События под Верховной Радой, которые произошли 31 августа, живо напомнилимне 26 апреля 2012 года. Думаю, большинство читателей уже забыло, что именно произошло той весной.
Партия регионов всячески старалась протащить на должность представителя Верховной Рады по правам человека своего ставленника – Валерию Лутковскую, однако никак не могла собрать нужного количества голосов для ее назначения. Трибуна парламента была заблокирована и утверждение никак не могло состояться. Ценой вопроса была легализация заключения двух политзаключенных – Луценко и Тимошенко.
И тут, как бы случайно, произошли громкие теракты в Днепропетровске, в результате которых пострадало более 20 человек. Для принятия резолюции по этому вопросу было созвано срочное заседание Верховной Рады, на котором было принято только одно решение – о назначении Лутковской омбудсменом. На днепропетровские события времени не нашлось. В конце заседания перед камерами появился парламентский “дирижер” партии регионов Чечетов и изрек одну из своих коронных фраз: “Оцените красоту игры!”
Да, игра была сделана и результат был достигнут. Оппозиционеров “развели, как котят”. Хотя, на мой взгляд, они не особо сопротивлялись. К чему это длинное предисловие? А к тому, что в последний день лета произошло очередное событие, расколовшее страну. За президентский проект изменений к Конституции синхронно проголосовали две основные фракции парламента – Блок Петра Порошенко и Народный фронт. Все было бы естественно, если бы их поддержали партнеры по коалиции. Но партнеры не голосовали или голосовали против. Необходимое количество голосов законопроект получил за счет бывших регионалов. В момент голосования возник еще один громкий скандал. Глава партии “Объединение Самопомощь” мэр Львова Садовой заявил о фактах подкупа некоторых членов его фракции при голосовании за законопроект. На итоговом табло за закон от “Самопомощи” проголосовали пятеро депутатов, в том числе первый номер списка партии – Гопко. Они были исключены из фракции, но при этом сохранили депутатские полномочия. То есть не пострадали и не понесли ответственность перед избирателями за свои действия.
Теперь вернемся к истокам. За что же конкретно голосовали депутаты? И почему изменения к Конституции поддержали бывшие члены Партии регионов?
Проект, который президент назвал “децентрализацией”, содержит положение, фактически легализующее террористические Донбасские республики. Кроме того, этим “отдельным районам” предоставляются полномочия, которые и не снились другим при полной неподконтрольности местных властей, правоохранительных органов и судов центральной власти. То есть мы, по сути, имеем три составные части документа:
  1. Децентрализацию, под видом расширения полномочий лишающую самостоятельности местные власти. Им  будет необходимо согласовывать любые решения с “префектами” – представителями президента с правами прокурорского надзора и  отмены “неправильных”, с их точки зрения, решений местных советов. Кроме того, президенту даются полномочия распускать местный совет, назначив вместо него своего уполномоченного. Законодательство о префектах еще не принято, и даже не обсуждалось.
  2. Изменение государственного устройства страны путем исключения из Конституции перечня субъектов территориального устройства и замену их понятием “территориальных громад”, количество и границы которых явно не определены. При этом регионами в проекте названы области.
  3. И, наконец, тот пункт, который всколыхнул общество, – это предоставление отдельным законом особого статуса некоторым районам Донецкой и Луганской областей, которые были признаны оккупированными территориями, постановлением Верховной Рады. Закон “Об особом статусе” был принят депутатами и подписан президентом Порошенко прямо в зале парламента сразу же после первых минских соглашений. 16 сентября 2014 года он лично додавливал парламентариев. Закон крайне неоднозначен и дает его субъектам – непризнанным донбасским республикам – гораздо большие полномочия, чем имеет любой другой регион страны.
Первую часть предложений общество еще могло бы проглотить без особого сопротивления. Многие граждане считают допустимым увеличением президентских полномочий в связи с военными действиями и необходимостью повышения управляемости страной, несмотря на то, что Украина является парламентско-президентской республикой.
Второй раздел повторяет предложения кума российского президента Медведчука о “федерализации” и закладывает возможность развала страны на отдельные территориальные субъекты.
Третий пункт в сочетании с законом “Об особом режиме местного самоуправления” говорит остальным регионам, что и у них такое право также может появиться. Правда, попытка Запорожского облсовета получить такие же права была яростно отвергнута президентом, но это не гарантирует дальнейшей цепной реакции других регионов. Второй и третий пункты вытекают из февральских минских соглашений, которые Украина выполняет в одностороннем порядке. Следует отдавать себе отчет, что минские соглашения не являются международным договором, не ратифицированы парламентом, и ответственность за их невыполнение не предусмотрена. Результатом принятия изменений к Конституции может стать полная дезинтеграция, парад суверенитетов, и достижение Путиным своих целей руками законодателей и президента Украины. Многие представители демократической общественности, ученые, правоведы, политики, дипломаты сразу же после появления в открытом доступе текста законопроекта высказали сомнения в его содержании и порядке реализации. Против выступил и один из судей Конституционного суда Шишкин, напомнивший о прямом запрете проведения выборов и внесения изменений в Основной закон в период ведения боевых действий.
Результатом стало обращение к президенту с просьбой остановить процесс внесения изменений в Конституцию до момента окончания войны. Сами изменения нужно принимать через механизм общенационального референдума после достижения согласия в обществе по предположенным темам.
