Экономисты, ожидающие второй волны кризиса, напоминают генералов, готовящихся к предыдущей войне. Согласно Модели развития технологической цивилизации, на основании которой был спрогнозирован кризис 2008 года, это будет не вторая его волна, а выход западного кризиса за преимущественно экономические рамки и начало Смутного времени – Второй Тридцатилетней войны.

Сейчас, и теория, и хронология, и отраслевые детали этой Смуты уже достаточно хорошо детализированы. Однако у практиков возникают закономерные вопросы о том, как подготовиться к этому и что делать  дальше. Мне, как консультанту по стратегии, наиболее дальновидные руководители, начали задавать вопросы об этом ещё в 2008 году после публикации прогноза о том, что тогда это был не финансовый и не экономический кризис, а экономическая прелюдия к Смутному времени. Сейчас же, когда о новой волне кризиса не говорит только ленивый, тема подготовки особенно актуальна.

На тактическом уровне подготовки вполне эффективным  будет традиционное управление рисками предприятия. Рекомендую провести стресс-тесты и по их результатам заранее сформировать внутренние страховые резервы.

Приблизительные условия, при которых необходимо  проводить стресс-тесты:

  • ·        падение спроса в 2-3 раза
  • ·        невозможность продления кредитов, резкий рост платежей по обслуживанию существующей задолженности, обвал потребительского кредитования
  • ·        обвал в разы, как гривны и/или ведущих мировых валют
  • ·        масштабные проблемы с логистикой из-за введения экономических блокад и военных действий
  • ·        развал ВТО и резкий рост протекционизма
  • ·        потеря возможности выплачивать зарплату половине персонала из-за снижения финансовой устойчивости
  • ·        каскадное банкротство не только финансовых посредников, но крупнейших предприятий реального сектора

При этом нужно учитывать ряд следующих отличий:

  • ·        Обвал с последующим выходом кризиса за преимущественно экономические рамки станет началом фазы Смутного времени для Запада, а не для Украины, поскольку у нас это фаза началась ещё в 1991 году
  • ·        И фаза цикла цивилизационного развития и внешние условия в Украине намного лучше, чем в большинстве западных  стран, поэтому резкие обвалы в Украине будут сменяться резкими подъёмами. Если, конечно, Украина не даст себя втянуть в мировые разборки и отразит практически неизбежную попытку России вскоре после выхода кризиса за преимущественно экономические рамки установить фактический контроль над Украиной
  • ·        Глубина падения основных финансовых макропоказателей будет больше, чем 2008 году
  • ·        В отличие от положения накануне обвала 2008 года, сейчас существенно большая часть  диспропорций и пузырей  формируется во вне финансовой сфере. Поэтому масштаб и глубина падения реальной экономики будет существенно выше, чем в 2008 году. Пример формирования пузыря в конкретной отрасли рассматривался в статье «Электромобильный пузырь»
  • ·        Поскольку обвал будет не финансовым, а системным, то, скорее всего, нельзя будет однозначно говорить, инфляционным  он будет или дефляционным

К какому сроку турбулентной нестабильности готовится в проводимых стресс-тестах? Примерно на  2,5-3 месяца. После этого нестабильность никуда не исчезнет, но станет ламинарной, т.е. более прогнозируемой отраслевыми методами анализа. Кроме того, при благоприятном стечении обстоятельств уже спустя 3 месяца после начала обвала начнут проявляться стратегические, долгосрочные преимущества Украины.

Стресс-тесты позволят заранее определить наиболее слабые места конкретного предприятия, над которыми и нужно начинать работать уже сейчас. Понятно, что большую часть рисков не удастся переложить на контрагентов или страховщиков. Для этих рисков придется формировать внутренние страховые резервы, за счет следующего:

  • ·        хороших весенних показателей. В большинстве отраслей весной наблюдался существенный рост. Но его значительную часть составляли раздувание пузырей и усиление диспропорций. Логично было бы результаты дутой части роста аккумулировать до обвала этих пузырей.
  • ·        консервативной инвестиционной политики
  • ·        пока ещё сравнительно низких цен на золото и другие инструменты, выполняющие функции тихой заводи

На стратегическом уровне, необходимо заранее определить какие инвестиции, и в какие отрасли и страны будут более востребованы, а какие нет. И здесь только бизнес-прогнозированием не обойтись - нужно понимание основ цивилизационного анализа. Например, то, что после кризиса станет выгоднее производить, а не продавать, развитие внутреннего туризма и серьёзные проблемы у внешнего туризма и авиаперевозчиков, было понятно ещё до начала кризиса 2008 года. Сейчас же, в связи с выходом кризиса за преимущественно экономические рамки, следует ожидать более масштабных резких изменений. Вместе с тем, даже с началом экономических блокад и боевых действий, рыночная экономика никуда не денется ведь спрос, пусть и в сокращённом виде всё равно останется. И от того, насколько точно конкретное предприятие сможет заранее предвидеть развитие ситуации после обвала, будут зависеть его дальнейшие перспективы.

Пример. О «новом витке глобализации» сейчас говорят почти также, как раньше о том, как «космические корабли бороздят просторы вселенной». В том или ином виде тезис «развитие глобализации» присутствует в стратегии практически каждого предприятия, причем, чем больше предприятие, тем больше его значение. Но глобализация уже прошла свой максимум и пока постепенно, а затем резко сменяется обратным ей процессом - регионализацией. Те, кто не успеет вовремя переориентироваться, просто будут вынуждены покинуть рынок. Но временной лаг для переориентации крупных предприятий намного больше, чем горизонт современного бизнес-прогнозирования. Поэтому использование только отраслевых методов анализа и прогнозирования перед выходом кризиса за преимущественно экономические рамки представляется недостаточным. Без использования методологии более общего и долгосрочного цивилизационного анализа большинство предприятий снова неизбежно наступят на те же грабли, что и в 2008.

P.s.

Эта статья основана на рекомендациях, которые я делал в рамках своего прогнозного сервиса в мае-июле 2012 года. Сейчас, осенью, корпоративных клиентов в основном интересует логика развития событий после обвала.