Что делать с гривной – скупать доллары или оставить, капитализируя, как есть? Таким вот почти что гамлетовским вопросом мы нередко спешим озадачить «поднявшихся» друзей-приятелей, банкиров при жизни, или просто «тусующихся» около финансовой сферы товарищей. В надежде, дескать, помогут, подскажут. Направят на путь истинный. А ведь можно пораскинуть и своими мозгами. Не вдаваясь в высокие материи, самому посмотреть, что и как. Включить логику и разложить все по полочкам: чужие дифирамбы – отдельно, подмечаемые факты – отдельно.

Но для начала – сухим языком цифр. По данным НБУ, впервые с 2008 года доля долларовых депозитов населения уменьшилась в нашей стране до 45%. По сути, прирост по депозитам в 2013 году фактически полностью обеспечен вкладами в гривне: из 57 млрд. грн. на долю вкладов в национальной валюте приходится 54 млрд.

Когда я слышу мнения тиражируемых экспертов, дескать, это временное явление и осенью ставки по доллару поползут вверх, а с ними потекут и валютные ручьи в банки, мне так и хочется сказать – окстись, товарищи, отряхните ваши припудренные мозги. Спору нет, ежегодная тенденция имеет место быть. Осень – период активизации деловой активности, увеличивается спрос на ресурсы со стороны бизнеса и кредиты со стороны населения, и все такое – сами в банках работали. Вот и «Простобанк Консалтинг» вторит – мол, в сентябре-2013 средние ставки по гривневым и долларовым депозитам впервые с начала года пошли на повышение. Правда, в отличие от гривневого собрата, чья доходность за месяц поднялась на 0,02-0,27 процентного пункта, доходность долларовых депозитов выросла не так значительно – на 0,01-0,13 процентного пункта. Но… Вот вы мне скажите, какое из двух спелых яблок пойдет на «ура» – просто спелое или то, которое червь точит? Ответ, полагаю, очевиден. Так, неужели вы думаете, что в условиях, когда НБУ стимулирует процессы снижения ставок по валютным вкладам на украинском рынке, банки будут широко продавать менее доходное яблоко?

Судите сами. Только, калькулируя, обратите внимание на разницу в базовых ставках по валютным и гривневым депозитам для отчислений в Фонд гарантирования вкладов (0,8% и 0,5% соответственно). И на последовательное ужесточение Нацбанком норм обязательного резервирования по валютным вкладам – по краткосрочным (с 9% до 10%) и по долгосрочным (с 3% до 5% – летом, и с 5 % до 7% – давеча в сентябре) средствам и депозитам в иностранной валюте юридических и физических лиц. Соответственно – постановления НБУ №241 от 20 июня и №371 от 19 сентября 2013.

Что?! Вы разве не знали, что ориентиром регулирования украинского денежно-кредитного рынка служит дедолларизация экономических отношений в стране? И то же повышение нормативов, в первую очередь, следует рассматривать, как одно из очевидных системных действий НБУ в данном направлении. Очередными превентивными шагами, в случае неумного роста к покупке валюты со стороны населения, могут стать и введение налога на валютообменные операции – наличные и безналичные, и возврат валютных депозитов населения в гривне по курсу НБУ при досрочном снятии или по коммерческому курсу – при завершении депозита в срок. Или, как вариант – возврат валютных депозитов населения не «живыми» долларами, а, например, казначейскими векселями. Да мало ли «культмассовых» мероприятий обсуждается в кулуарах?! И все «обсуждатели», как ни странно, как один ратуют за свою родную гривну…

Вот тут-то какой-нибудь продвинутый селебрети-эксперт возьмет и подловит автора на полуслове. Дескать, странными методами ратуют у нас за нацвалюту, когда в государственном бюджете на 2013 год курс гривны уже заявлен на уровне 8,4. Вот вам, батенька, девальвационные ожидания во сей красе – да-с. А досужий читатель поверит – эка он подловил «писаку», молодца. Ну, если вам нравится, когда не своя голова на плечах – пожалуйста. А захотите самим разобраться, копнуть глубже – загляните в книжки по экономике. Тогда вникните, что заявленный в бюджете курс гривны является лишь техническим индикатором. Есть и другие. А изменения на две копейки – еще не предвестник апокалиптического кризиса. Объективно говоря, существует такое понятие, как «риски», которые в той или иной степени гасятся регулятором. Не будем наивными – ни НБУ, ни банки, ни даже ругаемое правительство не заинтересованы в ослаблении национальной валюты. Ведь в случае снижения курса гривны вырастет внешний и внутренний долг государства в гривневом эквиваленте, а также ухудшится качество валютных кредитных портфелей банков. Плохо будет всем. А тут еще 2015 год не за горами. Перед выборами не до экономических потрясений…

А, может быть, автор, действительно, ищет черную кошку в темной комнате? Правда жизни она куда прозаичнее будет? Население-де и радо бы скупить лишнюю пригоршню долларов на черный день, но желания, как в старом грузинском тосте, не совпадают с возможностями. Видит око, да зуб неймет? Не без того, чего уж там. Не будем ханжами.

Но, если вдруг кто-то меня спросит, так что же следует делать с гривной, я отвечу словами из песни Татьяны и Сергея Никитиных – следует жить. А стоит ли «шить сарафаны и легкие платья из ситца» или начинать осваивать азы финансовой грамотности, дабы без посторонних увещеваний, личным умом, капитализировать свои сбережения – пусть каждый решает сам. Давно пора!