12 июля 2015 года завершился трехдневный IX фестиваль Украинской культуры в Катскильских горах в историко-развлекательном комплексе Союзивка. В 1952 году самая крупная организация Аерики, Украинский Народный Союз, в штате Нью-Йорк приобрела 250 акров земли бывшего санатория, расположенного в горно-лесной зоне среди пейзажа, напоминающего Карпаты. Так был открыт в городке Керхонксон\Kerhonkson  культурный и просветительский центр украинской диаспоры, приспособленный для проживания. Несколько помещений были отданы молодежи; организованы библиотека, банкетный зал, бассейн, теннисные корты, волейбольная площадка, работает детский и юношеский лагерь. На опушке леса, совсем как в сказке, размещается небольшой храмовый комплекс. На территории Союзивки дома не имеют привычных номеров, их опознают по географическим названиям. Так можно побывать в "Ужгороде", "Одессе", "Киеве", "Верховыне".

Музыкальные, спортивные, фольклорные мероприятия проходят здесь круглый год, а летний фестиваль Украинской культуры стал событием международного уровня. Вот уже который год артисты сюда прибывают из Австралии, Канады, из всех уголков Америки и, конечно, из Украины. Сергей Фоменко, Оксана Биланюк, Василий Попадюк, Павел Табаков, "Дзидзио", австралийский танцевальный коллектив "Легенда" стали фаворитами главного концерта субботнего вечера.

Ярмарка - неотъемлемая часть действа, все желающие могли приобрести здесь одежду, сувениры, книги, украшения и поделки. На аллеях пели и вышивали, собирали из бисера кружева, лепили из глины, учили детей народному промыслу.

А начиналось все в 1950-е годы, когда послевоенная волна скрывала незаконных эмигрантов от "справедливого возвращения" в Советский Союз. В те годы активно открывались приходы церквей, строились монастыри, росли, как на дрожжах, этнические центры. УНС - Украинский Народный Союз принял решение для своих членов создать летнюю базу отдыха с возможностью воспитания юношества в традициях родной культуры. Только в течение первых 15 лет тут около 800 студентов закончили курсы украиноведения, около 1000 детей "прошли" через летние лагеря, 2000 молодых людей смогли работать как волонтеры, тысячи девушек участвовали в ежегодной номинации "мис Союизивка", а парни состязались в интересных турнирах. Сегодня Союзивке 63 года и нетрудно догадаться, что речь уже идет о четвертом поколении эмигрантов, стремящихся не порывать связи с родиной своих предков. Если первые поколения активно осваивали английский язык, то последние тридцать лет классы по изучению украинского языка входят в одну из популярных программ каникулярных периодов. Для учителей открыта интенсивная стажировка по всему объему курсов Ukrainian studies с темами по лингвистике, этнографии, истории, литературе.

В 1956 году в центральную площадь головного офиса вписался бюст Т.Г. Шевченко работы всемирно известного скульптора Александра Архипенко. Автор показал нам "другого" Шевченко, таким мы его мало знаем, он кажется старше, углублен в себя, размышляет или ведет внутренний диалог. Однако портрет мастера вряд ли был неправдоподобен.

Напротив "Тараса Шевченко" в 1976 году в Катскильской долине появилась Леся Украинка: на церемонии открытия памятника ей гостьей Союзивки была родная сестра писательницы - профессор и поэт Изидора Косач-Борисова, которая с 1949 года проживала в Нью-Джерси и принимала активное участие в жизни общины.

На территории поселения также установлены в разные годы бюсты: кардиналу, предстоятелю Украинской грекокатолической церкви Йосифу Слипому, основателю старейшей украиноязычной газеты "Свобода" Григорию Грушке и гетману Ивану Мазепе. Первый номер "Свободы" вышел в тираж 15 сентября 1893 года и являлся голосом УНС в Америке. Среди тысяч авторов, публиковавшихся в этом издании, был Иван Франко, как публицист и писатель. Газета печатала его оригинальные статьи и перепечатывала рассказы, ведь многие эмигранты были лишены возможности покупать книги. Наверное, поэтому уже на подъезде к этим местам виднеется самая настоящая улица Франка. Как тут не вспомнить деревню Чураевку в Коннектикуте с дорогами - Толстовской, Киевской? Но ведь не сохранилась, ушла в небытие, оставив небольшую часовню, созданную по проекту Рериха, как напоминание о единстве всех культур.

