Культурные приоритеты в контексте культуры власти
Волею судеб в 2003 году я резко сменила род своей деятельности. Занимаясь профессионально политикой, я стала профессионально заниматься культурой: проведение концертов, кинодемонстраций, выставок и проч. на государственном уровне.
Мое экономическое образование, да и свободное владение английским языком, сыграли свою роль в значительном карьерном продвижении. Но чем выше я забиралась, тем более откровенной становилась картинна становления «культурных ценностей нации». Конечно, я не была столь наивна, чтобы полагать, что музыку может заказать не тот кто платит. Но парадокс-то как раз и заключается в том, что за всю эту «заказанную музыку» платят честные налогоплательщики, а заказывают ее власть имущие сообразно своему пониманию «культуры».
Случается, что власть имущие имеют благие намерения в генерировании культурных инициатив. Но, как практика показывает, к «благим намерениям» всегда найдется несметное количество прихлебателей и циников, кои, вооружившись красивыми лозунгами и идеями, не забудут заработать себе немного материального достатка. Так сложилось с темой Голодомора. Великая трагедия недалекого прошлого стала кормушкой огромной армии циников. Вот и получилось: кому Голодомор, а кому отец родной...
С Трипольем, вышиванками и пчелами все сложилось несколько иначе.
Я горда тем, что о трипольской культуре заговорил весь мир. И хотя в кругах ученых историков до сих пор нет единения на тему трипольской цивилизации, сложно отмести очевидные факты. Помню как жарким июльским летом 2005 г., изнывая от саунной жары японского г. Нагойя (в г. Нагоя в 2005 г. проходила всемирная выставка ЕКСПО), я заскочила в украинский павильон, по которому с вечно застывшей улыбкой расхаживали маленькие японцы с рюкзачками за спиной. Разрез их глаз становился похожим на европейский в двух случаях: когда они видели выступление нашего трио бандуристок (сестры Сокальские) и когда они видели трипольские артефакты.
Симпатия к сестрам Сокальским была объяснима обыкновенной психологией. Сестры были такими же миниатюрными, как и сами японцы. Только разрез глаз, мягкие русые волосы да белая кожа делала их непостижимо красивыми в среде этнических японцев.
Трипольские же артефакты вызывали удивление иного характера. Все эти собранные из черепков горшочки и тарелочки имели датировку более давнюю, чем исторические артефакты японской культуры (из политкорректности не пишу китайской, коя стала основой для первой). Но даже не в датировке было время, а в тех узорах, коими трипольцы украшали свою домашнюю утварь. На горшках отчетливо виден знак «инь-янь», по традиции считающийся китайским... И вот это было непостижимо.
Вышиванки и пчелы — это стало модно и создало рабочие места для тех, кто и так занимался этим ремеслом, но только в свое удовольствие. С экономической точки зрения — это хорошо.
Власть сменилась. На Голодоморе зарабатывать уже не будут. Тема Триполья вернется в те рамки научного исследования, которое, надеюсь, даст подтверждающие факты всем спорным вопросам в этой теме. Пчеловодством продолжат заниматься люди, которые увлеклись этим занятием и превратили его в свое хобби на всю оставшуюся жизнь. Вышиванки, думаю, скоро выйдут из моды, вернув в обиход классический строгий костюм.
Власть сменилась и уже отметила свой 100-дневный рубеж. Многие прочувствовали что новая власть собой представляет в сфере экономики, в сфере образования, в социальной сфере. Но то, что остается неясным — это те приоритеты национальной культурной идентичности, которые новая власть будет исповедовать и прививать своим законопослушным гражданам, а также то, кто станет проповедником этой культурной волны?