«Вся реклама мира основана на трех принципах: «хорошо, много и даром.
Поэтому можно давать скверно, мало и дорого».
(Александр Грин)

По ходу, недостроенный в прошлом веке коммунизм в наши дни для банкиров де-факто уже наступил. О чем, как и предвещали в подзабытом советском политанекдоте, уже объявлено по радио и в газетах. Да и по телевизору сообщают каждый Божий день.

Вы думаете иначе?

Тогда присмотритесь внимательно по сторонам. Наблюдаете, какие деньжища вчерашним пролетариям раздают вокруг, и как легко?! Вам нулевой кредит, денежку на все случаи жизни без залога и поручительства? Бери — не хочу! Завсегда, пожалуйста! А проценты, проценты-то по вкладам как интенсивно растут — ну, словно бамбук!

Это, если верить рекламе…

Да и как не поверить-то, если она давит на самосознание? Злоупотребляет вниманием ваших расширившихся от возбуждения зрачков, забивает сладкой патокой фильтры ушных раковин. Неслучайно, продуктовая реклама банков апеллирует, в первую очередь, к эмоциям ЦА. И делает это посредством понятийно «легкоусвояемых» образов. Разве не душевной мелодией льется по нежным струнам сердца потребителя месседж: «В жизни часто возникают ситуации, когда деньги нужны срочно, а ждать одобрения заявки в банке, нет времени, родственники и друзья тоже не могут одолжить большую сумму. В таких случаях может выручить…». И далее — манной небесной по чакрам… А главное — не поспоришь. Доходчиво. Вот он — прикуп, а вот — Сочи. А что до большого массива мелкого, трудночитаемого текста, встречающегося в рекламе, то, когда вы в двух шагах, от груды сказочных богатств, особо вникать в подобные мелочи, как правило, уже нет ни желания, ни времени…

А ведь товарищ Никадилов, лектор из общества по распространению из к/ф «Карнавальная ночь», похоже, здраво-таки рассуждал, когда делился сокровенными наблюдениями: «…но, стоит нам только взять телескоп и посмотреть вооружённым глазом, то мы увидим две звёздочки, три звёздочки, четыре звёздочки…».

Как раз под эти ничем не примечательные с виду «звездочки» («*») банки, грешным делом, и «загоняют» шестым-восьмым кеглем (размер шрифта) информацию о допплатежах и прочих неугодных нюансах продукта. Тем самым, выкраивают лазейку-возможность «дозаработать» со временем все то, что финансовый конгломерат «не добрал», предоставив давеча самые выгодные условия.

Банкиры, конечно, сейчас возразят. Мол, самой по себе неполной информацией о продукте в зазывной рекламе обмануть клиента никак невозможно. Дескать, решение он все равно принимает не на улице, а в банковском отделении/точке продаж, где присутствует специалист, которого можно замучать вопросами.

Ой, ли? А не о них ли говорят, как изрек Гераклит, «присутствуя, отсутствуют»? Обмануть — не обманут, но ввести в заблуждение, когда объем вознаграждения за проделанный тобой праведный труд напрямую зависит от продаж этих самых продуктов — соблазн ох как велик. А тут еще на поверку оказывается, что между мотивами действия «обмануть» и «ввести в заблуждение» — грань весьма тонкая. Да такая, что не различить даже в ст. 54 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», которая де-юре гласит: «Банкам запрещается распространение рекламы в любой форме, содержащий ложную информацию об их деятельности в сфере банковских услуг». С ходу и не подкопаешься, как в случае со стаканом, который то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст.

И все бы ничего, но, согласитесь, как-то не вяжется, ссылка банкиров на возможность получения дополнительной информации о продукте в отделении или, скажем, в колл-центре, с декларируемым стремлением банка «укреплять доверие со стороны народонаселения». К чему такие сложности? Я вот, например, наивно полагал, что надежность финучреждения никак не связана с его рекламной стратегией. А самая лучшая реклама для банка — его безупречная деловая репутация и качество клиентского обслуживания.

Но оставим в покое мои и ваши иллюзии. Ведь кроме нас, слава Богу, есть еще и те, кто, собственно, их отродясь и не питал вовсе — госрегуляторы финансового и потребительского рынка. Они-де призваны служить и защищать интересы «консамер-комьюнити», законно возжелающего получать понятную для него и полную информацию о банковских продуктах. Может быть, оные ученые мужи бдят зорче впередсмотрящего?

Увы, революционный, в своем роде, законопроект, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины о рекламе в сфере финансовых услуг», с 2011 года так и остался комплексным «разрулирующим коллизии» механизмом только на бумаге. А было там кое-чего и весьма полезного. И немало. В частности, и о правовой «цензуре» на рекламу финуслуг, и мерах воздействия за «рекламное непослушание», и черным по-белому, что признается рекламой в данной буйно денежной сфере, а что нет. Для смыслового переваривания и пополнения мозга серым веществом.

Ну, что было, то прошло и быльем поросло. Жаль только, что иного, кроме чревовещательных переговоров и разговоров, пока не дано. То тут, то там регуляторы по старинке ведут с переменным успехом бои местного значения. Не то видимости ради, не то, играя с финансистами в поддавки… А вот тут-то досужий читатель, скорее всего, меня предметно и подловит. А как же, спросит, превентивные меры, предпринятые, например, постановлением НБУ № 168 от 10.05.2007, регламентирующим «Правила предоставления банками Украины информации потребителю об условиях кредитования и совокупной стоимости кредита»? Не знаю, как вы, а лично я далек от мысли, что рядовой потребитель настолько силен в математике, что запросто осилит в уме эти заумные Правила, не призвав в союзники дедуктивный метод, а с ним заодно и калькулятор логарифмов для пущей уверенности.

Вроде бы и общая норма закона Украины «О рекламе» есть, ст. 7, например, коего четко гласит: «Основными принципами рекламы являются: законность, точность, достоверность, использование форм и средств, которые не наносят потребителю рекламы вреда». И «блюстителей порядка» — не дефицит. А в рекламе украинских банков как не указывали зачастую все реальные расходы и обязательства потребителя, так и не указывают. А почему бы и не проигнорировать, если надлежащий контроль банкирам пока разве что только в страшном сне снится. Как водится, у семи нянек и дитя без глазу.

Вот вам, к примеру, не безынтересно узнать, а сколько с момента начала в прошлом году удалой кампании по наведению порядка на рынке рекламных услуг Антимонопольный комитет Украины оштрафовал банковских игроков за недобросовестную рекламу? Полюбопытствуйте на сайте АМКУ. Ну, что — пальцев одной руки для подсчета хватило?

А теперь присмотритесь внимательно по сторонам. Пройдитесь улицами. Или узрите из окна персонального автомобиля. Наблюдаете на рекламных щитах, сити-лайтах, биг-бордах рекламу банков с кредитной ставкой в размере 0%, одной сотой или тысячной процента? Или вас больше манит бамбук-депозит? Прислушайтесь. Быть может, вы еще услышите иного толка душевную мелодию, льющуюся по нежным струнам вашего сердца и голос Александра Буйнова: «я бамбук, пустой бамбук…».

Не услышали?

Тогда для вас воистину, видать, существуют «нулевые кредиты».

А для кого-то, как пели в команде КВН ДГУ, это первая шутка в песне.