Кризис постепенно вскрывает проблемы на местном уровне – на уровне городов, городишек и сел. Он ставит на место спекулянтов недвижимостью и землей, а вместе с ними и таких спекулянтов как местные органы власти. Ведь они - крупные собственники земли и недвижимости -  были в первую очередь заинтересованы в начале надувания мыльного пузыря цен на землю-недвижимость. Привыкшие к хроническому недофинансированию из государственного бюджета, чиновники на местах с лихвой компенсировали свои потери благодаря постоянному росту цен на недвижимость, при этом, не сильно задумываясь, что такой способ заработка закончится быстрее, чем закончится земля в собственности муниципалитетов. И на случай, если бы земля и коммунальная собственность закончилась, у местных органов уже готовился рояль в кустах  - пресловутый налог на землю и недвижимость. Местные советы в очередной раз в истории надеялись на то, что оправдается общее правило – земля и недвижимость даже если она и продается якобы новому собственнику, все равно остается государственной ( или королевской «Royal estate», или как сейчас принято называть «Real estate») ибо новый собственник начинает платить налог (ренту) своему королю, государству или местному совету.   

А что же будет теперь – ведь не за горами стремительное падение цен на жилье и коммерческую недвижимость, повсеместное снижение арендных ставок? Одна моя знакомая-предприниматель из Харькова сетовала еще в конце прошлого года, на то, что не знала на какой козе подъехать к чиновникам из Управления коммунальной собственности горисполкома, чтобы те при подготовке документов на аукцион поставили цену магазинчика, который она хотела выкупить по меньшей цене. Получилось так, что козу она не нашла, и на аукцион по заявленной цене никто не пришел.  Теперь она уже без козы ждет нового аукциона по сниженной цене. Думаю, что снижение цен на недвижимость поумерит аппетиты местных органов власти. Но с другой стороны значительное недофинансирование местных бюджетов приведет к ухудшению и без того плачевного состояния городов и сел.

Поэтому как говорится «не в лоб  - так по лбу» - многие местные советы после Нового года пошли по пути пересмотра  ставок местных налогов и сборов, единого налога с предпринимателей - физических лиц. Оказывается, что на пример, предприниматель, ежедневно торгующий на рынке мясом, платит в день рыночного сбора 2-3 гривны, при этом собственнику рынка он платит за услуги и аренду рыночного места в день в среднем более 20-25 гривен. Такая пропорция возмущает местные власти – ведь предоставлять услуги арендатору-торговцу собственник рынка может лишь благодаря функционированию коммунальных предприятий (водоканал, теплоэнерго, коммунальных автодорожных и пр.).  Иногда муниципалитетам удается поднимать ставки рыночного сбора, но это происходит не за счет снижения отчислений в пользу собственников рынков, а за счет увеличения нагрузки на торговца. В случаях, если предприниматели-арендаторы рыночных мест на каком-то рынке оказывают «организованное противодействие» таким намерения, на какое-то время их оставляют в покое.
В условиях снижения уровня занятости именно рынки станут тем амортизатором, который сможет   снизить уровень социальной напряженности в городах – на них хоть небольшие деньги, но можно будет заработать тем безработным, которые захотят стать предпринимателями.

Общее снижение деловой активности привело и  к снижению доходов бюджетов от размещения внешней рекламы и по всем остальным источникам. И в  обозримом будущем нет предпосылок для изменения этой тенденции. 
Таким образом, реальных и быстрых источников увеличения доходов у местных властей сегодня очень мало. Нужно пытаться сбалансировать бюджет за счет снижения «ненужных» затрат, неэффективных статей расходов и пересмотра финансирования неприоритетных для городов бюджетных программ.

В январе 2009 года в Полтавской области на базе двух городов стартовал пилотный проект «Общественный мониторинг местных бюджетов». В основу философии проекта положен подход определения на уровне местной общины  главных приоритетных направлений финансирования из ресурсов местных бюджетов,  а также отслеживанием территориальной громадой эффективности этого финансирования. В работу проекта, в частности курортного г.Миргород,  включились органы самоорганизации – уличные комитеты и советы микрорайонов. Эти органы   определяют те животрепещущие вопросы, которые требуют финансирования в первую очередь, и те вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен, или использовать другие, альтернативные источники финансирования этих проблем. Проект предусматривает общегородское обсуждение и приоритизацию проблем, которое станет основой для разработки в городах приоритетных бюджетных программ.
Нужно отметить, что баланс интересов местных властей и территориальных громад возможен даже при снижении доходности местных бюджетов. Просто деньги будут тратиться более эффективно и под более неусыпным контролем общественности.
В целом работа проекта продлится до сентября 2009 года. Но о промежуточных результатах внедрения проекта можно будет говорить уже в июне-июле.