват её центра без захвата многочисленных факторий, расположенных по всему миру ничего не даст, кроме убытков.

Специализированные государства функционируют и развиваются по правилам, которые во многом противоположны тем, по которым существуют и развиваются империи. Они формируются не сверху, а снизу, от конкретного человека и общины. За исключением микрогосударств, специализированные государства более децентрализованные, чем универсальные. Нет не то, что национальной мечты, но даже полноценной, по меркам империй, идеологий. Те базовые идеологические принципы, которые существуют, являются фрагментарной альтернативой идеологии соседних универсальных государств. Место мифа о богоизбранности и превосходстве, характерных для универсальных государств, занимает обоснование собственной идентичности и уникальности. Специализированные государства могут не иметь собственных языков, религий или конфессий, могут иметь разный этнический состав населения с разными культурными и историческими традициями. Поэтому основа их фрагментарной идеологии не в языке или религии, не в культурных или исторических традициях, а в обосновании собственного многообразия внутри страны и собственной идентичности и альтернативности по отношению к соседним геополитическим центрам. Обоснование собственной альтернативной правильности. Отсутствие полноценного собственного информационного пространства преодолевается, с одной стороны, усилением провинциализма, как части государственного устройства и идеологии. Провинциализма не на уровне регионов и районов, а на уровне  сельских общин, небольших городков или изолированных факторий, расположенных в сотнях километров друг от друга. А с другой стороны глобализмом с избирательной ориентацией на весь мир и соседние геополитические центры.   

На понимание и закрепление в массовом сознании тонкого баланса между внутренним многообразием и общегосударственной идентичностью между глубоким провинциализмом и избирательным глобализмом требуются даже не десятилетия, а века. Столетия внутреннего и частично внешнего противостояния, междоусобиц и даже локальных войн. Не меньше времени занимает выработка направлений специализации. Иногда это происходит достаточно спонтанно, например, перенос французскими иммигрантами- гугенотами традиции производства точной механики в Швейцарию или открытие казино в Монако. Но чаще направления специализации детерминируется природными условиями, например швейцарские сыры. При этом другие направления, не соответствующие выбранной специализации игнорируются местной культурной и бизнес традицией. Из-за того, что местные традиции и специализация вырабатываются очень долго, они могут эффективно работать веками и даже тысячелетиями. Поэтому все специализированные страны избирательно экстремально консервативны. Например, старейшая республика планеты – Сан Марино. С одной стороны, универсальные государства осознают необходимость специализированных, понимают важность выполняемых ими функций. С другой стороны, специализированные страны, в отличие от отдалённых, являются реальной альтернативой, да ещё, к тому же, расположенной рядом. Не зеркальным отображением в виде другой империи, а реальной альтернативой возведённой в святость идеологии, державной идее миропорядка. Поэтому тезис о неправильности специализированных государств всегда является частью государственной идеологии любого универсального государства. Вследствие этого, даже в самые благополучные и политкорректные времена под толстым слоем толерантности всегда можно разглядеть зависть, раздражение и пренебрежение со стороны большинства граждан универсальных государств по отношению к гражданам специализированных. Невозможно быть патриотом империи, не испытывая неприязни к неправильным странам. Распространённым манипулятивным приёмом, используемым идеологами универсальных государств в отношении специализированных, наряду с их неправильностью, является намеренное отождествление специализированных государств с карликовыми. Мол, все специализированные государства это рудиментарные карлики. На самом же деле специализированное государство может быть достаточно крупным. Например, одно из самых больших по территории государств мира – Канада, оно представляет собой нечто среднее между специализированным государством и отдалённым. Да, это не специализированное государство в чистом виде. Но чем южнее, тем больше проявляется специализированность её провинций и тем меньше их отдалённые качества.

