Возникшая в ХХ веке углеродная угроза намного опаснее, чем считают многие политики и представители финансово-промышленных групп, находящиеся в старой парадигме пользования экосистемными услугами без их восполнения, игнорирующие риски деградации окружающей среды. Поэтому перспективы Украины во многом зависят от декарбонизации и темпов роста инновационной экономики как ответа на существующие вызовы.

Изменение климата – актуальный противник, силу действия которого многие еще не осознают, хотя деструкция экосистем видна уже невооруженным глазом, а именно – температурные колебания, частота стихийных бедствий, изменения условий земледелия, проблемы естественных акваторий и т.д. Координация усилий между государствами в вопросах сбалансированного развития (sustainability) становится жизненно важным для мирового сообщества императивом.

Происходящие на Планете процессы стимулируют ответственных управленцев двигаться к новому технологическому укладу. Закономерны инициативы по созданию специализированных агентств по инновациям и готовность правительств развитых стран увеличивать финансирование на научные исследования, в частности в Великобритании и США, с формулировками о важности соответствия новой реальности (эпидемиологические факторы только ее часть).

Украина рискует существенно отстать от технологических лидеров, что повышает планку задач для руководства страны. Учитывая введение в Евросоюзе карбонового налога на импорт, напрямую касающегося интересов украинских экспортеров, откладывать «на завтра» действия, которые нужно было выполнить «позавчера» не представляется больше возможным без последствий для страны. Также нужно учитывать, что механизм СВАМ (carbon border adjustment) направлен на сокращение СО2 путем синхронизации юрисдикций, чтобы все предприятия ориентировались на единые стандарты, не прячась в «климатических офшорах».

Безусловно положительная тенденция, что собственники мировых компаний такого уровня как Билл Гейтс участвуют в разработке решений для минимизации климатических рисков. В недавно представленной им книге обозначены количественные и качественные показатели, которые должны учитываться при принятии управленческих решений. Так, 51 млрд тонн парниковых газов, которые ежегодно продуцируются в атмосферу, к 2050-му году должны быть сведены к нулю – это общая ответственность всех участников международных отношений, как на уровне государств, так и бизнеса.

Благодаря интегрированному подходу в работе всех органов власти, достижение углеродной нейтральности к 2050 году в странах ЕС выглядит вполне реалистично. Последовательная работа европейских институций по применению наилучших доступных технологий (Best Available Techniques – ВАТ) приносит свои плоды в виде производств замкнутого цикла, ресурсоэффективности и высококонкурентной продукции на выходе. Европейские партнеры демонстрируют высокий уровень менеджмента и комплексность организационных и финансовых решений на примере официальной политики «зеленой сделки» (European Green Deal).

Возросшая в Украине медийная активность представителей власти по «зеленым» вопросам важна как часть информационной повестки, но она не должны замещать практические шаги по экомодернизации, в частности остается открытым вопрос по реализации Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ). Сложившаяся кризисная ситуация в энергетическом секторе Украины, отсутствие полноценного мониторинга состояния окружающей среды и несоответствие европейским стандартам экологической безопасности – результат многолетних фрагментарных решений во власти и теневых договоренностей между стейкхолдерами. Улучшение экологической ситуации с одновременным формированием инновационной модели развития должно стать стратегической задачей для команды президента Зеленского.

В связи с критериями евроинтеграции со стороны компаний входящих в список предприятий-загрязнителей Министерства экологии и природных ресурсов Украины, в СМИ озвучивается позиция о сложности или невозможности выполнения международных обязательств в сфере экологической безопасности. Акцентирую, достижения стран ЕС в сфере инноваций и европейские стандарты — это полезный опыт и ориентир для всех сфер хозяйствования. Показательно, что в своей экономической политике Белоруссия, Казахстан и Россия применяют наработки европейских коллег в промышленности значительно эффективнее, чем Украина. Создание специальных ГОСТов для внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) и их имплементация в регуляторную базу названных стран показывает, что Украина на постсоветском пространстве отстает в обновлении промышленной и энерго инфраструктуры, несмотря на соглашение об ассоциации с ЕС и возможностях привлечения дополнительных ресурсов на экомодернизацию.

Отмечу, что в сфере устойчивого развития уже не один год существуют программы поддержки и возможности для бизнеса (например, это проекты IFC и EBRD). К сожалению, многие украинские предприятия не могут пройти комплаенс для выхода на мировые биржи, чтобы привлекать дешёвый финансовый ресурс из-за специфики происхождения активов или невыполнения инвестиционных обязательств при приватизации. Поэтому в интересах национальной безопасности следует провести аудит предприятий не выполнивших первичных условий приватизационного конкурса по модернизации, экологии, социальным и другим вопросам, что нарушило права других участников конкурса и создало проблемы для жителей территорий, где размещены эти объекты. Так как, ограниченный доступ этих предприятий к финансовым рынкам вынуждает их влиять на власть, по итогу блокируя нововведения, невзирая на потребности людей, природы и международные обязательства страны. Важно, чтобы СНБОУ и КМУ в своей работе начали применять принципы риск-менеджмента, один из которых – действия на опережение.

Ежегодно на Всемирном экономическом форуме (WEF) в Давосе ведущие мировые эксперты представляют доклады с детализированным перечнем рисков в показателях вероятности и величины их наступления. И экологическая тематика стабильно в пятерке приоритетных вопросов (изменение климата, потеря биологического разнообразия, истощение запасов пресной воды, природные бедствия и т.д.). То есть, обмен знаниями по механизмам сокращения рисков давно практикуется на уровне мировой площадки, объединяющей политических лидеров и бизнес-элиту для повышения конкурентоспособности экономик своих стран, а также роста качества и продолжительности жизни граждан. Для Украины же сейчас самое время запустить механизмы синергии между наукой, бизнесом и государством для системного решения внутренних проблем через призму глобальных.

В 2012 году еще при жизни основателя Давосского форума, известного ученого Богдана Гаврилишина, мы организовали приезд в Украину его ученика, члена Римского клуба Гюнтера Паули для презентации доклада «Синяя экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест». В своей книге автор изложил практический опыт запуска бизнес-проектов на принципах выработанных природой в процессе эволюции (безотходности, каскадности и т.д.). Это один из примеров откуда можно черпать знания для решения актуальных задач.

Использование мирового опыта, наработки ученых, в частности Национальной академии наук Украины (НАНУ) и новаторство компаний с прозрачной капитализацией, могут стать основой как для экономического усиления Украины, так и ее экологической субъектности на мировой арене. Ведь считаются с теми, кто силен не столько ресурсами, сколько интеллектуальным содержанием государственной стратегии и ее выполнением.