Исступление аффектом
Человеку свойственно испытывать страх. Порой страх сильнее голода, сильнее Любви, сильнее Веры и Разума. Страх может быть разным. И противоречивым. Можно бояться смерти, неизвестности, потери – чего-то неведомого, неосязаемого и всеобъемлющего. А можно – даже собственной тени. Взаимодействие страха с другими эмоциями способно оказывать мощное воздействие на личность и поведение. И даже стать причиной смены жизненного ориентира человека. Другими словами, нести в себе воспитательную функцию.
Например, можно любить ужасы, как жанровую разновидность искусства. Смотреть фильмы, читать соответствующую литературу. И в этом нет никакой патологии. Скорее даже наоборот. В известном смысле, если хотите, страх способен оказывать терапевтическое воздействие. В данном контексте он неразрывно связан с понятием «катарсис», который, несмотря на массу различных толкований, начиная от античной философии, древнегреческой эстетики и заканчивая современной психологией, так или иначе, символизирует «очищение, освобождение от аффектов». Т.е. созерцаемая на экране/в книге трагедия, априори вызывает у зрителя/читателя чувство сострадания и страха, заставляя его сопереживать, тем самым очищая душу. Происходит как бы бессознательная разрядка аффектов, которые вместо материализации в реальных, жизненных обстоятельствах, компенсируются, преобразуются в форму эстетической эмоции. Деактивируются…
А какой «катарсис аффектов» нам предлагают сегодня? Вы давно просматривали репертуар отечественных кинотеатров, обращали внимание на анонсы предстоящих кинопремьер? Разве запугивание, манипуляции с сознанием, потоки желчи и крови, льющиеся с экранов – это искусство?!
В наши дни, даже идя с ребенком на детский киносеанс, ты не застрахован, что в мультипликационном фильме не окажется сцен насилия. Не говоря уже о кинематографических фантасмагориях для взрослых. Здесь фантазиям сценаристов и режиссеров просто нет границ: новые технологи позволяют с педантичной точностью воссоздать даже самые немыслимые проявления жестокости. В разных ракурсах и со всеми натуралистическими деталями.
Можно понять, почему столько внимания уделяется моральному разложению и уродству. Страшное и уродливое вызывает любопытство и привлекает внимание – это в природе человека. И тому есть вполне конкретные исторические корни. Вспомним, например, кунсткамеру Петра I. Можно понять… Но принять?.. Увы, страх давно уже перестал быть элементом нравственной педагогики и перешел в категорию массовой культуры. Он призван угождать, но никак не развивать вкусы большинства. Посему культивируется вполне осознано. Со знанием дела. Поставлен на коммерческие рельсы и приносит стабильно хороший доход. Достаточно подогревать интерес.
Для этого целая армия «профессиональных экспертов» делает закамуфлированные плановые замеры, изучая спрос, а точнее – уязвимые места потребителя, с тем, чтобы впоследствии по факту как можно выгоднее продать «ожидаемый результат». Таким образом, зритель/читатель из активного участника действия мимо воли превращается в некое пассивное, аморфное существо, реагирующее лишь на привычные и элементарные раздражители. При этом кажущееся разнообразие массовой культуры (все эти боевики, фильмы ужасов с сиквелами и без) на самом деле не имеют ничего общего с качественным разнообразием. Да и зачем, если задача – выработать условный рефлекс, как у собачек Павлова, – привыкание. А там – новая порция – и доза за дозой.
Но даже у рефлексов, как известно, может произойти запредельное торможение, когда тот или иной раздражитель становится слишком сильным или действует слишком долго. И тогда срабатывает защитный механизм психики – включается механизм верификации поступающей информации.
В какую сторону качнется наш маятник?..