Украинская таможня в рамках Ассоциации Украины с ЕС
C 1 января 2016 года вступило в действие Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Соглашение предполагает большой объем работы для Украины относительно проведения реформ и приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами. В том числе, и реформ для украинской таможни. Когда мы говорим о торговой части Соглашения, гармонизация таможенных процедур между Украиной и ЕС является одним из ключевых приоритетов. При чем, большая часть обязательств касается именно Украины.
В общих чертах для нас выполнение обязательств по таможенным вопросам предусматривает внедрение унифицированных упрощенных таможенных процедур, сокращение и стандартизацию документов и информации, которые требуются таможенными органами, устранение дискриминационных требований, минимизацию ресурсов для ведения внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что для украинской таможни характер данных обязательств не является принципиально новым, учитывая, что, начиная с 90-х годов, ведется постоянная работа по упрощению процедур международной торговли, адаптации национального законодательства к международным конвенциям и соглашениям в таможенной сфере. Поэтому, с одной стороны, к Соглашению об ассоциации украинская таможня подошла достаточно подготовленной.
С другой стороны, после принятия Таможенного кодекса в 2012 году и ряда нормативно-правовых актов реформы таможенного дела фактически остановились. Было создано Министерство доходов, а у него были совсем другие задачи.
Таким образом, Соглашение об ассоциации с ЕС, а его положения, напомню, являются юридически обязывающими, должно стать импульсом для возобновления развития таможенного направления. На чем следует сконцентрировать внимание в ближайшее время?
Система транзитных процедур NCTS – отсутствует закон
Ключевыми среди наших обязательств по Соглашению с ЕС в части таможни являются внедрение в Украине института уполномоченных экономических операторов (УЭО) и присоединение к Общей транзитной системе ЕС (NCTS). При этом, учитывая, что на выполнение этих обязательств установлены сроки, времени на реформы остается не так и много – а именно 7 месяцев.
Именно столько осталось у Украины на приведение транзитных процедур в соответствие с Конвенцией о едином режиме транзита и Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами.
Присоединение к этим конвенциям позволит Украине стать частью Общей транзитной системы Европейского Союза (NCTS). На данный момент на территории ЕС все таможенные процедуры полностью переведены на систему NCTS, основной целью создания которой стала отмена бумажного документооборота при транзитных перевозках между странами.
Система NCTS обеспечивает международный обмен информацией о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются через таможенные границы. Информация может быть проверена в любое время и в любом месте, для этого необходим лишь доступ в Интернет.
Выполнение обязательства по присоединение к Общей транзитной системе ЕС (NCTS) позволит сблизить транзитные системы Украины и ЕС. А дальнейшее сотрудничество и координация в сфере транзитных перемещений, как следствие приведет к укреплению безопасности международных цепей поставок и будет способствовать привлечению инвестиций в Украину.
По сути, это одна из реальных возможностей помочь Украине вернуть статус транзитного государства.
Следует отметить, что в 1998 году специалисты таможенной службы Украины первыми в Европе создали национальную электронную систему контроля транзита. А возможности присоединения Украины к NCTS отрабатывались задолго до подписания Соглашения об Ассоциации.
Но, к сожалению, даже имея такой «background», сегодня Украина не сможет своевременно выполнить свои обязательства в этой части. При чем, причина довольно банальна – отсутствует соответствующий Закон. Что не позволяет начать тестовое функционирование системы NCTS на национальном уровне.
Институт уполномоченных экономических операторов
Вторая, а может быть и первая по важности договоренность между Украиной и ЕС в таможенной сфере – это внедрение в Украине института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Статус УЭО - это высшая степень доверия таможни к предприятию и, как следствие, наибольший перечень льгот и упрощений таможенных процедур для него.
Получение статуса УЭО подтверждает, что предприятие соответствует критериям законности, прозрачности, надежности и безопасности.
Преимущества такого статуса очевидны. К УЭО применяется минимум таможенных формальностей, что сокращает финансовые и временные затраты на проведение внешнеэкономических операций.
А репутация надежного контрагента позволяет стать полноценным участником международных цепей поставок.
Более того, подтвержденное доверие государства к предприятию в одной из стран открывает ему зеленый свет в других странах, которые присоединились к сотрудничеству УЭО и договорились о взаимном признании.
На сегодня 33 страны мира, среди которых страны ЕС, США, Канада, Китай, Япония, пользуются преимуществами взаимного признания УЭО.
На данный момент, на экспертном уровне согласованы законопроекты, которые предусматривает имплементацию института УЭО на основании принципов, аналогичных существующим в ЕС, в том числе с учетом положений нового Таможенного кодекса ЕС, который вступает в силу с 1 июня 2016 года.
Для функционирования в Украине УЭО важно максимально быстро принять необходимую законодательную базу, не дожидаясь окончания предусмотренного Соглашением 3-х летнего срока, и сконцентрироваться на практической реализации.
Можно предугадать, какое количество субъектов ВЭД, в том числе недобропорядочных, будет пытаться получить статус УЭО с его преимуществами.
В связи с этим, важно, чтобы отбор и предоставление такого статуса осуществлялись по максимально прозрачным процедурам.
Пост-аудит
Параллельно с внедрением института УЭО, важно «реанимировать» направление пост - таможенного контроля, который осуществляется после выпуска товаров в свободное обращение. Следует сказать, что с принятием Таможенного кодекса в 2012 году пост-аудит реально заработал, таможенным органам удавалось выявлять сотни операций, проведенных с нарушениями закона, и доначислять недополученные платежи в бюджет.
Но, к сожалению, с 2013 года, когда было создано Министерство доходов и сборов, и по сегодняшний день в рамках Государственной фискальной службы, о достижении результатов по пост-аудиту, и в целом по таможне, говорить не приходится. Последние 3 года происходило, скорее, размытие функций таможни в системе госуправления, деградация организационно-кадровой составляющей, как на центральном, так и на региональном уровнях.
Вопрос даже не о том, должна или не должна таможня быть отдельным государственным институтом, а в том, что на уровне ГФС нет четкого понимания, как должна развиваться современная таможня европейского образца, какие приоритеты должны быть в основе.
Затянувшийся процесс реформирования ГФС не дает нам ответы на эти вопросы, а позиционирование таможни как исключительно фискального органа – не воспринимаются европейским таможенным сообществом.
Ключевых направлений для работы как минимум два.
Во-первых, определить, как приоритет в деятельности таможенного блока, обеспечение таможенной безопасности, регулирование международной торговли, упрощение и гармонизацию таможенных процедур.
Во-вторых, скоординировать комплекс мероприятий по своевременному выполнению обязательств перед ЕС, построив четкую вертикаль ответственных лиц, в том числе, по вопросам взаимодействия с европейской стороной.
Если нет собственных идей по реформированию украинской таможни, почему бы не взяться за реальное воплощение в жизнь наших обязательств в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС?