«Я объявляю бойкот всему классу» (х/ф «Чучело»)

Не знаю, как ты, читатель, но когда меня оголтело приглашают бойкотировать торговые марки ли, магазины ли, исходя из партийной принадлежности, я, в первую очередь, думаю об интересах своей семьи. Не той, что за высоким парканом, а СВОЕЙ, которая рядом.

Можно сколько угодно аргументировать теоретическими, вырванными из контекста экономическими квинтэссенциями «за бойкот», мол, объем спроса не меняется – деньги (в случае чего) достанутся конкурирующим брендам. Но мне рассказывать об эластичности спроса не надо. Поскольку на личном опыте знаю, каково это, когда товара-заменителя попросту нет.

В моей памяти еще свежи воспоминания, как я мотался из одного конца города в другой, в поисках специальной в силу ряда медицинских показаний молочной смеси для грудничков. Ни сетям аптек, ни специализированным детским магазинам мало востребованный товар не нужен – сплошной масс-маркет. А когда нашел то, что искал, в гипермаркете на окраине, поверьте, мне было все равно, что до партийно цветовой дифференциации штанов его хозяина. Дома меня ждал ребенок, которого необходимо было кормить по часам…

Я слишком хорошо еще помню, к чему привел флэшмоб «забери деньги из банка» пять лет назад – в 2008-м. Тогда VIP-клиенты, понаоткрывавшие своим VIP-сынулькам и дочуркам депозитные счета на кругленькие суммы в нашем иностранном банке, будто сговорившись, начали наяривать в головной офис, дескать, земля слухами полнится – на днях зазвучит по банкам отходная молитва. Мол, где уж тут капитализацией наживаться – вернуть бы своё… Стали выяснять, откуда ноги растут у сарафанного радио – ой-ё-ёй! Некий «верховный» народный депутат-доброхот поделился в кругу друзей-приятелей: вэй-вэй, быть беде, хватай мешки – вокзал отходит. И понеслась – броуновское движение. В нарастающей панике VIPов не успокаивал даже тот факт, что акционер – не какая-нибудь оффшорная компания на Сейшелах, а европейская группа с именем, отвечающая по всем своим обязательствам во всех странах оперирования. Они требовали личных гарантий, вплоть до –  вынь да положь расписочку, и не иначе. Что уже говорить о простых вкладчиках, которые обрывали телефоны в колл-центре, выстраивались в очереди в отделениях…

Неужели, ты, читатель, настолько наивен, что полагаешь, что вчерашние VIPы, оставшиеся и сегодня таковыми, не вынесли уроки из прошлого? Неслучайно, по оценкам независимых экспертов объем денежной массы собственников в отечественных банках нынче не превышает и 15%. Остальное, где бы вы думали? Правильно – за морями, за долами, за высокими горами. Основной ресурс банковской системы сегодня – это средства простых людей. Ну, изымут они из бойкотируемых банков свои не бог весть какие преимущественно гривны. (Хотя, объективно скажем, одномоментно проделать сие сразу всем не представляется возможным). Ну, потеряют при досрочном расторжении договора начисленные проценты, оставшись при своих, минус девальвационные колебания. В тартарары от подобных шагов упомянутые банки все равно не провалятся. И без гривны, уж будьте уверены, не останутся. Регулятор, как отец родной, их-то в случае чего рефинансирует ровно на столько, насколько нужно будет.

Другой вопрос в том, что вирус в кровеносную систему экономики уже будет занесет. А для того, чтобы оценить, насколько он может быть разрушителен для организма, простой пример.

В чем сущность банка? В аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их во временное пользование в виде кредитов. Говоря простым языком, этим они живут, т.е. зарабатывают. Однако банки ведь кредитуют не только физ- и юрлиц, но еще и друг друга. А теперь представьте 50 банков, в 40 из которых есть деньги на счетах другого банка. И вот однажды в «один из» приходит флэшмоб вкладчиков снимать свои денежки – все и сразу. А оные уже вложены. Свободных денежных средств на всех «не хватат». И банк что делает? Верно, приостанавливает выплату. На время. А сам обращается к другому банку – верните, коллеги, нашенское. Тот в свою очередь приостанавливает выплату уже своих обязательств, и апеллирует к кому? Как вы уже догадались, к третьему. Ну, и т.д. В результате – в образовавшуюся воронку, затягивает всех – даже тех, кто изначально в списках бойкота не значился.

Каким бывает конец у финансово-экономических флэшмобов, хорошо помнят в Египте. Там, крах египетского фунта стал реальностью в одночасье. Спрос на доллар за ночь вырос на 100%. Множество людей пытались перевести свой капитал в твердую валюту, но безуспешно. Беспрецедентный спрос на доллар привел к резкому повышению курса и дефициту на рынке. А перевозка денег в инкассаторских автомобилях и вовсе перестала быть безопасной – инкассаторы подвергались постоянным атакам мародеров…

Как точно подметил на днях у себя на страничке в «Фейсбуке» мой знакомый, редактор популярного бизнес-издания: «Конфеты, печеньки, куры, сыр-масло... Не пропадут, все равно съедят. Не одни, так другие. Банки – это серьезно».

Так что, если кто-то, презрев интересы семьи, не той, что за высоким парканом, а СВОЕЙ собственной, желает раскачивать лодку в угоду политтехнологам – бога ради. Бойкотомания в помощь.

Только вот те, ДРУГИЕ, вряд ли помножат свои сбережения на ноль. А мы?