Не так давно главаПравительства подчеркнул, что по расчетам экспертов в теневых потоках находитсяне менее 20% всех платежей, которые сегодня осуществляются на таможне.

Задача абсолютно простая – максимум за квартал,за три месяца, построить качественную систему управления рисков, ликвидироватьтеневые схемы... Также важно убрать почву для коррупционных действий...

С Премьер-министром трудно поспорить.Действительно ситуация в таможенной сфере плачевная. Но это и неудивительно, сдругой стороны, если учитывать, что таможней в стране уже много лет никто незанимается.

Поэтому участники встречи с Премьером ивоспроизводят одни и те же заученные и переписанные по двести раз фразы:«система рисков, платежи, борьба с контрабандой».

Вот кого нужно было особо тщательно люстрировать,так это клерков Министерства финансов и Секретариата Кабмина, которые генерируют весь этот словесный мусор и пытаются его вложить в устаруководителей государства.Гройсман, скорее всего, прав! Он обрисовалстратегическое направление – наполнение бюджета и отсутствие коррупции. Егозадача – расставить акценты и сформулировать задачу.

А тактика и детали, в которых, как известнокроется дьявол, – это вотчина Главы Государственной фискальной службы.

Не берусь советовать, а просто хочу предостеречь.Но, если уж мы продолжаем относиться к таможне, как к бездонной бочке, тонеобходимо осознавать, какие риски несет установление очередных планов (кстати,почему их не десоветизируют?).

Любой руководитель фискального ведомства вместопроведения системных, а иногда и непопулярных реформ, будет инстинктивностремиться к тому, чтобы выполнить план за счет давления с помощью таможеннойстоимости. Это, так сказать, «быстрые деньги».

Это сразу увеличит розничные цены напотребительском рынке, а значит приведет к инфляции.

Нужен комплексный подход и реальная стратегияизменений на таможне.

Во-первых, полная ревизия таможенногозаконодательства. Это к вопросу о почве для коррупционных действий.

Во-вторых, изменение административнойструктуры, которая была создана во времена Минздоха, доказала своюнежизнеспособность, но раз за разом воспроизводится очередным руководителемГФС.

В-третьих, необходимо раз и навсегдаразобраться с таможенной стоимостью. Создать мощный аналитический блок, которыйбудет обрабатывать колоссальные массивы информации. Под это направлениенеобходимо приобрести специальные программные аналитические продукты.

В-четвертых, убрать возможность для манипуляцийс кодом товаров, пересмотрев и уравняв некоторые ставки пошлин.

Кадровая составляющая! Ведь кадровый потенциалпрактически уничтожен. А низкая мотивация подталкивает таможенников, либо ккоррупции, либо к поиску новой работы. Напромню, что зарплататаможенного инспектора остается неизменной с 2005 года. Это примерно 2,5 – 3тысячи гривен. Только 10 лет назад это было 500 долларов, а теперь – меньшеста.Системы профессионального образования и повышенияквалификации почти нет вообще.

Инфраструктура, техническая помощь в видеоборудования, обмен информацией, взаимодействие с таможнями других государств –полная деградация!

Я убежден, что Председатель ГФС Роман Насировзнает это лучше меня. Но ведь впереди очередные 3 месяца испытательного срока.И в этот раз он уж точно наведет порядок. Даже не сомневаюсь!