Как Запад видит развитие наших городов, или О чем молчит McKinsey?
До не давних пор не существовало «измерительной линейки» длягородского развития. Помощь пришла с Запада. Международный консалтинговый гигантв сфере стратегического управления McKinsey & Company (штаб-квартира вНью-Йорке) разработал «Индексустойчивого развития городов» – новый инструмент, позволяющий охватить пятьаспектов устойчивого роста городов в развивающихся странах (далее - индекс). Авторы предварительно адаптировали методику на китайских городах, но предназначена она для всего развивающегося мира. В результате, с оговоркой о наличии региональной урбанистической специфики, выделено пять общих категорий, включающих 18 факторов, которые влияют на "устойчивость развития городов". Систематизацию этих параметров можно найти здесь.
Категориальный аппарат инновационной методики, на наш взгляд, состоит из компиляции очевидных критериев. При этом факторы предложенного индекса гуманно начинаются с "основных потребностей населения" и разумно подытоживаются "ориентацией на устойчивое развитие в будущем". Авторы инструмента обещают не останавливаться на Китае и продолжат разработку "...эталона, который можно было бы использовать для количественной оценки достигнутых результатов и планирования мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого роста" (источник: http://www.management.com.ua/strategy/str254.html)
Чего нет в предложенном "индексе устойчивого развития городов" для развивающихся стран, т.е. и для нашей страны, в том числе? Нам не удалось найти в структуре и содержании индекса от McKinsey ни категорию, ни фактор, которые бы измеряли развитие социокультурной инфраструктуры города. А именно, индекс McKinsey, преимущественно, охватывает сегменты "ЖИЗНЬ" (биологическое существование) и "ЦИВИЛИЗАЦИЯ" (технократия потребления) в модели социальной экологии урбанизма. При этом вопросы, связанные с социальной культурой и личностным развитием горожан, индексом не измеряются. А то, что не измеряется - того не существует... Помните?
Основная функция социальной культуры урбанизма, по нашему мнению, не в "развлекательно-увеселительных" мероприятиях. Главная цель и задача развития городской культуры - в постулировании таких этико-эстетических нормативов, которые способствовали бы личностному развитию горожан. Основа последнего - способность к рефлексии, самостоятельному продуктивному мышлению, независимой оценке фактов и событий городской жизни. Может ли демократическое общество состоять из граждан, лишенных данных качеств? Мыслим ли "устойчивый рост городов" без перечисленного?
Образовательная сфера, как ядро социокультурной жизни, упоминается в разработанном для нас зарубежном индексе только единожды - в контексте "основных потребностей населения". При этом (внимание!) фактор "образование" измеряется и оценивается по "соотношению между количеством учащихся и учителей (в начальной школе)"!!! Образование, как фактор устойчивого развития городов, сводится только к начальной школе? К способности горожан читать, писать и считать? Где-то такой подход к "развивающимся странам" уже был в истории...
Увы, другие составляющие социальной культуры современного города (сегменты "РАЗВИТИЕ" и "КУЛЬТУРА" в факторной модели социальной экологии урбанизма) измерению импортным индексом не подлежат... А как же свободное предпринимательство? Развитие искусства, науки и техники? А что в отношении зданий нового типа для горожан, сконструированных с учетом не только биоэкологических стандартов, но и на основе законов социальной эргономики?...
Вместо завершения данной заметки, хочется просто процитировать слова отечественного классика: "Учітесь, читайте, і чужому навчайтесь, й свого не цурайтесь..."