Борьба с контрафактом: Почему таможня не защищает Украину от подделок?
Интеллектуальная собственность сегодняявляется одним из самых ценных активов. Стоимость многих компаний, которые известнысвоими торговыми марками, технологиями, инновациями, часто намного больше, чемклассических активов.
Учитывая то, что объектом таможенногоконтроля в первую очередь является товар, который может содержать один илинесколько объектов права интеллектуальной собственности (торговые марки,промышленные образцы, полезные модели, географические указания и т.д.), таможнястала одним их важных элементов системы защиты прав интеллектуальнойсобственности.
Например, в товаре «спортивныекроссовки» может защищаться:
- торговая марка (отличает данныекроссовки от похожих товаров и защищает «репутацию» кроссовок и компанию их производящую);
- промышленный образец (форма, рисунок,раскраска или их сочетание, которые определяют внешний вид товара);
- изобретение, полезная модель(результат интеллектуальной деятельности в сфере, например, технологийизготовления кроссовок).
Находясь «на передовой» международнойторговли, таможня выполняет, в том числе, и функции по защите правинтеллектуальной собственности, борьбе с контрафактными товарами.
Защита прав интеллектуальной собственностина границе (IPRProtectionatthecustomsborder) – это еще одно проявлениеправоохранительной сущности таможни.
Как известно, кроме финансовых ирепутационных рисков, контрафактные товары могут нести серьезную угрозуздоровью населения, экологии, общественной безопасности.
Кроме того, наряду с наркотрафиком,прибыль от производства и реализации контрафакта является главным источникомфинансирования организованной преступности и терроризма.
Поэтому борьба с контрафактнымитоварами при таможенном контроле – бесспорно важное направление не только вреализации таможенной политики, но и в контексте реализации другихгосударственных функций.
Почему же именно таможня должна«ловить» контрафакт на границе или в местах таможенного оформления?
Один простой аргумент – значительнопроще остановить контейнер с контрафактными лекарствами, игрушками,электротехникой или агрохимией при таможенном контроле, чем потом собирать «покусочкам» в местах реализации на внутреннем рынке.
Если анализировать ситуацию в Украинепо «IPRProtectionatthecustomsborder», то внешние атрибуты вроде бы присутствуют:принято законодательство, соответствующее нормам ВТО, применяются аналогичныепроцедуры (таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности;механизмы приостановки таможенного оформления в случае выявления признаковнарушения прав, взаимодействия с правособственниками, процедуры уничтоженияконтрафактных товаров, перемаркировки и т.д.).
Согласно статистике ГФС, в таможенныйреестр внесено более 3 тысяч объектов прав интеллектуальной собственности. Наосновании информации из реестра таможнями только в этом году осуществлено более5 тысяч приостановок таможенного оформления по подозрению в нарушении правинтеллектуальной собственности. И эти показатели растут из года в год. Но, ксожалению, они (показатели) не несут объективной оценки ситуации по защитеинтеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом.
Более того, могу с уверенностьюсказать, что сегодня данное направление работы таможни – не тольконеэффективное и безрезультативное, но вдобавок несет вред законнойвнешнеэкономической деятельности.
Объясню почему. Таможенные органы странЕвропейского Союза в 2015 году совершили более 81 тыс. приостановок таможенногооформления по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности (43,7млн. шт. различных товаров). Но главное здесь не цифра (количествоприостановок), а эффективность.
Так результатом 91% приостановок стало,либо уничтожение контрафактных товаров (более 15 млн. единиц), либо инициированиесудебных процессов. Только в 3% случаев приостановок товары оказались такими,что не нарушают права интеллектуальной собственности, а в 6% - были выпущенытаможней в свободное обращение, в связи с тем, что правообладатель неотреагировал на приостановку.
Ситуация в Украине – диаметральнопротивоположная. 99% приостановок таможенного оформления по подозрению вконтрафактности заканчиваются ничем. Ни протоколом о нарушении правинтеллектуальной собственности, ни уничтожением, ни судебнымиразбирательствами.
При показателе более 5 тысячприостановок за год на все таможни набирается в лучшем случае 5-7 фактовуничтожения контрафактных товаров и может еще с десяток административных протоколов(в процентном отношении – это меньше 0,3% от всего количества приостановок).
Таможенная служба США, опыт которой ГФСпостоянно изучает: в 2015 году – 29 тыс. случаев изъятия контрафактных товаров,стоимость которых в случае их оригинальности составила бы почти 1,4 млрд. дол.
В итоге на сегодняшний день можноконстатировать, что эффективность деятельности ГФС по защите правинтеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом – практически равнанулю, а сама реализация в Украине этой важной функции таможни дискредитированаи не соответствует международной таможенной практике.
При внешнем наличии всех необходимых процедуртаможни сегодня занимаются тем, что, с одной стороны, с успехом защищают права«патентных троллей», например, на промышленные образцы «бордюр для цветника»,«постамент для памятника» и «плита надгробная» (одно из последнихярких проявлений «патентного троллинга»). А с другой стороны – беспрепятственнопропускают контейнера с контрафактной агрохимией.
По оценкам экспертов, четверть всехпестицидов на рынке Украины – это контрафактные товары, в том числе подделки известныхбрендов Syngenta, BASF, Bayer. После использования таких пестицидов выращенная на ней сельхозпродукцияотравляет нас с вами, а на восстановление почв потребуется десятки лет.
Таким образом, реальные результаты вборьбе с контрафактом отсутствуют, а вместо этого - «интеллектуалка» вукраинском формате стала одним из «тормозов» импортно-экспортных операций:патентный троллинг, патентное вымогательство, регистрация в таможенном реестрекак способ «грязной» борьбы с конкурентами и т.д.
У большинства представителей бизнесатаможенная защита интеллектуальной собственности ассоциируется с задержкамитаможенного оформления, необоснованными досмотрами, увеличением финансовых ивременных затрат на ведение внешнеэкономической деятельности.
P.S. О том, как выйти на правильный путь, в следующем блоге.