Ты знаешь, сегодня я «сделал» и ничего не взял.
 Почувствовал — не такой я уже и падло.

Из монолога государственного служащего

  Во время второй Пунической войны, когда войска Ганнибала угрожали самому существованию Рима, на борьбу с полчищами карфагенян было составлено 2 легиона и 8 тысяч рабов — добровольцев (VOLONES), каждому из которых даровалась свобода, в случае если он убьет врага. Пожалуй, это самое первое упоминание о существовании волонтерства, и о происхождении самого термина, так широко ныне употребляемого.

В первой заметке я в общих чертах охарактеризовал волонтерство как помощь себе через призму интересов общества. Необходимыми условиями существования волонтерства являются  внутренние мотивы  человека и внешние стимулы — сигналы от общества о том, что такая деятельность будет обществом воспринята  позитивно.

Строительство капитализма и формирования общества индивидуалистов связанных узами свободного рынка на постсоветском пространстве привело к тому, что со всеми негативами прошлого социально-экономического уклада был утерян необходимый для каждого общества  коллективный (командный) дух альтруизма. Рыночные отношения и связанная с этим идеология создать товар из всего, а потом его как можно более выгодно продать создает два типа полярного поведения: 1) активный -  производитель-бизнес, за деньги решающий любые вопросы; 2) пассивный -  потребитель, готовый платить деньги за решение моих проблем производителю. В этом нет ничего плохого, ведь с каждым днем в товарно-денежный рыночный оборот вовлекается все большая часть бытия, решаются многие проблемы.
Но на самом деле существование в капитализме исключительно только двух составляющих  - СПРОСА и ПРЕДЛОЖЕНИЯ такая же абстракция как и марксистская абстракция  о существовании буржуазии и пролетариата. Подобно тому как рынок в той или иной степени существовал во всех даже самых тоталитарных странах, начиная от Древней Спарты и заканчивая современной Северной Кореей, так же и элементы не рыночных взаимоотношений глубоко инкорпорированы в самые либеральные экономические модели, начиная с Древних Афин и заканчивая современными США.

Мое убеждение - сегодня эффективному внедрению волонтерства мешает двухрельсовое мышление в  рамках «производитель-потребитель», которое пришло на смену демонтированному «капиталист-рабочий». Кстати, вот последнее доказательство «рыночного двухрельсового мышления» депутатов ВС — законопроект о штрафах за стоящую бабушку в тролейбусе.

КТО ВОЛОНТЕР У НИХ.

На одном из сайтов, который дает рекомендации американцам, желающим поволонтерить в России написано буквально следующее: перед поездкой в Россию взвесьте все «за» и «против», поскольку за ваши затраты на пребывание для бесплатной работы в Петербургской больнице можно на год нанять профессиональную русскую медсестру.

КТО ВОЛОНТЕР У НАС ?

Это один мой знакомый врач, который наполняет копилку «Фонд поликлиники» вместо больных, а еще может быть это это простой инспектор СЕС или «пожарник», не взявший взятку из начинающего ЧеПешника не дожидаясь принятия обещанного законопроекта о «налоговых каникулах» для единщиков, и понимающий, что никакие налоговые каникулы не нужны.  Сейчас, по—моему, волонтерами, можно назвать даже тех людей, которые осознанно не берут взяток, в условиях, когда само общество легализировало  подобные доходы как вторую «гибкую» часть системы оплаты труда. А может быть это кто-то, кто помог своему ближнему за «магарыч»?  Только вот вопрос, как тот пожарник или работник СЕС, не взявший взятку, как их оценивает общество? Боюсь, что как нерациональных простофиль, или именуются уже давно вошедшим в оборот словом «лох». Волонтер — это мужчина, отобравший початую бутылку пива у школьника, или водитель, уступивший проезд своему визави, чтобы тот объехал колдобину после суровой зимы 2010 года. В любом случае, волонтер - это человек, более активный, более мудрый,человек - ищущий и человек улучшающий мир. И для этого  ему не надо законодательной базы, достаточно общественного одобрения.

Волонтерство — это  выбор пути к свободе и это выбор свободного человека. Две тысячи лет назад рабу, чтобы стать свободным надо было преодолеть страх физической смерти, а сейчас в себе надо убить раба денег.