Ни для кого не секрет, что основой существования любогогосударства является крепкая экономика, которая существенным образом зависит от«состояния» бизнеса. Иными словами, бизнес – это «священная корова», как однаждысказал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Напомню, что действующаявласть обещала защищать бизнес от так называемого давления со стороныправоохранительных органов и пресекать любые методы «придушить» бизнес. 

Первые шаги в этом направлении уже есть. В последнеевремя Генеральный прокурор Украины публично выступал с требованиями запретитьпроведение обысков в формате «маски-шоу», негативно относился к изъятиюкомпьютерной техники и денежных средств. В последующем, Генеральный прокурорУкраины даже подписал ряд приказов и распоряжений, которые должны были упредитьзлоупотребления со стороны следствия во время проведения следственных действийи в некотором роде защитить бизнес. К сожалению, это пока не помогло, злоупотребления продолжаются,поскольку привычные методы работы правоохранителей не так просто искоренить.

И вот первый реальный шаг – правительство выступило синициативой внести изменения в ряд законодательных актов, которые должны будутзащищать бизнес. Итак, на данном этапе предлагается:

1. Запретитьизъятие оригиналов документов и серверов во время обысков, кроме конкретныхотдельных случаев, предусмотренных законом (когда эти оригиналы являютсяорудием преступления). Это должно искоренить практику, когда предприятие годамине может возвратить изъятую технику, документы.

Отличноепредложение, однако в обязательном порядке нужно предусмотреть ответственностьза нарушение такого запрета.

2. Разрешитьдоступ адвоката на любой стадии проведения обыска.

Однозначноположительное событие. Само присутствие профессионального адвоката уже станетпрепятствием для любых злоупотреблений. Важно отметить, что закономпредлагается внести норму, которая предусматривает возможность признаниядоказательств, полученных в ходе такого обыска (без адвоката), недопустимыми.Напомню, что на сегодняшний день, если обыск уже начался, доступ адвоката кместу проведения обыска весьма затруднителен.

3. Ввестизвуко- и видеофиксацию проведения обысков и других следственных действий. Этодолжно ликвидировать сложившуюся практику формального рассмотрения судомходатайств следственных органов.

Долженпризнать, что не все судьи формально рассматривают ходатайства и идут на поводуу руководителей следственных и прокурорских органов. За это им большое спасибо.Однако количество ходатайств, которые подаются органами досудебногорасследования, и ограниченные сроки их рассмотрения настолько велико, что раноили поздно это приведет к формализму, нивелируя тем самым институтследственного судьи. В случае введения обязательной фиксации, время нарассмотрение следственным судьей всех ходатайств еще увеличится, поэтому нужнобудет: или увеличивать время на рассмотрение ходатайств, или увеличиватьколичество судей, или ликвидировать практику «заваливания» следственных судейходатайствами. По моему мнению, последний вариант самый приемлемый (еслипросмотреть статистику количества поданных ходатайств, создается впечатление,что у нас самая преступная страна в мире).

Крометого, Министр юстиции Украины выступил с инициативой прекратить практикуповторного открытия уголовных производств. Это также положительный момент,поскольку в некоторых случаях уголовные производства расследуются несколькимиуправлениями не только в одной структуре, а и в нескольких (прокуратурой,налоговой милицией, национальной полицией, СБУ и т. п.).

Если  же говорить об обратной стороне медали, то взаконопроекте не сказано НИЧЕГО об ответственности должностных лиц за нарушениятех или иных правил, указанных в нем. 

Остаетсязапастись терпением и верой, что бизнес все-таки сможет получить долгожданнуюзащиту и действительно станет «священной коровой», которой будут дорожить, а не«доить».