За минувший год мне, как PR-консультанту, поступало 4 предложения от так называемых трэвел-журналистов. Говорю «так называемых», потому что их суть, словно лакмусовая бумажка, отражает проблемы мейнстрима.

В половине случаев во мне видели «трэвел-райтера», или попросту «литературного негра», облекающего символы и знаки в некую удобоваримую читабельную (желательно – вирусную) форму. Вторая половина сводилась к событийному маркетингу – нагнать народу, провести «прессуху» – в общем, «погудеть, как надо» по случаю приезда «интересных гостей». И хотя в основе предложений инициаторов прослеживалась вполне объяснимое желание оставить свой след в истории с монетизацией затраченных усилий, настолько же было очевидно, что с таким «настроением» – ты слона не продашь.

Не знаю, как вы, но лично я с трудом себе представляю, как вместо почившего в Бозе Александра Радищева, или здравствующего ныне Брайсона Билла, кропает путевой очерк кто-то другой. То есть, люди, избравшие себе путешествие как профессию, не вникают в основы основ. Ведь то, что допустимо в литературе, в юмористических книгах о путешествиях того же Брайсона Билла, ставшими бестселлерами, недопустимо в трэвел-журналистике. Литературный жанр позволяет писателю использовать художественные приемы – вплоть до создания вымышленных историй и даже «путешествия без самого путешествия» – всё ради развлечения читателя. В то время, как трэвел-журналистика прежде всего рассказывает о разных аспектах туризма в информационных целях (телевизионный продакшн, отмечу, раскачивает маятник иной – между рекламой и шоу).

Когда мне говорят: «мы слышали за краудфандинговые платформы (прим.: «краудфа́ндинг» – добровольное народное финансирование через доноров), может, нам завести трэвел-блог?» – я задаю всего два вопроса. Первый – в чём состоит ваша уникальная идея? И второй – слышали ли вы за путешественницу Кассандру Де Пекол? Как правило, моментально реагируют на второй – а почему именно она? Потому что – первая женщина, которая посетила все страны мира (в т.ч. и Украину) в рекордно короткий срок – 18 месяцев и 26 дней. А что у вас?

Видеоблог, как отражение конвергенции СМИ, это – не публикуемый текст, который можно привести в чувства путём редактирования, придания единого неповторимого стиля. И даже – не движущаяся картинка с восхитительным фоном. Это дикция, тембр, ораторское искусство и актерские способности того, кто в кадре. Это качество съёмки и видеомонтажа контента. Наконец, питчинг проекта. Совокупно – это способность взрывать уровень адреналина в крови у тех, кто по другую сторону экрана, дарить кайф и хорошее настроение своей целевой аудитории, не смотря на весь в общем-то детерминированный процесс – предопределённый результат сюжета.

При этом, начинающим трэвел-журналистам не стоит наивно полагать, что однажды взгромоздясь в свой летучий/плавучий/едущий пепелац и решив посетить уездный город N, они прямо-таки осчастливят региональный информационный ареал своим прибытием. Во-1, нужен какой-никакой бэкграунд масштаба путешествия. А во-2, «залётные» остаются для местечковой прессы всегда «залётными» – откатали программу и полетели/поплыли/поехали дальше. А вот если исходить «аb ovo», для того, чтобы застолбиться в локальном медиа-пространстве всерьёз и надолго, куда предпочтительнее быть местным «птенцом». Тогда шансы в генерировании постоянного контента о героическом путешествии «нашего парня» по городам и весям увеличиваются в разы. А там, глядишь, город-отправитель масштабируется вместе с героем и в представителя страны.