История с Концепцией реформирования ГФСвскрыла очень серьезные проблемы внутри управленческой вертикали и отношениймежду Министром финансов, который курирует фискальную службу, и её фактическим руководителем– протеже Премьер-министра.

Выразилось это, как в вопросецелесообразности проведения конкурсов на начальников таможен, так и вподготовке письма Государственной фискальной службы Украины от 31.03.2017, вкотором говорится о невозможности выполнения Концепции без широкомасштабныхизменений Таможенного кодекса.

В общем-то, говоря спортивным языком,любая Концепция или стратегия – это тренерская установка на игру. Но это только10% успеха! Остальные 90% - это реализация установки командой. В свою очередь,реализация зависит от нескольких факторов: мотивации, понятности ипредсказуемости результатов, наличия необходимых инструментов и так далее.

В данном случае, письмо ГФС отчетливопродемонстрировало, что никакой мотивации выполнять Концепцию нет, сославшисьна необходимость внесения изменений в законодательные акты.

Кроме того, многие вещи осталисьнепонятными. Центральная ось данной стратегии – это ликвидация таможен наместах и создание Межрегиональной таможни. Возникает ощущение, что собственноради этого пункта все и затевалось. Словно Концепция — это красивая обверткадля одного единого решения.

Мне кажется, что изменение структурыдолжно быть производной от изменения функционала, подходов к выполнению функцийи вообще философии построения отношений между таможней с одной стороны ибизнесом / гражданином – с другой.

Цель Министерства понятна – сделатьтаможенную систему сверхуправляемой. Но вместо укрепления таможенной вертикалимы получим сверхцентрализацию, когда для осуществления довольно стандартноготаможенного оформления необходима будет отмашка «сверху». Кроме того, лишениетаможен на местах статуса юрлица приведет к переносу «рутины» на центральныйуровень. И в связи с этим остается непонятным, является ли ликвидация таможенадекватным ответом на необходимость банальной оптимизации штатной структуры. Тоесть вместо перераспределения кадрового потенциала в сторону оперативнойсоставляющей, убивается таможня, но остается на областном уровнепредставительство, которому передадут все те же обеспечительные функции (кадры,бухгалтерия и т.д.).

Дальше вопрос сугубо практический.Статья 524 Таможенного кодекса говорит нам о том, что дело о нарушениитаможенных правил рассматривается по месту нахождения органа доходов и сборов,должностные лица которого осуществляли производство по этому делу. Если,допустим, Межрегиональная таможня будет находиться в Шевченковском районе г.Киева, то Шевченковскому районному суду придется рассматривать минимум 10 тысячдел о нарушении таможенных правил. Без учета выходных – это 500 дел о НТП вдень.

Также, с учетом кадровых полномочий новойСупер-таможни все исковые производства по кадровым вопросам будут поступать в Окружнойадминистративный суд г. Киева. Таким образом необходимо будет увеличиватьштатную численность сотрудников юридического направления, а судам – оглашатьнабор судей в срочном порядке. А все из-за «хотелки» всё контролировать.

Такой упрощенный и даже примитивныйподход к управлению и контролю свидетельствует о том, что собственно никто нехочет разбираться в особенностях таможенного дела, а одним махом якобыизбавиться от накопившихся проблем.

Кроме того, у меня вызывает большойскепсис, что якобы освободившийся финансовый ресурс используется на повышениезаработных плат работников ДФС. Данный ресурс скорее всего будет использован навыходное пособие работникам, которые в ходе реорганизации будут уволены, и напокрытие выплат в связи с вынужденным прогулом работникам, которые будутвосстанавливаться на работе согласно судебным решениям.

Кроме всего прочего, бросился в глазапункт о том, что работники внутренней безопасности – будут административно независимыми(зарплаты, премии, отпуска) от регионального руководства и будут эффективно выявлятькоррупционные риски.

Хотелось бы отметить, что подразделениявнутренней безопасности в первую очередь и является мощным коррупционным риском.Поскольку имеют доступ в зоны таможенного контроля и фактически вмешиваются впроцесс таможенного оформления.

Есть такое понятие – динамический хаос,когда вам кажется, что поведение системы выглядит случайным, но на самом делеобусловлено определенными процессами.

Таможня Украины сегодня мне как разнапоминает динамический хаос, поскольку необдуманные шаги, предпринятые с целью«оптимизации» и чего-то там еще, привели к плачевным последствиям и хаосунастоящему, невозможностью предсказать будущее развитие таможенной системы. Ивиноваты в этом явно не инспектора на таможнях.

В 2012 году, когда была ликвидированаГосударственная таможенная служба Украины и создан КітПесМинистерстводоходов и сборов, государство взяло курс на уничтожение украинской таможни, авместе с ней и таможенного дела, и безопасности страны. Причем это выглядит именнокак программа ликвидации – каждый последующий шаг приводит к ещё более худшимпоследствиям.