Похоже, в разрез с паническими заявлениями о продолжающемся снижении золотовалютных резервов НБУ украинцы на эту тенденцию не реагируют. На валютном рынке наблюдается спокойная ситуация.

Даже календарный эффект – сезон летних отпусков – и тот не подстегнул рост спроса на валюту. В целом по итогам семи месяцев текущего года предложение валюты над спросом превысило $1,8 млрд. В то время, как в минувшем году, дефицит, кто помнит, составил $3,4 млрд. Интересный факт. По данным НБУ, в июле четвертый месяц подряд украинцы продали наличной инвалюты больше, чем купили, что является наибольшим периодом с начала 2005 года. Это позволило Нацбанку только за апрель-июль наполнить свои резервы по данной статье почти на $300 млн. А с учетом начала года этот показатель и вовсе лучше прошлогоднего на $3,6 млрд.

О чем это говорит?

Во-первых, Правительству и Национальному банку, пожалуй, действительно, удалось своими действиями снизить спрос на валюту и насытить ею рынок. Как подтверждающий факт – регулятор в мае-июне месяце прекратил выходить с интервенциями на валютный рынок для поддержки курса национальной валюты путем продажи инвалюты на межбанке. В январе-июне 2013г. объем чистых интервенций НБУ на межбанковском валютном рынке снизился в 2,5 раза – до $524,36 млн., тогда как за аналогичный период прошлого года объем чистых интервенций Нацбанка составил $1,3 млрд.

Во-вторых, свое недоверие/доверие к национальной валюте население демонстрирует в привычный способ – капитализацией гривны. Не случайно, гривневые вклады сегодня на пике популярности. Конечно, цена такой популярности зашкаливает – многие финучреждения предлагают ставки по годовым гривневым вкладам на уровне 23-25% годовых. А значит – ставки для многих потенциальных заемщиков остаются на слишком высоком уровне.

Видимо, именно поэтому Нацбанк на нынешней недели объявил об очередном – уже втором нынешним летом снижении своей базовой ставки (до 6,5%). Конечно, ввиду специфики нашего денежно-кредитного рынка такое объявление носит скорее вербальный характер, но все же попутно было обещано приложить максимум усилий для снижения кредитных ставок. Ну что же, посмотрим...

Тем временем, по данным НБУ, общий объем сбережений физлиц в украинских банках вырос за второй квартал 2013г. на 6,2% или 24,2 млрд. грн. – до 414,4 млрд. грн. Такой результат можно назвать рекордным – похожий прирост (23,5 млрд. грн.) украинские банки получили еще до финансового кризиса, в последнем квартале 2007г. При этом на депозиты в национальной валюте за апрель-июнь-2013г. украинцы положили в 15 раз больше средств, чем на вклады в иностранной валюте.

Но даже в таких, казалось бы, благоприятных условиях, в том числе и отсутствия спроса на доллары со стороны населения Украины, валютные резервы НБУ, объективно говоря, все же сокращаются – и, в первую очередь, из-за необходимости погашения внешних долгов, набранных в 2008-09 г.г.

Но, думается, ситуация не критична. Кстати, говоря, темпы сокращения золотовалютных резервов НБУ в июле-2013г. уже существенно замедлились – до $526 млн. по сравнению с $1,297 млрд. в июне. По предварительным данным НБУ, на 1 августа 2013г. объем ЗВР составил $22,719 млрд. И хотя до конца года Украину еще ожидает выплата обязательств перед МВФ на $2,9 млрд., погашение размещенных на внутреннем рынке валютных облигаций, дальнейшее снижение уровня ЗВР, если и произойдет, то вряд ли будет резким и значительным.

Виной тому скрытые резервы, которые Правительство и НБУ могут использовать в условиях ограниченных возможностей Украины по привлечению на международных рынках капитала займов по подходящим ставкам и все еще туманной ситуацией с МВФ. Так, регулятор еще не применял весь ресурс норматива обязательной продажи валютной выручки экспортеров, который может быть увеличен с 50% до 75% и выше. Уменьшить теневую экономику, которая активно использует наличную валюту для своих незаконных операций можно с введением обязательного налога на операции по покупке-продаже наличной валюты, или с имплементацией закона, регламентирующем покупку валюты только по безналу.

Свое слово, уверен, еще скажут и ограничение наличных расчетов между физлицами суммой в 150 тыс. грн. и обязательная конвертация через банки в гривну валютных переводов на сумму ,равную и более тех же 150 тыс. грн. И даже – финансовые векселя, которые позволят снизить долговое давление на внутреннем рынке по статьям возврата НДС.

С таким подходом к уменьшению долларизации экономики Украины, что останется на закрытие потребности в валюте для погашения нерефинансируемых внешних долгов, спросите? Гривна?