Не было ни одного известного человека в украинской среде, который бы не посетил Союзивку и не провел тут свой творческий вечер или лекцию. Особую привязанность к местности горных ручьев питали художники. Любили приезжать сюда Любослав Гуцалюк, Эдвард Козак, Яков Гниздовский, связанный особыми узами с Союзивкой - он автор иконостаса грекокатолической церкви Святой Троицы, которая находится у подножия просветительского центра. Наследие Якова Гниздовского составляет сотни картин, а также более чем 300 гравюр. Две его картины «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» украшали кабинет президента США Джона Кеннеди в Белом Доме. Работы художника хранятся в приватных собраниях и музеях, в частности, в библиотеке Конгресса, Бостонском музее, Филадельфийском музее, университете Дэлавэр, университете Вашингтона, Институте Батлер, фундации Вудварда, коллекции Нельсона Рокфеллера, а также в музеях Японии и Украины.

В Союзивке находится знаменитая академия имени Ромы Примы-Богачевской. Весь летний период здесь работает школа танцев ансамбля "Сизокрылые". В детском и молодежном лагере репетируют сложные па балета народного стиля. Руководит хореографической программой Аня Богачевская-Лонкевич, дочь Ромы Примы. Продолжая линию инерпретации фольклора во всем его многообразии, она также преподает мастерство движений, объясняет значение архаичных черт, связь с обрядами, менальные особенности жителей разных регионов - волынян, бужан, слобожан, галичан и т.д.

В архивах эмиграции хранится документальный фильм, снятый режиссером Ярославом Кулиничем "Наша Союзивка", пожалуй это единственная летопись первых ее десятилетий.

В 1992 году в Союзивке побывал первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, а в 1980-1990 бывшие политические заключенные встречались здесь с журналистами, выступали перед многочисленной аудиторией. Когда в 1979 году историка и представителя украинского правозащитного движения Валентина Мороза вместе с Кузнецовым, Дымшицем, Винсом и Гинзубургом обменяли на двух граждан СССР, обвиненных правительством США в шпионаже, вся диаспора, встречала его как героя. Следует сказать, что украинцы зарубежья боролись за его освобождение так, как сегодня за Надежду Савченко. Не упускалась ни одна возможность: во время хоккейных матчей канадских профессионалов и сборной C ССР, которые проходили в сентябре 1972 г. в Канаде и Москве, на трибунах за океаном можно было увидеть плакаты "Освободите Мороза!" И вот он в Союзивке. Восхищение, сочувствие, вопросы, - как удалось опубликовать "Репортаж из заповедника имени Берии"? Как удалось выжить в тюрьме?...

Время повернулось вспять, и вновь те же методы противостояния, та же консолидация сил.

Молодежная организация "Разом" в библиотеке главного офисного здания провела во время фестиваля оригинальную встречу "Разом сало". Под водочку и бутерброды читали стихи об этом национальном продукте, знакомились и объединялись ради солидарности с Украиной. Было приятно видеть, что глава столь многочисленного и популярного движения Люба Шипович сама разносит угощения, а Костя Чурин, с которым мы вместе проводили митинг 1 марта у российского представительства ООН и русско-украинский американский диалог, помогал Марии Сороке, одному из директоров, в видеопрезентации.

В 2015 году Союзивка перешла в собственность к более молодой организации - Украинской национальной фундации \UNF, на нее возложены надежды как по сохранению культурного наследия американской Украины, так и по развитию этой территории, исходя из реалий сегодняшнего дня. Нужно решить, в какой мере необходима модернизация. Ведь без англоязычной составляющей в будущем не выжить. На фестивале побывали целые молодежные группы без этнических украинских корней, а всех вместе было в этот раз более пяти тысяч посетителей. Студенты мира сегодня поддерживают Украину, это модно, престижно. Конечно, для того чтобы излюбленное место привлекало "чистых" американцев, нужны серьезные финансовые вложения, но вместе с тем возникает риск утратить дух истинного традиционализма. Есть над чем подумать. Однако развитие современных музеев под открытым небом показывает, что украинский Диснейленд пришелся бы ко двору Катскильским горам, им не важна форма, а символ желтого и голубого как нельзя лучше вписывается в молитвенную красоту природы во все времена года.