Логика проведения разрешительных процедур (например, в строительстве) напоминает уже позабытые традиции разрешения выйти замуж/жениться.

Что есть разрешение на строительство психологически? Это передача части общих интересов одному частному лицу.

Из истории известно, что раньше женщины/жены были общественными, так же как и мужчины/мужья. В те далекие времена все было общим – и убитый мамонт, и охотничьи угодья, и дети, родившиеся через девять месяцев после удачной охоты племени.

И вот представьте, что в один прекрасный момент появляется пара (парень с девушкой), которые хотят завести семью в сегодняшнем понимании. Скорее всего, это желание повергло в шок  вождя племени. И девушку с парнем, если они вовремя не убежали,  съели, по предложению шамана.

Похоже на то, что желание отделиться от племени и вести свое хозяйство обособленно, равно как и желание понимать, от кого у твоей жены дети, не оставляло наших предков. Но что же делать шаману и вождю, которые теряли часть своей власти? И какая выгода от этого другим представителям племени, которые тоже не против были бы насладиться телом молодой девушки во время ритуального танца по случаю удачной охоты на бизона?

Понятно, что для такого общества вопрос выделения  семьи из племени был очень болезненным.

Историки в основном приходят к мнению, что конфликтная ситуация решалась путем компромисса: девушка отдавала невинность всему племени, либо только вождю, а затем ее отдавали замуж. Именно таким образом, перед  замужеством, девушка  получала «разрешение» от племени и от вождя. При этом разрешение новая семья получала благодаря своего рода компенсации племени.
В этой диалектике коллективного и индивидуального девушке (а вместе с ней и парню) приходилось поступиться частью своего счастью коллективу ради будущей семьи. Вероятно, что получив от племени и вождя такого рода «разрешение», девушка рождала первенца. (Попутно, заметим, что в Ветхом Завете, несколько раз первенцы не получают наследство. По нашему мнению это происходит  именно по причине отсутствия у их отцов точной уверенности в том, от кого происходили первенцы).

Получив сексуальную сатисфакцию от новой семьи, племя благословляло молодых и разрешало им жить отдельно (иметь свой угол в пещере, охотиться со своим луком и приносить своей семье добычу).

И только лишь про прошествии многих тысячелетий, возможность создания семьи стало восприниматься обществом как естественное и неотъемлимое право мужчины и женщины. Но в качестве атавизма древнего обряда потери девственности в кругу родного племени осталась свадьба и регистрация брака а ЗАГСе.

Древние психологические атавизмы живут и регулируют жизнь сел, городов, мегаполисов и целых государств и поныне. Так,  для получения разрешения в сфере строительства, аренды, начала бизнеса, окончания бизнеса, посадки зеленых насаждений, вырубки зеленых насаждений, и т.д. и т.п. требуется разрешение. Разрешение либо одного чиновника (вождя племени), либо, как это чаще бывает целой своры разрешительных органов (всего племени). Которые, как выражаются предприниматели, пускают по кругу заявителя. При этом получение любого разрешения представляется для племени разрешительных органов как возможность что-то «поиметь» с предпринимателя. Как свидетельствует не одно исследование за годы рыночных реформ в нашей стране желающих «что-то поиметь» прибавилось. В разрешительный шабаш, что-то кому-то позволять включитись старые и вновь созданные государственные, муниципальные, полугосударственные и полумуниципальные, полностью частные, и абсолютно общественные структуры, а также обычные бабушки-пенсионерки. Поначалу все разрешительные органы и частные лица кажутся неумолимыми: государственные органы, руководствуясь требованиями Закона и Правил застройки, общественные организации до хрипоты защищающие исторические памятники, а бабушки пенсионерки, яростно доказывающие, что до своей смерти не смогут сомкнуть глаз, если под их квартирами откроются магазинчики.

Каждый из этого разрешительного круга получает свою компенсацию. И вот нормы Закона, оказываются уже не такими императивными, а памятники не совсем историческими, и бабушки крепко спят, поскольку им подарили по новому телевизору.
Точно также как и при появлении новой семьи в племени, так и появлении новой инвестиции в городе, не зависимо, хорошая она или плохая, племя торгуется и пытается что-то выторговать. И ему кажется, как равно и все этим, нашим разрешительным органам, что их выгода от компенсации больше, нежели выгоды инвестора. Так в свое время племя индейцев, обменяло Манхеттен на кремневое ружье и ящик виски. И скорее всего «чейнч» для них представлялся очень выгодным – с учетом отсутствия привычки пить «огненную воду» - племя фестивалило не один день…

Для доисторического племени, так же как и для наших территориальных общин и государства в целом «разрешение» важно как способ поторговаться и на ровном месте что-то заполучить. При этом никто не оценивает, (а может быть не может?) оценить долгосрочные результаты от такой сделки.

Что получается?  -  Города застраиваются бессистемно и хаотично, в регионы приходят инвестиции не потому, что они там нужны, а потому, что территория получила «компенсацию», а удачно инвестора пустили «по кругу». Государство постепенно «сдает» свои национальные интересы в результате заключения ассиметричных договоров.

Иллюстрацией к моей статье служат забитые, после принятия НК,  коридоры горисполкомов ЧП-никами, алчущими «скасувати» предпринимательскую деятельность.

В кабинетах, коридорах под маской разрешительной системы уже давно скрываются феодальные лихоимство всего государственного аппарата и мздоимство отдельного служащего вперемежку с  первобытными традициями пустить «по кругу».

Ситуация может кардинально измениться после принятия нововведения на уровне Закона Украины, предполагающих выдачу разрешительных документов только через Государственного Администратора Единого Офиса.

Уважаемые честные и порядочные государственные служащие! Все критические замечания и обобщения, высказанные мной в этом материале относятся к нечестным и непорядочным государственным служащим и вас не касаются.