В обычные времена правящая элита (не нравится мне это слово, но в данном случае его не заменить) соседних геополитических центров понимает бесполезность прямого военного вторжения в специализированные страны. Во-первых, в лучшем случае установить временный контроль над частью территории специализированной страны, а оставшиеся части будут контролироваться либо неистребимыми партизанами, либо соседними империями, которые неизбежно объединятся в коалицию для противостоянию агрессору. Объединятся, не потому что по-другому относятся к специализированной стране, а потому что это вторжение не учитывает их интересы. Так было и после Швейцарского похода Наполеона и после Крымского похода Путина. Во-вторых, присоединив частично или полностью специализированную страну, универсальное государство теряет доступ к её специализированным товарам и услугам, которые, как быстро становится очевидным, невозможно эффективно производить на территории империи. В-третьих, присоединив специализированную страну, универсальное государство получает в нагрузку её «неправильное» население, которое разлагающе действует на основное население и изнутри подрывает устои любого универсального государства. Зачастую это не удаётся  исправить никакими карательными методами или многовековой ассимиляцией. Поэтому, универсальные государства вынуждены мириться с существованием специализированных. В отличие от конкурирующей империи, в отношении которой формируется образ империи зла, в отношении специализированных формируется образ мелкой пакости, неправильной альтернативы, которой наше универсальное государство в своей безграничной мудрости, милостиво позволяет рядом существовать. С точки зрения универсального государства – специализированная страна является государством с ограниченным суверенитетом. Идеальный образ специализированного государства формируемый империями это Монако. Экономика специализированного государства объявляется паразитической, несправедливо наживающейся на слабостях универсального государства, в частности, и мирового устройства в целом. На этом идеологическом фоне именно правящая элита универсальных государств в наибольшей мере пользуется преимуществами существования специализированных.

В условиях невозможности полного завоевания или мирного присоединения, все универсальные государства, как соседние, так и дальние стремятся распространить свое влияние (экономическое, культурное, религиозное и др.) на специализированные страны. При этом для внутреннего употребления в империи эти попытки распространения влияния преподносятся и как забота о малых и защита близкого по религии, культуре и языку населения.  Но распространить своё влияние удается только в одном из регионов специализированой страны, в то время, как другие регионы тяготеют к другим, обычно соседним универсальным государствам. Кроме того, несравненно больше экономические и информационные возможности универсальных государств компенсируются экстремальной избирательной консервативностью и высоким уровнем децентрализаций специализированных. Т.о. специализированное государство балансирует на волнах противоречий между империями и их заинтересованности в специализированных товарах и услугах. В спокойные времена амплитуда этих колебаний очень небольшая. Наблюдается максимальный уровень средней интеграции как с соседними универсальными странами и отдалёнными геополитическими центрами, максимальный уровень специализации в мировом масштабе. Кажется, что достигнута гармония отношений. Однако в кризисные времена эта гармония может разрушиться, вплоть до экономических блокад, закрытия границ и попыток завоевания. Также в кризисные времена неблагополучные универсальные государства стремятся решить свои проблемы за счет специализированных. В терминах их идеологии речь идёт о прекращении возможности получения паразитического дохода карликов. Но блокада специализированного государства со стороны империи мало эффективна. Во-первых, специализированное государство переориентируется на другие геополитические центры. Во-вторых, пострадает правящая элита империи, лишившись доступа к специализированным услугам. В-третьих, крупные конфликты и экономические блокады это всегда конфликты между универсальными государствами. В этих конфликтах обеим сторонам выгодно наличие тихих гаваней, площадок для переговоров, действий разведок,  гуманитарных посредников и контролируемых контрабандных каналов. Всё это обеспечивается специализированными государствами.

Т.о., долгосрочная устойчивость специализированных государств, по крайней мере, не уступает устойчивости империй. Только вместо монолитной устойчивости имперского колосса они демонстрируют динамическое равновесие специализированного посредника. Без специализированных стран геополитическая система существовать не может. Но их не должно быть слишком много, иначе малейшее обострение ситуации сделает их услуги не востребованными. При этом в первую очередь уйдут в историю те специализированные страны, специализация которых не связана с местной ресурсной базой, с уходящей в глубь веков специализацией населения и с традициями типично специализированного государства. Например, с усилением мирового кризиса ужесточилось отношение универсальных государств к офшорам. В результате целый ряд государств постепенно лишаются одного из основных направлений своей специализации. В то же время специализации основанной на местных ресурсах или специализации населения мало что угрожает. Например, швейцарская часовая промышленность после наводнения рынка дешевыми электронными часами полностью ушла в сегмент статусного потребления, где ей, по-прежнему, нет равных. А специализация в мировом масштабе позволила сохранить и даже увеличить ёмкость рынка.

