Чем многочисленнееорганизация, тем выше риск дезорганизации системы управления. Пропорционально сростом численности сотрудников растет значимость (для эффективности управления)личностной зрелости лиц, принимающих решения. Когда-то данную закономерностьлаконично выразил Карл Юнг: «Чем больше организация, тем она аморальнее».

Государство, по сути, тоже является организацией - сложной, ветвистой, многочисленной. "На начало 2015 года в Украине было 380 000 чиновников, или девять госслужащих на каждую тысячу украинцев". То есть получается  1 госслужащий на 111 граждан. Много это или мало? Для сравнения, на тот же период в Польше соотношение было на уровне - 1/495, в США - 1/328.  Даже если предположить, что в ближайшее время отечественный госаппарат будет сокращен в два раза - мы все-равно будет отставать примерно в двое от соседней Польши.

Мировая практика противодействия "аморальности" госаппарата (как большой организации), имеет поучительную историю. Например, "развитие этической системы государственной службы США охватывает свыше двух столетий. Этические принципы, нормы, механизмы функционирования государственного управления США были заимствованы из американской модели управления бизнесом. Отличительной чертой американской модели развития теории государственного управления является внимание к развитию индивидуальных способностей работников и экономическая мотивация".

А что у нас? В действующем Законе Украины "О государственной службе" категория "личность" упоминается 1 раз в контексте "личностного развития" и 2 раза в контексте "личностных качеств". Для сравнения, категория "государственный язык" - упоминается 15 раз в контексте требования владения языком. Кстати, упоминания темы "специальность" (как профессионально-образовательной категории) в Законе - насчитывает 4 раза. 

Итак, по критерию частоты упоминания, знание украинского языка важнее профессиональных качеств госслужащего - более чем в 3 раза, и актуальнее личностных характеристик в 5 раз. Можно ли доверять незамысловатой теории, построенной на основе примитивного контент-анализа одного нормативного акта? Увы, в данном случае, можно, поскольку на практике все гораздо контрастнее... 

При этом важно подчеркнуть, что проблема не в доминировании языкового вопроса - чиновник обязан знать государственный язык. Точка. Проблема в другом - в несущественности фактора личности чиновника в концепции госуправления.

Возвращаясь к опыту США, обратите внимание, что американское государство училось этике у бизнеса! Ожидать чего-то подобного у нас, мягко говоря, было бы необоснованным оптимизмом или популистской профанацией. К сожалению. 

Однако, кто сказал, что бизнес не может поучиться у государства, в данном случае? Поучиться тому, как не нужно поступать?! Как непростительно рискованно недооценивать фактор личностной зрелости управленца (этика - свойство и прерогатива зрелой личности). 

Если данный фактор не является предметом организационного контроля, тогда посмотрите на наше государство - зеркало тех процессов, которые происходят в вашей компании. Разница лишь в масштабах...