ГНАУ: новые игры с убытками
После анализа отчетов по прибылям украинских предприятий за 2-й квартал 2011 года в ГНАУ ужаснулись, оказывается большинство предприятий не купаются в шелках и роскоши, а несут убытки.
В своем Письме от 08.09.2011 N 828/3/15-1212 , ГНАУ указывает, что « за результатами фінансово-господарської діяльності у II кварталі цього року задекларовано 133,1 млрд.грн. збитків, або в 3,7 раза перевищено рівень надходжень податку на прибуток з початку року (36,4 млрд.грн.)».
Такое положение дел вызывает у ГНАУ искреннее негодование, ведь в том же 2007 году: «обсяг збитків (5,3 млрд.грн.) становив лише 15,9 відсотків фактичних надходжень податку на прибуток (33,2 млрд.грн.)». При этом, в ГНАУ кокетливо не обращают внимание на то, что используемый для сравнения 2007 год был последним докризисным годом, и за прошедшие годы кое-что в мире изменилось. Сравнительная информация за более «свежие» 2008, 2009 и 2010 годы почему-то не приводится.
Вывод ГНАУ прост: люди неправильно читают Налоговый Кодекс. Оказывается норма пункта 3 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Кодекса разрешает предприятиям переносить из 1 квартала 2011 года во 2-й квартал 2011 года не всю сумму убытков с учетом результатов 2010 года, а лишь те результаты, которые возникли непосредственно в 1 квартале 2011 года.
При этом, законность отражения предприятиями в налоговой декларации за 1 квартал 2011 года убытков 2010 года никоим образом не оспаривается, что и неудивительно, ведь в 1 квартала 2011 года НКУ еще не вступил в силу в части налога на прибыль.
При этом непонятно, ни куда и каким образом отражать те самые перенесенные убытки 2010 года, ни как вообще возможно делить уже задекларированные результаты деятельности 1 квартала 2011 года на две части: старые и новые.
Для пущей убедительности 12 сентября 2011 года юруправление ГНАУ выпускает дополнительное разъяснение №10-2018/3582 , в котором нас убеждают, что раз в п. 3 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ сказано, что расчет результатов 2 кв. 2011 осуществляется «з урахуванням від'ємного значення, отриманого платником податку за перший квартал 2011 р.», тосамо слово «отриманого» следует понимать как то, что получено именно в 1 квартале 2011 года. При этом почему-то никто не обращает внимание, что речь идет не о денежных поступлениях или иных объективно «прощупываемым» вещам, а о значении расчета объекта налогообложения, то есть о математическом числе, которое никуда не поступает и никем не получается физически, а которое возникает в результате подсчета бухгалтером результатов деятельности.
После этих пропагандистских мер, ГНАУ приступила к мерам практическим, и в течение сентября-октября значительное количество украинских «убыточников» получили налоговые уведомления-решения, которыми были сняты все убытки 2010 года. При этом в телефонном режиме инспекторы заявляли о бессмысленности обращения в суд, т.к. «все суды налоговая выиграет».
В силу ограниченности времени после принятия указанных выше решений, сейчас нельзя однозначно оценить вектор развития, который получит судебная практика по искам налогоплательщиков. Однако уже есть решения некоторых административных судов, которыми приведенная выше логика налоговиков признана мягко говоря не совсем законной.
Кроме того, не следует забывать, что в соответствии с п. 56.18. НКУ, при обращении налогоплательщика в суд с иском относительно признания недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебным решением в законную силу.
Так что война не закончена, сделаны только первые выстрелы.