Как Вы уже поняли, главный вывод этой статьи состоит в том, что Украина формируется как специализированая страна. Или, с имперской точки зрения, как в корне неправильное государство с ограниченным суверенитетом, которое скоро должно развалиться либо срочно присоединиться к тому геополитическому центру, где работает данный эксперт. Поэтому аналитические оценки абсолютного большинства специалистов из универсальных государств по отношению к Украине примерно одинаковые. Сначала описывается неправильность Украины. С имперской позиции другой тип  государственного устройства автоматически означает неправильный. Очень редко кто поднимается до понимания, что этот другой может быть не неправильным, а иным, альтернативным. Далее эта неправильность объявляется тяжким наследием минувших лет или эпох, когда при власти были антинародные силы, и пагубной ориентацией на сотрудничество и интеграцию с другими конкурирующими универсальными государствами. Исправить положение можно только одним путём – интеграцией с правильными и прогрессивными, т.е. демократическими или братскими геополитическими центрами и универсальными государствами, которые определяются тем, где живёт и работает данный специалист. Эта точка зрения доминирует практически во всех универсальных государствах, поскольку полностью соответствует представлению имперского мирового порядка.  И только некоторые авторитетные аксакалы от геополитической аналитики в последнее время стали обращать внимание, на что неправильность современной Украины является её естественным состоянием.

Но если Украина формируется, то почему вместо развития мы наблюдаем деградацию, затяжную депрессию и вымирание населения? Потому, что сравнительно мало стран формировались в тепличных условиях. Очень часто историческое зарождение и формирование стран сопровождались войнами, смутами, жестким противостоянием с неблагоприятными природными условиями или аборигенами. Для примера посмотрите через сколько войн прошла Швейцария в процессе своего формирования.

Неудивительно, что формирование Украины как специализированного государства не осознаётся большинством ее граждан, хотя определённый прогресс в этом направлении есть. Массовые акции протеста, проходившие как в Киеве, так и на юге и востоке Украины стали катализатором того, что всё больше людей стали понимать, что Украина формируется как полиэтническое, поликультурное государство с высоким уровнем децентрализации и без какой либо перспективы интеграции с соседними геополитическими центрами. Но специализированное государство это нечто большее. Существенно более альтернативное и непривычное. Поэтому людям, выросшим в культуре, идеологии и обычаях универсальных государств сложно сменить фундаментальные основы своего менталитета – этот процесс займёт несколько поколений. Как и формирование Украины в целом. Речь в данном случае идёт о формировании Украины в цивилизационном, а не в любом из отраслевых планов. Любое государство может либо развиваться (формироваться), либо деградировать, либо быстро разрушиться. Ближайшей аналогией может быть взросление и старение и внезапная смерть человека с той разницей, что государство, в отличие от человека может снова и неоднократно перейти от деградации к развитию, если позволяют внешние условия. Украина, будет формироваться до следующего Модерна, как фазы ускоренного цивилизационного развития. Но это не значит, что до того времени, а это не десятилетия, а века, её будут постоянно сотрясать потрясения, кризисы и смуты. Большей частью, это будут более спокойные и благополучные десятилетия, как в сравнении с собственной историей и современностью, так и в сравнении с другими государствами будущего. В заключение хочу подтвердить свой старый прогноз – наблюдаемая сейчас в Украине фаза острого внутреннего кризиса и смуты начавшаяся в 1991 году завершится в первой половине 20-х годов. Другое дело, что к тому времени большая часть других стран, как Запада, так и Востока войдёт в свою аналогичную фазу большой смуты, но для Украины это будет уже преимущественно внешний, а не внутренний кризис.

Владимир Стус

07.04.2014