Социальная экология урбанизма. Обитаемость городов
В чем заключается понятие – "социальная экологияурбанизма"? Если коротко, то это - влияние урбанистической среды на нашесамочувствие и поведение. От того, как организовано пространство, зависит энергетика(в широком смысле) ореола, в котором протекает наша жизнь. Уже в 2012 году 51%населения планеты проживало в городских условиях. Эта цифра, разумеется, растетэкспоненциально. Из природной, естественной среды мы стремительно"переселяемся" в урбанистическую.
От чего зависит обитаемость городскогопространства? С одной стороны, от особенностей баланса двух онтологических факторов -КУЛЬТУРЫ и ПРИРОДЫ (см.рис.1) в концепции градостроительства. С другой, от степени гармонии ценностей в еще одной дихотомии - ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО. Если игнорируется природа и коллективные ценности стерилизуют индивидуальность -урбанизм приобретает худшие черты технократической ЦИВИЛИЗАЦИИ. И только когдакультура интегрируется в природное начало, а уникальность индивида находит достойное место в аксиологической структуре коллектива - возникает путь, ведущий ксоциальному пространству с экологичной энергией.
Соблюдение даже самыхстрогих санитарных норм и экологических стандартов создает необходимые условиядля биологического существования, но не обеспечивает качество жизни. Стресс отнепродуманного нагромождения искусственных объектов, редукция городскй инфраструктурытолько лишь к потребительской функциональности блокирует развитие уникальногооснования личности - ее Самости (К.Юнг), препятствует творческой самореализациии самовыражению.
Непроизвольное подавление индивидуальногоначала, согласно взглядов Карла Юнга, инициирует опасную ответную реакциюпсихики. Бессознательная Самость "мстит" непослушному сознанию заотрыв от инстинктивных корней и пытается разрушить его с помощью широкого веераневротического и психотического поведения. К примеру, в североамериканскомтехнократическом мегаполисе Чикаго, с февраля 2015 года не было ни одного днябез перестрелок и убийств. За это время погибло больше людей, чем вЛос-Анджелесе и Нью-Йорке вместе взятых, а также больше, чем за все военныекомпании с участием американцев за несколько десятилетий.
Марксисты утверждали, чточеловек - существо биосоциальное. Наверное, не все так просто...Антропологический тезис нидерландского культуролога Йохана Хёйзинга - HomoLudens (Человек Играющий) - оказался гораздо более жизнестойким. Современныегорода доказывают, что культура (речь, мифология, традиции, культы, наука)имеет игровую природу. Дефицит культурной энергетики нарушаетсоциально-экологический баланс урбанизма, подталкивая человека к играм, гдеставки выше, чем жизнь...
Развитие городов требует применениясистемного подхода (рис. 2). Это позволяет обеспечить баланс динамических факторов социальнойэкологии урбанизма. Каких именно? С одной стороны, город – социально-культурнаясистема, обязанная своим существованием коллективному бессознательному. Кслову, ученые накопили немало интересных и полезных знаний об «архетипе города».Город – сродни метафорическому кристаллу, осевая структура которого являетсяархетипической, а материал граней состоит из накопленногосоциально-исторического опыта.
С другой стороны, город является средой обитания конкретных людей. В очень упрощенном, редуцированном виде человеческое поведение можно рассматривать, как потребностно-обусловленное и/или ценностно-ориентированное. Пересечение перечисленных факторов, позволяет структурировать онтологическое поле урбанизма и создать представление о том, какие именно инфраструктурные составляющие городской жизни требуют поддержания баланса в процессе повседневного управления городом.
Таким образом, социальная экология урбанизма предполагает гармонию четырех взаимосвязанных составляющих (рис. 2). Каждый фактор имеет свой вес и вносит уникальный, ничем не замещаемый, вклад в синергию урбанистического пространства, как целостного явления. Наверное, не случайно в мифологическом представлении древних цивилизаций город являлся микрокосмом, аналогом модели мира. На наш взгляд, такая ситуация сохраняется и по сей день.
Единственное,что можно было бы уточнить – город отражает не столько модель реального мира,сколько наши представления о мироустройстве. В определенном смысле, урбанизмматериализует мировоззрение современников и обнажает текущие социальные приоритеты.Перефразировав известную поговорку, получается: скажи, в каком городе ты живешь– и я скажу, кто ты...