По результатам социологических исследований, проводимых КМИС, JFK и другими социологическими службами, в обществе зреет протест против неназванной войны, которую власть объявила “гибридной”, но в ходе которой страна потеряла территории и заплатила жизнями тысяч своих граждан. Тревожным сигналом служит признание почти четвертью опрошенных возможности внесудебного или насильственного решения проблем, включая суд Линча. А 40 % опрошенных относятся к таким действиям сдержанно-положительно. В условиях ухудшения экономического положения граждан и отсутствия реальных перспектив окончания войны мы можем очень скоро увидеть социальный взрыв. Выборы в местные органы власти по новому закону, на справедливый результат которых большинство граждан надежд не возлагают, также увеличивают градус напряженности в обществе. Большинство политических потрясений в стране, как правило, происходило осенью.Однако президент и его ближайшее окружение, подчиненные и связанные лица, включая председателя Верховной Рады Гройсмана, не собирались и не собираются считаться с мнением общества и решили достичь своей цели любыми средствами. Включая возможный подкуп депутатов, запугивание и предоставление преференций, то есть при помощи всего спектра мер, применявшихся командой бывшего президента Януковича. С участием тех же фигурантов, которые принимали “диктаторские законы” 16 января 2014 года.Поэтому естественным выглядит негативное отношение людей, прошедших Майдан и воюющих на Востоке, к таким действиям властей. Они прямо называют их государственной изменой и попыткой расколоть общества. К этому мнению присоединились парламентские и непарламентские партии и политические объединения, в частности Радикальная партия Ляшко, партия “УКРОП”, которую связывают с противником действующего президента олигархом Коломойским, и  “Объединение Самопомощь”, возглавляемое мэром Львова Садовым. В результате Радикальная партия покинула правящую коалицию, на грани выхода находятся “Самопомощь” и “Батькивщина”, чей лидер Юлия Тимошенко имеет особый счет к премьер-министру Яценюку и всем ее бывшим соратникам, ушедшим в “Народный фронт”. А это может привести к развалу правящей коалиции,  досрочным парламентским выборам и затяжному политическому кризису, который негативно повлияет на рейтинг страны и может перекрыть каналы внешнего финансирования.
В этом случае у президента не наберется голосов конституционного большинства для окончательного принятия изменений к Конституции, на которых настаивают все внешние игроки, начиная с президента России Путина и заканчивая европейскими лидерами, уставшими от украинской войны и отсутствия реформ в стране.
Радикально настроенное общество готово к обострению, осень на носу, на руках у людей появилось огромное количество неучтенного оружия. А ружье, висящее на стене, как известно, в конце представления обязательно выстрелит.
В таком развитии ситуации не заинтересовано само общество, но могут возникнуть условия, при которых дезинтегрирующий страну бунт станет практически неизбежным. Поэтому большинство политических сил вполне осознают последствия такого сценария и призывают людей сдерживать эмоции. Что же произошло 31 августа?
Результат голосования был прогнозируемым, о наличии достаточного количества “штыков” говорили все политические силы. А сопротивление со стороны Радикальной партии, Батькивщины и Самопомощи выглядело как попытка набрать очки в предстоящей выборной гонке. Но голосование бывших регионалов из “Оппозиционного блока” за законопроект окончательно сбросило маски “демократов, защищающих идеалы  Майдана” с президентской партии и Народного фронта, стремительно теряющего рейтинг. Люди увидели, что “непримиримые враги” договорились для реализации путинского сценария дезинтеграции страны. Выступление “Свободы” во главе с ее лидером Тягнибоком перед Верховной Радой ПОСЛЕ принятия решения депутатами, ни на что не могло повлиять и выглядело как откровенная провокация. Брошенная граната (или гранаты) привели к смертям и ранениям большого количества военнослужащих Национальной гвардии, при этом ни один из депутатов не пострадал.
Поэтому многие аналитики и эксперты высказали мнение, что события 31 августа являются провокацией властей. Они могли воспользоваться  проверенными методами Януковича, провоцируя радикалов для получения возможности их преследования и подавления протестов силой.
Но это палка о двух концах. Она может больно ударить по властным головам, и тогда большинству фигурантов уже не удастся сбежать подобно Януковичу и его свите, потому что люди выместят на них всю ненависть за “договорняки” и смерти патриотов на Майдане, в “котлах” и нежелание прислушаться к настроениям общества.
К огромному сожалению, реальная оппозиция режиму сейчас отсутствует. А она смогла бы стать серьезным сдерживающим фактором, возвращающим почти неизбежный гражданский протест в правовое русло.Поэтому многие общественные деятели видят выход из ситуации в создании широкого общественного движения, объединяющего парламентские партии, которые могут выйти из коалиции, депутатов-мажоритарщиков, другие общественные объединения, оппонирующие режиму и не прошедшие в Парламент. Это Гражданская позиция  Правый сектор, УКРОП, Сила людей, Республиканская партия, готовые формировать повестки дня реальных реформ на основе патриотизма, достоинства, свободы, справедливости и защиты гражданских свобод. Тем более, что в обществе есть люди, способные реализовать самую амбициозную программу.
Иначе страну ждет хаос. А кому он нужен, кроме Путина и его приспешников? Мне, как гражданину Украины, он точно не нужен.
Каждый должен задать себе подобный вопрос и честно на него ответить и сказать, что он готов сделать ради сохранения нашей страны, жизни, здоровья и благосостояния своих близких. Для победы над врагом.

Вадим Хомаха,
аналитик
Руководитель проекта “Digests & Analytics Ukraine”
страница в социальной сети Facebook