Политический переворот: организационные модели и уроки для бизнеса
Кто старше - курица или яйцо? Не суть важно. Значимо другое - и государство может учиться у бизнеса, и обратное тоже верно. Какие, наиболее очевидные, организационные уроки может извлечь бизнес из происходящего сегодня в Турции? Что может быть полезным уже сейчас (в первые часы событий), пока внутрисоциальная и геополитическая природа и перспектива ситуации остается предметом не очень однородных дискуссий?
Ранее мы рассматривали тезис о том, что чем многочисленнее организация, тем выше риск дезорганизации системы управления. Пропорционально с ростом численности сотрудников растет значимость (для эффективности управления) личностной зрелости лиц, принимающих решения.
Одним из ключевых факторов, обуславливающих успех или неуспех организационного переворота - устойчивость существующей системы управления. Очевидно, что "ручное управление" не может быть устойчивым в принципе. Когда все держится на одном человеке, риск потери контроля над организацией тождественен риску информационной изоляции конкретной персоны и ее ближайшего окружения (как правило, это небольшая группа людей).
В кризисных ситуациях, технологичность, автоматизм и быстрота протекания базисных управленческих процессов, независимость их эффективности от персонального фактора - играет решающую роль. Система управления должна быть жизненной. Как мы знаем, бюрократическая идеология отрывает ее от внешней реальности, нагромождает и спутывает внутреннее структурно-функциональное взаимодействие.
С другой стороны, там где господствует "ручное управление" - мало задумываются о жизнестойкости системы управления и, как следствие, часто забывают или формально относятся к тому, что принято называть "contingency policy". Речь идет не только о наличии альтернативных каналов корпоративной коммуникации (что тоже важно!). Но и об управленческом резерве из числа сотрудников бизнеса, которые не просто формально объединены в некие "тревожные списки", а периодически проходят соответствующее корпоративное обучение.
Последнее по списку, но не по значению - социально-психологическая атмосфера в организации, стабильность и продуктивность корпоративной культуры. Сотрудник будет защищать интересы компании не столько тогда, когда ему или ей там "хорошо" и "сытно". Более действенным фактором, корпоративного патриотизма является установка - "моя компания". Такую установку невозможно развить исключительно путем социально-экономического заигрывания с персоналом.
В данном случае, речь идет не о потребительском, а ценностно-мотивирующем (зрелом) взаимоотношении индивида и организации. Здесь необходимо наличие общего смыслового поля, объединяющего множество индивидуумов. Как не вспомнить слова Карла Юнга о том, что "человек может вынести самые суровые жизненные невзгоды и испытания, если будет видеть в этом смысл. И для человека нет ничего хуже, чем осознавать и чувствовать себя персонажем в сказке, рассказанной идиотом..."