Чаще городских жителейклассифицируют по социально-демографическим и социально-экономическимпризнакам. Однако, в нашем случае понадобится проанализироватьсоциально-культурные типы сознания населения. В этом нам поможет интересное исследованиеН.А.Нечаевой, среди прочих факторов, предложившей различать сознание горожан по критериям  «активность, открытость к переменам – пассивность,закрытость к переменам», а также по признакам «самодостаточноть, независимостьот авторитетов – несамодостаточность, зависимость от авторитетов». 

Таким образом, получается следующая типология сознания горожан:
  • Активное и самодостаточное (АС) - предпринимательский дух, независимость активности от чьего-либо мнения, тенденция брать инициативу и ответственность на себя;
  • Активное и зависимое от авторитетов (АЗ) - стремление к переменам, которое реализуется в соответствии с мнением авторитетов и властных структур;
  • Пассивное и самодостаточное (ПС) - консерватизм и низкая заинтересованность в каких-либо изменениях, независимость от мнений окружения и страх перемен; 
  • Пассивное и зависимое от авторитетов (ПЗ) - отсутствие желания и, как следствие, инициативы что-либо менять в жизни, пассивная подверженность лидерскому влиянию извне.
По наблюдениям Н.А.Нечаевой, не более 20% населения принадлежит к одному из четырех выше изложенных типов. Остальные - занимают "промежуточную" позицию. Однако, важно учитывать, что в условиях социального кризиса, структуро-образующие факторы сознания - радикализируются. Этому также способствует стресс, который неизбежно переживают сельские жители в связи с изменением социально-культурной среды обитания и появлением новых адаптационных вызовов.

По изложенным соображениям, на наш взгляд, большинство урбанистических мигрантов вынуждены занимать активную жизненную позицию. Данная категория людей невероятно ценна своим высоким мотивационным потенциалом, который мог бы выполнить роль "свежей крови" на всех социально-организационных уровнях и во всех социально-экономических сферах стареющих отеченственных городов.

Однако, отсутствие (де-факто) свободы предпринимательства и системы социальных лифтов заставляет мигрантов группироваться и ориентироваться на мнение авторитетов - в прошлом, как правило, таких же мигрантов, как они сами, успешно адаптировавшихся в новых условиях. Таким образом, происходит рост численности представителей типа - АЗ.

Здесь крайне важно учитывать, что адаптация подразумевает, в первую очередь, социально-биологическое выживание, без которого культурная ассимиляция просто невозможна. Бедственное социально-экономическое состояние наших городов и, на наш взгляд, полное отсутствие системно организованной социокультурной инфраструктуры приводит к возникновению и стремительному росту субкультурного пространства мигрантов из числа вчерашних негорожан. 

Подтверждение этому мы видим, хотя бы, на примере сети землячеств и других общественных организаций, сформированных по признаку территориально-географической происхождения. Примечательно, что цементирование субкультурных связей происходит по сценарию непотизма и с помощью других "импортированных" и процветающих в субкультуре архаичных социальных механизмов...

"Свежая кровь" не попадает в русло культурной жизни города, что становится очевидным даже в том, как выглядят наши улицы... Города расширяются монотонными кварталами, так называемого, социального жилья. Городское развитие становится однобоким. Вырождается архитектура. Урбанистическое пространство диспропорционально технократизируется. Падают стандарты жизни. Ценность отдельно взятой личности девальвируется на фоне примата коллективных потребительских тенденций.

Все это способствует развитию системного кризиса в сфере социальной экологии города (факторная модель предложена нами в предыдущей публикации). Таким образом, неконтролируемый (в культурном отношении) рост численности городов приводит к формированию хорошо организованных групп, состоящих из активных соотечественников, интегрированных не в социокультурное пространство города, а вокруг конкретных личностей. Сценарий дальнейшего возможного развития ситуации, по нашему мнению, неплохо экранизирован Мартином Скорсезе в исторической драме "Банды Нью-Йорка"...